Интеллектуал на сцене и в жизни

Конец ХХ — начало ХХІ века — это время радикальных изменений, которые прошли, к счастью, для нашей страны мирно: империя под названием «СССР» исчезла с лица земли, а на ее месте образовались новые государства, среди которых и Украина. Развивается она трудно и болезненно, однако развивается, и мыслящие люди верят, что процесс этот необратимый. И делают все для того, чтобы были — и развитие, и необратимость.

Это вступление не стоит воспринимать как общие рассуждения. Сказанное непосредственно касается одного из таких — мыслящих и деятельных — людей. Богдан Николаевич Козак — ведущий актер Львовского национального украинского драматического театра им. Марии Заньковецкой, народный артист Украины, декан театрального факультета Львовского национального университета им. Ивана Франко, профессор, академик АМУ, лауреат Шевченковской премии — в каждой из ипостасей может гордиться своими достижениями. Ведь не так часто встретишь успешного актера, который был бы еще и не менее успешным организатором образования, исследователем истории украинского театра, педагогом и наставником молодежи.

Актерская профессия, как хорошо известно, зависима, что побуждает к пассивности, а сегодня — и к потере художественных ориентиров. Поэтому так радостно осознавать, что есть исключения, и одержимые, которые преодолевают объективные препятствия и осваивают новые сферы деятельности, добиваясь успехов.

Старт и творческая карьера актера Богдана Козака пришлись на время «оттепели» (в театре он работает с 1963 года), а если талантливому и порядочному человеку выпадает формироваться во времена, пусть и не полной, но все-таки свободы, тогда живет он и трудится без страха и на совесть. Богдан Николаевич пришел в театральную студию Театра им. М. Заньковецкой с оконченным филологическим университетским образованием (и по сей день благодарен своим педагогам в студии, среди которых Борис Тягно и Олекса Рипко). Олекса Николаевич четко планировал спектакли, не признавал импровизаций и тем самым дисциплинировал молодежь. Благодарен ему умением чувствовать зал, ориентироваться во времени и пространстве. Он привил ощущение ансамблевой игры, которая вообще присуща родному театру им. Заньковецкой. Благодаря хорошей выучке и профессиональной добросовестности молодой актер не только влился в коллектив, но и стал одним из тех, на ком держится театр. И в настоящее время, Богдан Николаевич осознает, что наступило время их поколению передать молодежи культуру творческого общения.

Актерская судьба Богдана Козака успешна, сыгранных ролей больше сотни — это персонажи классической зарубежной (Тартюф в одноименной пьесе Мольера, Тесман в «Гедди Габлер» Ибсена, шекспировские персонажи — Кларенс в «Ричарде III», Яго в «Отелло», Макбет в одноименной трагедии, Полоний в «Гамлете») и украинской (Мыкола Задорожный в «Украденном счастье» Франко, Петр I в спектакле «Павел Полуботок» К. Буревия, Возный в «Наталке-Полтавке» Котляревского) драматургии. Как видим, среди образов немало противоположных его человеческой сути: кроме названных королей и русского царя, играл также далеко не светлых персонажей — Ленина (кстати, местная власть после этой роли хотела запретить ему играть Яго, и ему удалось их убедить, что для актера замкнуться только на одноплановых ролях — это творческая гибель), Николая ІІ, Сальери. Интересно и то, что в свое время в спектакле «Моцарт и Сальери» по А. Пушкину он играл Моцарта, а в 2006 году в спектакле «Амадей» по Питеру Шефферу в постановке Вадима Сикорского сыграл Сальери. В спектакле показано противостояние между искусным ремесленником и гением. Почему Антонио Сальери, успешный итальянский музыкант, так не терпел Моцарта? Есть в нем непрозрачный намек на междунациональные трения между обоими композиторами, на противостояние разных школ музыки. Моцарт творил музыку австрийскую, отличающуюся от господствующей итальянской. Речь шла о том, что итальянская музыка невысокого качества (ее представлял Сальери) не должна вытеснять музыку другого народа. Моцарт знал себе цену. Знал ее и Сальери, потому и стремился устранить соперника. Богдан Козак вложил в своего степенного, уверенного в себе, рационального Сальери определенную обворожительность зла. Актер не осуждает его, а раскрывает, показывает действие элементарных завистей. Это универсальный мотив в мировом искусстве и всегда актуальный.

