Disney представляет мультфильм «Рапунцель: Запутанная история»

Disney представляет мультфильм «Рапунцель: Запутанная история», одну из самых смешных и запутанных сказок, рассказанных на экране. Флин Райдер (голос Григория Антипенко), самый опасный – и самый обольстительный – разбойник сказочного королевства, скрывается от преследования в загадочной башне и попадает в плен к Рапунцель (голос Вики Дайнеко), своенравной красавице с волшебными, 20-метровыми золотыми волосами. Поработительница Флина сама мечтает вырваться на свободу из башни, где провела в заточении долгие годы. Она заключает союз с обаятельным вором, и вместе они отправляются в увлекательное приключение, где их спутниками становятся лошадь-ищейка (по имени Максимус), заботливый хамелеон (по имени Паскаль) и грубоватая шайка разбойников.

«В “Рапунцель” много очень смешных персонажей, а также потрясающих приключений и настоящих эмоций, – говорит Джон Лассетер, главный креативный директор студий Walt Disney Animation и Pixar Animation. – «Мы хотели создать уникальный мир и сюжет, который отличался бы типичной для Disney богатой драматургией, но при этом был бы свеж, остроумен и являл бы собой новое слово в компьютерной анимации. Авторы фильма создали мир, основанный на традициях Disney, но переносящий зрителя в невиданные прежде края». Продюсер Рой Конли добавляет: «Это замечательная история о двух людях, которые пока ещё не разобрались сами в себе; по ходу сюжета, на наших глазах, они осознают, что им предначертано судьбой. Мы хотели сломать целый ряд стереотипов. Флин – это парень, который везде побывал и всё повидал. Рапунцель – наивная, но умная девушка, которая выросла в четырёх стенах, нигде не была и ничего в жизни не видела. Он помогает ей лучше понять себя, она помогает ему исправить совершённые им ошибки. Они полностью дополняют друг друга».

Возглавить работу над 50-м полнометражным анимационным фильмом Disney Лассетер получил двум талантливым художникам. Байрон Ховард и Натан Грено, восходящие звёзды анимационной индустрии, получили задание сделать фильм, достойный встать в одном ряду с классикой Disney, но при этом предлагающий современному зрителю головокружительный аттракцион. Лассетер, на счету которого два «Оскара» («История игрушек», «Жестяная игрушка») и такие фильмы, как «Приключения Флика» и «Тачки», говорит, что они с задачей справились. «Байрон и Натан – одни из самых талантливых молодых режиссёров, которых я видел за свою жизнь», – говорит он. – «Они умеют чувствовать сюжет, но что мне больше всего в них нравится – так это их чувство юмора. И они прекрасно понимают, что делает фильм Disney фильмом именно Disney: это душа. Уолт Дисней часто говорил: “На каждый смешок должна приходиться одна слеза”. Они умеют придать классическим традициям Disney свежесть и современность». «Это классический анимационный фильм Disney, но в компьютерной стереоанимации», – добавляет Лассетер. – «Такого мы раньше не делали».

Ховард был режиссёром анимационной приключенческой комедии Disney «Вольт», вышедшей в прокат в 2008 году. Фильм собрал в мировом прокате более 300 млн $, получил две номинации на «Золотой Глобус» (за лучший анимационный фильм и лучшую оригинальную песню) и одну номинацию на «Оскар» (лучший анимационный фильм). Грено пришёл на работу в Disney в 1996 году и больше 10 лет проработал в сценарном отделе производства мультфильмов. Он руководил сценарной группой на «Вольте» (2008), а в 2009 снял по собственному сценарию короткометражку «Супер Рино».

«Рапунцель: Запутанная история» – это целая галерея обаятельных персонажей (людей и животных), фантастические декорации (от замков и башен до лесов и пабов), зрелищные спецэффекты, в том числе кульминационная сцена с участием 46 000 зажжённых фонарей; это современная комедия для зрителей всех возрастов и знаковое событие для Disney и для искусства компьютерной анимации.

