Искусство флиртует с историей

Завершается Год Франции в России , и в искусстве звучит французская тема, а аккомпанирует ей отечественная, русская. Самое любопытное – то, как известные темы подаются в новых ракурсах.

Французская фамилия де Гиз звучит в истории зловеще. Красавец герцог Генрих де Гиз, вождь непримиримой Католической лиги, был одним из организаторов массового убийства гугенотов — Варфоломеевской ночи 1572 г. Новый фильм Бертрана Тавернье «Принцесса де Монпансье», выходящий в прокат 9 декабря, — вовсе не о кровавой резне. Де Гиз здесь – герой-любовник.

В де Гиза были влюблены многие красавицы королевства, в том числе Маргарита Наваррская – знаменитая королева Марго, героиня романа Дюма. Однако в картине Тавернье истории как таковой совсем немного. Разве что есть дух времени – коварного, с заговорами и вероломством, и одновременно наэлектризованного любовными интригами.

У главной героини, юной аристократки, дочери маркиза, сразу несколько поклонников, и режиссер создает целую энциклопедию любовных отношений. Красотка любит герцога де Гиза, выходит замуж за принца де Монпансье и принимает ухаживания герцога Анжуйского, наследника престола. Получается эдакий «Вальс цветов» незадолго до жестокой резни.

Великосветская мелодрама обильно приправлена психологизмом. В основу сюжета положен рассказ Мари Мадлен де Лафайет – мастера женской прозы 17 века (известен ее роман «Принцесса Клевская»). И фильм получился – для сентиментальных девушек. Визуальных приманок немало: недурны актеры Мелани Тьерри, Гаспар Ульель и многие другие, костюмы пышны, а интерьеры изысканны. Но для того, чтобы картина гипнотизировала зрителя, этого мало.

Музей изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ), в котором 1 декабря начался музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера» (детище покойного Святослава Рихтера), впервые выставил замечательную коллекцию графики из собственных запасников – около двух сотен. Экспозиция « Французский рисунок конца XIX-XX веков » продлится до 16 января 2011 года.

Имена авторов рисунков составляют французский художественный пантеон: Ренуар, Дега, Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Модильяни, Матисс, Шагал. Это реверанс перед Парижем как мировой художественной столицей, воздухом которой дышали художники разных национальностей – от испанца Пикассо до японца Коянаги.

Рисунки великих (сангиной, тушью, карандашом) предстают как «эмбрионы» шедевров. Кстати, в юбилейный для Огюста Родена год (12 ноября исполнилось 170 лет со дня его рождения) здесь можно увидеть его подступы к скульптурам – наброски на бумаге. Это в искусстве и есть самое интересное – родовые муки художника и рождение шедевра.

На нынешних «Декабрьских вечерах», которые продлятся до 28 декабря, музыка, вопреки обыкновению, звучит не в унисон с живописью. Предыдущие фестивали транслировали в массы тематический дуэт двух искусств. Например, в начале 21 века была роскошная выставка импрессионистов, и на фестивале звучала музыка Дебюсси – основоположника музыкального импрессионизма.

На этот раз музыка и живопись в ГМИИ решительно разошлись. Причина – более чем уважительная: фестиваль проходит в 30-й раз (его название в этом году – «Тридцать лет спустя»), и музыканты сосредоточились на юбилее.

Альтист Юрий Башмет, ныне возглавляющий «Декабрьские вечера», скрипач Виктор Третьяков и виолончелистка Наталия Гутман будут на фестивале играть Брамса, «Солисты Москвы» исполнят «Бранденбургские концерты» Баха. Из пианистов на фестивале выступят Элисо Вирсаладзе и Екатерина Мечетина.

С 30 ноября до 16 января 2011 г в Третьяковской галерее работает весьма «аппетитная» выставка. Речь о натюрмортах живописца-академика Ивана Хруцкого, со дня рождения которого исполняется 200 лет.

Художник писал и портреты, и пейзажи, и даже иконы, однако публике больше всего запомнились прозрачный виноград, исходящие соком лимоны, полосатые тыквы и румяные яблоки его натюрмортов. С таким гастрономическим и художественным роскошеством писали натюрморты разве что фламандцы.

Хруцкий, изображая фрукты, овощи и цветы, вкладывал в работу академическую тщательность. Этнический поляк, рожденный в Белоруссии, он создал русскую школу натюрморта, заветы которой потом переосмыслили в своих работах Илья Машков, Борис Кустодиев, Петр Кончаловский и другие художники.

По-фольклорному пестрый и праздничный, Покровский собор, больше известный как Собор Василия Блаженного, редко радует выдающимися выставками. Да ему это вроде бы и ни к чему. Этот филиал Исторического музея благодаря своей архитектуре самодостаточен и не нуждается в экспозиционном «пиаре».

25 ноября Собор изменил своим привычкам. На его выставке заблестело августейшее золото – в преддверии юбилейного для храма года. В 2011 г этому символу России, напоминающему об эпохе Ивана Грозного и охраняемому ЮНЕСКО, исполнится 450 лет.

На выставке «Золото ризницы» есть золотые напрестольные кресты, чаши, богослужебные книги в золотых окладах. Среди ценнейших экспонатов из драгоценных металлов – серебряный с золочением набор (1638) для причастия первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича.

В наборе шесть изысканных литургических предметов. По соседству мерцает большая чаша князя Ивана Шуйского – брата Василия Шуйского, а рядом – ослепляющие великолепием кадила.

И еще один сюрприз выставки – четыре иконы 16 века из первоначального иконостаса Покровского собора. В XVIII в иконостас разобрали и продали в одно из сел Калязинского уезда (Тверская губерния). Лишь в 1920-е годы музейщики и реставраторы отправились в научную экспедицию в это село и вернули иконы в Москву.