Для Козака перевоплощение в исторические фигуры привычно, но актер никогда не педалирует значимость выдающейся фигуры и не приуменьшает ее — всех «сильных мира сего» показывает не схематическими, а полноценными людьми, которые осознают свое положение. Как же мы познаем их суть? Актерская дистанция, отстраненность от персонажей совершается непостижимым образом. А напряжение психологического противостояния создается скупыми, практически незаметными средствами. «Благодаря театру, — говорит Богдан Козак, — судьба подарила мне возможность проникнуть в сущность чего-то такого, чего я не могу сформулировать, а, может, и не хочется его до конца познавать». Когда-то Осип Мандельштам очень метко сказал об украинском актере: «В жилах его течет рассудительная, но солнечная мольеровская кровь». Это и о Богдане Козаке, потому что, действительно, кого бы он не играл, даже таких законченных негодяев, как Яго, все равно его «солнечная мольеровская кровь» дает о себе знать, не позволяя зрителю упасть в отчаяние от познания зла.

Богдан Николаевич убежден, что современный актер должен иметь основательное образование, в идеале — окончить университет, а тогда уже театральный вуз. Впрочем, это в идеале, и такое желание непросто реализовать. Потому-то и решил обратиться в альма-матер, и в 90-х годах учредил кафедру театроведения и аналитический журнал «Просцениум». Кафедра при поддержке ректора университета Ивана Вакарчука переросла в театральный факультет, где готовят профессионалов для разных видов театральной деятельности. Для этого факультета было выделено каменный дом в старой части Львова, и все дела, связанные не только с налаживанием учебного процесса, но и с ремонтом легли на плечи декана. И все это без отрыва от сцены и ролей, от преподавания и научных исследований. Не ропща и не восхваляясь достижениями, Богдан Николаевич спокойно и уверенно (словно бы всю жизнь занимался ремонтами древних сооружений) осуществил это непростое дело. Ему по силам оказалась конкретная перестройка культуры в условиях, когда власть культуре не импонировала. Он доказал, что можно достичь желаемого. Конечно, помог ему в этом волевой характер и его высокий авторитет. И человеческие качества: настойчивость, интеллигентность, высокая культура в общении с людьми — качества ценные и редкие. Благородный труд для родной культуры, передача традиций выдающихся предшественников, думаю, поддерживает боевых дух и у его коллег и соратников.

Конечно, для того, чтобы описать портрет Богдана Козака, нужна не короткая газетная статья, а монография. Но сжатый набросок к портрету будет неполным, если не вспомнить любовь Богдана Николаевича к украинской поэзии. В свое время он создал телевизионную Шевченкиану: «Кавказ», «І мертвим, і живим…», «Великий льох». Много поэзий украинского гения записал на диски. Близко ему и слово Франко, причем для исполнения актер выбирает не хрестоматийные произведения, а сложные, глубокие. Если это просветительская работа, то очень высокого сорта. Но, в первую очередь, — это потребность собственной души, и слушать в живом исполнении его любимых Тараса Шевченко, Ивана Франко, Богдана-Игоря Антонича, Максима Рыльского — это приобщаться к тончайшему колориту и нюансам художественного слова. Это и степень мастерства, которого уже не замечаешь, и возникает ощущение, что утонченная поэзия рождается сама собой.

…Отшумели аплодисменты, опущен занавес. Еще одна премьера, еще одна роль. Кстати, в этот раз занькивчане удивили публику, обратившись к необычному сценарию Ивана Мыколайчука «Небилиці про Івана». Впервые произведение, написанное для кино, в котором Мыколайчук выразил свою любовь к родной Буковине, ее песням и небылицам, перенесено на сцену. Среди тех, кто творил это сценическое чудо, был и наш герой. Поздравляем, Богдан Николаевич! Желаем и в дальнейшем творческой силы удивлять, поражать, очаровывать.