«Зрители могут думать, будто знают, чего ждать от фильма про Рапунцель», – говорит Грено. – «Но мы постарались сделать свежую и интересную картину, не похожую на другие. Мы с Байроном оба любим классические фильмы Disney, и нам хотелось снова окунуться в ретро-стилистику 50-х, смешав её с более современной драматургией, современным юмором и темпом действия. Всё это придаёт сюжету новое измерение».

Ховард добавляет: «Размах у истории грандиозный – у нас есть и погони верхом на лошадях, и драки на мечах, и побег из тюрьмы, и наводнение. Этот фильм дал нам возможность использовать приёмы современного кинематографа в классическом сюжете». «Нам, конечно, здорово повезло, что над сценарием с нами работал удивительный, смешной и умный Дэн Фогелман», – продолжает Ховард. – «Именно он оживил Флина, наделил Рапунцель редким умом, а Матушку Готель – едким сарказмом. Без него мы бы просто не справились».

Новый анимационный фильм Disney «Рапунцель: Запутанная История» выйдет в прокат 25 ноября 2010 года в формате Disney Digital 3D™.

По словам режиссёра Байрона Ховарда, «”Рапунцель: Запутанная история” – удалая история, полная приключений, здорового смеха, с участием комической лошади по имени Максимус и целой толпы колоритных персонажей, которые, мы надеемся, запомнятся зрителю». Все авторы фильма сходятся в том, что им удалось создать галерею восхитительных персонажей. «Персонажи крадут всё зрительское внимание», – говорит Лассетер.

РАПУНЦЕЛЬ могла бы всю свою жизнь провести взаперти в высокой башне, но она не из тех, кто сидит, сложа руки. Энергичная и любознательная девушка с двадцатью метрами золотистых волос целые дни проводит, рисуя, читая книги и мечтая. Рапунцель очень хочется узнать, что происходит в мире за стенами башни. Она чувствует, что ее судьба связана с кем-то, кто не имеет отношения к ее тюрьме. Рапунцель всегда слушалась Матушку Готель, не выходила из башни и прятала свои волшебные волосы… Но за день до 18-летия ей наскучивает однообразная жизнь, и она готовится отправиться на поиски приключений. Когда очаровательный воришка ищет спасения в башне, Рапунцель не желает больше слушать Матушку Готель и пользуется случаем, чтобы побывать, наконец, в своем королевстве. С помощью Флина Райдера, который не очень-то хочет ей помогать, Рапунцель впервые выходит из башни и отправляется в захватывающее путешествие, которое прольет свет на многие загадки. В российской версии мультфильма Рапунцель озвучивает певица Вика Дайнеко.

Самоуверенный ФЛИН РАЙДЕР просто обожает себя любимого. Долгое время смекалка, обаяние и внешняя привлекательность выручали его из разных передряг, – и так уж получилось, что их в его жизни было предостаточно. Флин – вор в поисках последнего большого дела, которое позволит ему, наконец, жить так, как он всегда мечтал. Никогда еще он не был так близок к своей мечте, как в тот день, когда ему повстречалась Рапунцель, странная девушка с невероятно длинными волосами. Рапунцель, похоже, единственная девушка, на которую не действуют чары Флина, и, кажется, он впервые встретил достойного соперника. Невероятный союз с девушкой из башни заставляет Флина пережить приключение всей его жизни и помогает ему понять, что иногда мы сами не знаем, чего хотим, пока это не упадет нам на голову – в буквальном смысле слова.

Может быть, МАТУШКА ГОТЕЛЬ строга, любит плести интриги и чрезмерно заботлива, но она – единственная мать, которая была у Рапунцель с самого детства. Похитив Рапунцель, и укрыв ее в башне, Матушка Готель, таким образом, стала единственным человеком, имеющим доступ к волшебным волосам Рапунцель, которые она использует для продления своей молодости. «Мне так нравятся истории, в которых есть симпатичный отрицательный персонаж, – говорит Джон Лассеттер. – А в фильме «Рапунцель: Запутанная История»» таким злодеем стала Матушка Готель. Она великолепна. Она феерична. Она сногсшибательна. Это один из лучших отрицательных персонажей, который нам когда-либо удалось создать». В российской версии мультфильма Матушку Готель озвучивает певица Маша Кац.

МАКСИМУС, конь Капитана Гвардии, поставил перед собой задачу – во что бы то ни стало поймать сбежавшего преступника по имени Флин Райдер. Презирая опасность, бесстрашный конь следует за Флином даже туда, куда отказываются идти сами гвардейцы, и, кажется, ничто не может помешать этому «крепкому парню» схватить преступника. Но когда Максимус знакомится с Рапунцель, его сердце смягчается, и он начинает смотреть на мир другими глазами. Быть может, то, что начиналось как неумолимое преследование, станет началом дружеских отношений. По мнению создателей фильма, конь, который своим поведением больше напоминает собаку, затмевает всех остальных персонажей. «Вы еще никогда не видели такого остроумного и необычного мультипликационного коня», – говорит Натан Грено.

Единственный верный друг Рапунцель – хамелеон ПАСКАЛЬ. Может, он и мал, зато, несомненно, играет очень важную роль в жизни девушки. Доверенное лицо, тренер и заводила в одном лице, Паскаль подталкивает Рапунцель к решению покинуть башню. Настоящие цвета верного друга, всегда готового поддержать и подбодрить Рапунцель, могут стать ключом к разгадке тайны королевской семьи. «Паскаль – верный помощник и лучший друг Рапунцель», – объясняет Ховард. – «Этот крохотный зелёный хамелеон появился в фильме, потому что нам нужен был персонаж, с которым Рапунцель делилась бы своими надеждами и мечтами. Мы хотели создать что-то неожиданное, и так родился Паскаль. На самом деле у него был прототип: живой хамелеон по имени Паскаль, принадлежавший Келли Льюис, одной из художниц на нашем проекте. Мы приписали ей в титрах «уход за хамелеоном». Паскаль для Рапунцель – примерно как Сверчок для Пиноккио. Это малыш с характером, и очень забавный к тому же».

БРАТЬЯ ГРАББИНГТОНЫ – два бугая, так преуспевшие в драках и грабежах, что список самых опасных преступников королевства по праву возглавляют их имена. Одноглазый Граббингтон всегда молчит, двуглазый говорит за двоих (голосом Рона Перлмана, в российской версии – Арман Хачатрян), но оба куда доступнее выражают свои мысли кулаками, чем словами. Грозные и мускулистые братья заняты одной-единственной мыслью: как бы отомстить своему бывшему подельнику Флину Райдеру, который бессовестно обвёл их вокруг пальца. Они не остановятся ни перед чем, чтобы наказать обманщика и вернуть себе свою долю.

Мало на свете разбойников столь могучих и страшных, как грозный КРЮК (голос Брэда Гэрретта, в российской версии – Владимир Майсурадзе). Никто не знает, как он потерял руку, и никто в здравом уме не станет его расспрашивать. Крюк нашёл своему крюку превосходное применение: с его помощью он играет чудесную музыку. На самом деле, он мечтает когда-нибудь стать концертирующим пианистом.

Давайте признаемся честно: ЛАВЛОРН – не самый симпатичный парень в округе. Если честно, на его шишки и синяки смотреть почти невозможно. Но нельзя судить о книге по обложке, а о человеке – по его шрамам; в душе Большеносый – самый «прекрасный» из всех разбойников. Он – неисправимый романтик и мечтает только об одном: найти настоящую любовь. Может, когда-нибудь ему повезёт, и он встретит женщину, которая сумеет за его внешностью разглядеть прекрасную душу и золотое сердце. Носача озвучивает Джеффри Тэмбор (в русской версии – Антон Эльдаров).