— У каждого человека есть свой путь к профессии: один идет от природы, второй — от знаний, третий — от каких-то увлечений, еще кто-то выбирает определенную профессию, а то, что ему дано Богом, становится хобби… Для меня Богдан Николаевич — это человек, который имеет много каких-то внутренних резервов, следовательно, он мог бы заниматься многими вещами, но почему-то судьба привела его в театр. Он является актером-аналитиком, актером от ума. И аналитический ум Козака не давал ему покоя — поэтому он закончил филологический факультет, впоследствии пошел в педагогику, начал заниматься самообразованием. Он никогда не стоял на месте — и в этом его совершенство. Козак — четкий выразитель актерства XX века.

— Больше всего ролей в нашем театре Козак сыграл именно у меня — двадцать две! В частности, гениальным был его Кнуров в «Бесприданнице». Но мне кажется, что вершиной творчества актера стала роль Тарелкина в спектакле «Смерть Тарелкина», которую поставил режиссер Владимир Опанасенко. Ничего лучшего я в своей жизни не видела! Богдан Козак — артист острой формы. Однажды Марк Захаров (московский театр «Ленком») посмотрел нашего «Отелло» и сказал о Богдане Николаевиче, который исполнял роль Яго, — «Это актер европейского класса»! И это действительно так.

— Меня очень радует то, что мы с Богданом учились в одной школе — на Рогатке, а это очень сложный район. И в детстве мы прошли через все — грязь, унижения… Но сила воли и семья сделали Козака правильным и целеустремленным. Богдан Николаевич — гордость украинской культуры. Козак умеет сделать образ на сцене. Потому что можно на автомате, формально выучить роль, но растрогает ли это публику? Это огромное мастерство, Божий дар, который не приходит сам. Это, конечно, опыт и тяжелый труд. Мы все любим Козака — независимо от того, в каких ролях он выходит на сцену. Также люблю его как конферансье — это очень большое мастерство. Какую бы работу Богдан Николаевич не выполнял, он неповторимый и незаменимый! По случаю 70-летия хочу пожелать Козаку как можно дольше оставаться на сцене и как можно больше выпустить учеников — ему подобных, потому что речь идет не только об актерском мастерстве, но и о человеческих качествах — отношении к обществу, матери, детям, товарищам, а это очень большая школа жизни.

— Когда человек в почтенном возрасте бросается, и не без успеха, в такие важные вещи, как основание Факультета культуры и искусств, это свидетельствует об огромной потребности реализовать себя в пользу общества и дела, которому ты служишь. Крайне редко бывает, чтобы блестящий артист имел черты организатора — хотя бы потому, что это два разных способа мышления. А Богдан Козак их имеет. Как результат — десятки талантливых, интересных, очень хорошо обученных детей, которые пополнили не только театры Галичины, но и Киева. Как ему это удается, откуда он берет такое море энергии? Во-первых, он очень семейный человек. Семья — основной источник, откуда он черпает свою невероятную энергию. Во-вторых, он очень любит театр. Богдан Николаевич — деятель культуры в самом широком смысле этого слова. Он чрезвычайно высокообразованный, чрезвычайно коммуникабельный, чрезвычайно умный, мудрый и в то же время способен на различные «хохмы», шутки относительно коллег и себя лично. И умение иронизировать над собой — тоже прекрасная черта Богдана Николаевича.