При одном взгляде на ВЛАДАМИРА даже у самого крутого головореза задрожат коленки. Но пусть вас не обманывает его грозный вид… Влад, говорящий голосом Ричарда Кила (в российской версии — Антон Батырев) – добрейшей души человек с необычным увлечением: он собирает керамических единорогов.

КРОШКА РАЗБОЙНИК, самый низкорослый из местных разбойников (голос Пола Ф. Томпкинса, в российской версии – Александр Давыдов), любит, чтобы последнее слово всегда оставалось за ним… Даже если оно не всегда бывает кстати.

В банду входят также косматый и мускулистый ПОРТНОЙ-УБИЙЦА; ТОР-ФЛОРИСТ, здоровяк с талантом к разведению цветов; и АТТИЛА КЕКС, грозное чудовище, которому гораздо уютнее в переднике, чем в доспехах. Его специальность? Кексы.

В отечественном прокате герои нового анимационного фильма Disney «Рапунцель: Запутанная история» в 3D будут разговаривать голосами Вики Дайнеко, Григория Антипенко и Марии Кац.

Популярная российская певица Вика Дайнеко, победительница «Фабрики звезд-5», озвучивает главную героиню, очаровательную и решительную Рапунцель – узницу затерянной в лесной чаще высокой башни, девушку с поистине волшебной прической.

«Она романтичная, достаточно дерзкая и достаточно смелая, — рассказывает Вика о своей героине. — Пусть она и златовласка, но в душе брюнетка. Я вижу много общего между собой и Рапунцель, в манере разговаривать, в умении определенных ситуациях вести себя решительно».

Обаятельный и самую малость самовлюбленный разбойник Флин Райдер в российской версии мультфильма разговаривает голосом актёра Григория Антипенко.

«Он замечательный во всех отношениях и к его внешности не придерёшься, — описывает своего героя Григорий, — Он не лезет за словом в карман, абсолютный авантюрист, причём во всём: и касательно женщин, и касательно окружающего мира».

«Моя героиня – злая колдунья, которая прикидывается доброй феей, — рассказывает Мария, — Она способна на какие-то чувства, но в рамках собственного кодекса, который гласит, что главная персона на свете – это она, и всё вокруг крутится вокруг неё, и она имеет право распоряжаться всеми по своему собственному усмотрению».

История о Рапунцель давно интересовала лучших мультипликаторов Disney; работа над сюжетом началась в 1940-е годы под руководством самого Уолта Диснея. Режиссёры Байрон Ховард и Натан Грено наконец-то довели прекрасную девушку до киноэкранов.

Ховард вспоминает: «Натан работал над сюжетом ещё с той поры, когда ни он, ни я не занимались режиссурой. Он почувствовал в Рапунцель какую-то искру. Наш первый с ним разговор о фильме был посвящён тому, кто эта девушка и как быстро нам удастся вытащить её из башни. Мы понимали, что она – двигатель сюжета, и если она весь фильм просидит в четырёх стенах, мы так никуда и не придём. Это в итоге сильно повлияло на её характер».

«Мы хотели сделать её более динамичной. Это значит, что кто-то должен был её уравновешивать», – добавляет Грено. – «Нам нужен был резонёр: человек, который мог бы давать отпор этой умной чудачке и держался бы с ней на равных. Она умна, но почти ничего не знает о жизни. У неё очень ограниченный кругозор; она с трудом представляет себе, что происходит за стенами башни. Больше всего ей хочется понять, что это за огни порхают в воздухе. Тут-то и появляется Флин Райдер. Это парень бывалый; он помотался по разным странам и знает, как устроен мир. По ходу фильма они дополняют друг в друге именно то, чего им не хватало».

В развитии сюжета режиссёрам помогали руководитель сценарной группы Марк Кеннеди и сценарист Дэн Фогелман («Вольт», «Тачки»). Иногда ценные советы давал сам Джон Лассетер. Их общими усилиями фильм превратился в довольно неожиданную историю о двух героях, пускающихся в головокружительное приключение.

Марк Кеннеди вспоминает: «Джон очень хотел, чтобы фильм привлёк зрителей. Он настаивал на том, что у Рапунцель должен быть сильный характер и что её жизнь в башне не должна быть мрачной и депрессивной. Он объяснял нам, что она – королевская дочь, а значит – в её крови способность сохранять отвагу в любых обстоятельствах. Мы постарались создать забавные и интересные образы, с которыми зрителю хотелось бы остаться подольше».

«Натан и Байрон с самого начала очень ясно представляли себе, чего они хотят», – говорит Фогелман. – «Они хотели рассказать классическую историю Disney в совершенно новом стиле, который больше подходил бы для компьютерной анимации. Это значило придать определённую современность комедийным поворотам и характерам персонажей, сохранив при этом многое из того, что люди всегда любили в фильмах Disney. В общем, главным, как обычно, было нащупать равновесие».

«Наверное, труднее всего было найти правильный голос и правильные интонации для Флина», – продолжает он. – «Он непревзойдённый мастер подкалывать других людей, морочить им головы, и сам получает от этого огромное удовольствие. Он любит играть словами, пускай даже никто вокруг его не понимает. Главное, чтобы ему самому было весело. В нём есть что-то от Кэри Гранта. В глубине души ему одиноко; он толком сам не знает, кто он и чего хочет». Ховард отмечает: «Мы работали над сценарием, и постепенно в фильме стало появляться два главных героя вместо одного. Теперь это фильм о Рапунцель и Флине, о двух очень разных людях, о том, как между ними возникает симпатия, как они взрослеют и становятся ещё лучше».

«Рапунцель была очень интересным персонажем, и мы подтягивали Флина, чтобы тот не отставал», – добавляет Грено. – «Но иногда он становился интереснее, чем она, и тогда мы подтягивали её. В общем, так мы подтягивали обоих, и в итоге они получились очень яркими личностями. Этот фильм невозможно представить без Рапунцель, но и Флина Райдера теперь не вырубишь топором. Чтобы всё получилось, нам нужны были они оба».

«Мы пытались сделать Флина Райдера самым красивым и неотразимым мужчиной среди героев Disney», – рассказывает Ховард. – «Долго над этим работали. Однажды собрали женщин со всей студии на совещание на тему «Потрясный Мужик». Мы притащили туда подборку фотографий красивых мужчин – насобирали их из интернета, из книг, женских кошельков и т.д. Дамы нам очень точно объяснили, что им нравится, а что – нет».

«Проблема была в том», – вступает Грено, – «что во всех без исключения самых красивых мужчинах планеты женщины находили недостатки».

«Досталось каждому. Идеальных мужчин не бывает», – говорит Ховард. – «Мне, как мужчине, было непросто при этом находиться. Под конец собрания я был в глубокой депрессии. Но мы попытались учесть все советы и создать невероятного красавца». «Мы создали совершенство», – говорит Грено.

Сам Грено вложил в персонажа немало от себя. «Когда нам на съёмках надо было понять, как он говорит и движется, в 9 случаях из 10 Натан выходил вперёд и всем показывал, как надо», – говорит Ховард. – «У него замечательно получалось, и поэтому он ещё и наговорил много реплик Флина в черновой записи. Когда на роль был утверждён Закари Леви, он стал немного подстраиваться под него. Мы многое переделали и переписали. Если кто-то изображает персонажа, это здорово помогает в работе: ты уже слышишь его голос в голове и многое понимаешь о нём».

Добавляет продюсер Конли: «Этот фильм подарил мне потрясающий опыт работы с Натаном и Байроном. Они принесли сюжет, который нужно было придумать заново, и сделали это превосходно и в короткие сроки. Натан – прирождённый рассказчик, Байрон тонко чувствует аудиторию; они оказались идеальными режиссёрами для «Рапунцель». Они прекрасно понимали главных героев и наладили тесный контакт со всей командой. Мне было очень приятно работать с такими молодыми и талантливыми людьми».