— Богдан Николаевич — это интеллектуал с ловкостью акробата и трезвым умом, который контролирует и зал, и свое тело, и ум, и свои действия, как пилот в самолете. А в качестве моего учителя — это конечно профессионал. Он очень жесткий в работе, но жесткий справедливо. Слабым людям с ним трудно, но если ты эту жесткость не примешь, то ничего не выйдет, потому что так должно быть. Например, у меня был такой эпизод — я очень упирался, когда мы работали над «Норой» Ибсена. Там был персонаж, совсем не похожий на меня, и у нас на этой почве с Богданом Николаевичем возник спор. Я даже позволил себе неправильно высказаться… И этот человек, мой учитель (который, согласитесь, мог что-нибудь сделать), принял это, а я принял его позицию. А в итоге получилась хорошая работа, и я нашел в себе какие-то новые краски. Вот в этом, по-видимому, и есть наибольшее мастерство Козака. Как с партнером на сцене с ним тяжело и хорошо работать, потому что он к тебе относится уже не как к ученику — как к коллеге. Он на сцене — не народный, не профессор — он твой партнер, и ты можешь вступать с ним в конфликты, что-то решать. Он так же ценит твою мысль, как ты ценишь его. Кроме того, во время работы Богдан Николаевич делает замечания, дает предложения, следовательно, происходит обмен мнениями, и эти нюансы в дальнейшем очень помогают в работе. Да и вообще, я за многое благодарен ему в жизни. Он сделал меня актером.

— Я очень уважаю Богдана Козака как прекрасного актера, очень хорошего организатора и преподавателя, потому что сотрудничал с ним, вел курс. Считаю, что он до сих пор не использовал до конца свои возможности — сугубо актерские, потому что он абсолютно нетипичный артист. Всегда хочу с ним сотрудничать. Особенно Богдан Николаевич нравится мне в ролях характерных и ироничных. Козак имеет все — огромные успехи, славу, признание. Поэтому желаю ему, прежде всего, здоровья и творческого долголетия. Тогда точно хватит времени на роли, которые он еще не сыграл, но, надеюсь, сыграет.

— Богдан Николаевич — один из первых моих учителей, который преподавал вместе с Ларисой Николаевной Кадыровой в заньковчанской студии. Козак не только прекрасный актер, который играет на эмоциях, но и мощный технарь, и это очень хорошо, потому что он всегда знает, как и что нужно делать. Кроме того, мы все склоняем перед Богданом Николаевичем голову за то, что он положил начало академическому театральному образованию во Львове. Желаю ему здоровья, чтобы достойно держать все эти вещи, не идти на компромиссы. Во все времена он очень точен на сцене. Но больше всего Козак мне нравится в роли Абеля Знорко — в спектакле «Загадочные вариации» по Шмитту.

— Это незаурядная личность! Как актер — он один из наиболее сильных во Львове, а возможно, и в Украине. Очень уважаю его как педагога. Роли Козака сейчас не буду перечислять — они все блестящие. Очень люблю, когда Богдан Николаевич декламирует — не перебарщивает, не форсирует, и это выглядит по-европейски.

— Козак как актер уникален тем, что имеет два уравновешенных крыла, — эмоциональное и интеллектуальное. Это очень аналитический актер, чем, собственно, мне очень нравится. Такая тенденция прослеживается во всех его ролях. Но о Козаке-актере, несомненно, будут говорить все. Я же хочу сказать о совсем другой грани этого человека — педагогической. Я с ним встретилась тогда, когда была еще очень юной, школьницей. Он в то время вел Студию художественного слова, и я имела счастье быть его ученицей. Это не просто были уроки художественного слова, где мы учились всяким театральным вещам, это были уроки познания мира. Он нас всегда приглашал в Картинную галерею, на выставки. И мы не просто смотрели — должны были на следующем занятии анализировать это, объяснить, что нам нравится, а что не нравится. Уроки Козака также были определенным направлением в выборе литературы. То есть я могу с уверенностью сказать, что он нас, еще совсем юных, формировал как личностей. А еще учил нас красиво ходить, красиво себя вести. То есть Козак является эстетом во всем — в манере говорить, в мировосприятии, в оценке вещей. И когда меня спрашивают «Каких учителей ты по жизни имеешь?», я обязательно называю Богдана Николаевича. Я говорю это потому, что среди нас, его учеников, были разные дети, например, девочка, которая воспитывалась в интернате. И то, что заложил нам тогда Козак, ей очень помогло в жизни. Кроме того, хочу сказать о человеческих чертах Козака. Невзирая на то, что он хорошо известен не только в Украине, но и далеко за ее пределами, он смог остаться простым и хорошим человеком. Для меня Козак — это также блестящий мастер художественного слова, а его «Шевченкиана» — это большое достижение для украинского искусства.