Ключевой фигурой в создании «Рапунцель» стал восхитительный Глен Кини, ветеран Disney с 35-летним стажем, один из живых классиков индустрии. Он внёс огромный вклад в характеры анимированных персонажей, в нюансы их экранных образов.

«У нас есть команда невероятно талантливых аниматоров», – говорит Грено, – «и у нас есть Глен, носитель знаний и традиций, которые он охотно передаёт следующему поколению художников. У нас есть то, чего нет у других студий: преемственность поколений». За свою долгую и впечатляющую карьеру Кини создал и проработал таких персонажей, как Профессор Ратиган («Великий мышиный сыщик»), Ариэль («Русалочка»), орёл Марахут («Спасатели в Австралии»), Чудовище, Аладдин, Покахонтас, Тарзан и Джон Сильвер («Планета сокровищ») и прочие. На «Рапунцель» он был исполнительным продюсером и старшим аниматором (вместе с Джоном Карсом и Клэем Кейтисом) и работал вместе со всей командой художников над тем, чтобы вывести на новый уровень достоверность человеческих образов в мире компьютерной анимации.

«Ещё в 1981-м, когда мы с Джоном (Лассетером) увидели первые пробы к “Трону”, мы были просто ошарашены возможностью передвигаться в пространстве этого мира», – вспоминает Кини. – «Мы никогда раньше не видели ничего подобного и сразу же захотели попробовать сами. Мы разработали фон, и я обнаружил, что каждый раз, когда к обычной анимации добавляется компьютерная, ты поневоле вынужден рисовать лучше. Годы спустя всё, что Джон делал на студии Pixar, постоянно напоминало мне о том, что компьютерная анимация даёт нам полную свободу движений в пространстве и вокруг персонажей. Работая над “Тарзаном”, я просил технических специалистов добавить объём в двумерное пространство в той сцене, где главный герой мелькает между деревьев. Когда я сам рисую сцену, я всегда воспринимаю её как скульптурный рисунок».

Когда в 2006 году Лассетер стал главным по креативу на Disney, встал вопрос о том, как делать «Рапунцель» – при помощи традиционной или компьютерной анимации? Кини говорит: «Я представил себе эти волосы, игру света на них, ткань, текстуру кожи… И решил пойти дальше по этому пути, прихватив с собою традиции Олли (Джонстона) и Фрэнка (Томаса), их принципы работы над персонажами и искреннего отношения к процессу. Эти принципы – наш фундамент». Ховард добавляет: «Человеческие образы в этом фильме не похожи на всё, что вы видели раньше. И я не преувеличиваю: мы оба действительно гордимся тем, чего добились наши аниматоры. Посмотрите на “Рататуй” и “Суперсемейку” – какая там тонкость проработки! Эти фильмы подняли планку очень высоко. Мы должны и дальше поднимать планку. И наши аниматоры это сделали – обратите внимание на мелкие движения нижних век и зрачков, на выразительность взглядов, которая крайне важна для нашей истории».

Современные технологии подарили режиссёрам и аниматорам невиданные прежде возможности. Кини мог рисовать прямо в кадре на рабочем материале. «Байрон и Натан – потрясающие актёры», – говорит Кини. – «Специально для аниматоров они разыгрывали сюжет по ролям. Байрон говорил за Флина, а Натан – за Рапунцель, или наоборот. Мы записывали это на плёнку, я мог отмотать её, поставить на паузу и делать наброски».

«Мы любим Глена», – говорит Ховард. – «Нет на свете никого добрее, вдохновеннее и талантливее. Когда Глен просматривает с аниматорами работу, сделанную ими за день, он делится с ними своим талантом. Он – как постоянно включённая камера. Допустим, Натан или кто-нибудь из аниматоров примет какую-нибудь забавную позу, Глен посмотрит на неё всего секунду, и тут же сделает невероятный рисунок, после которого каждому хочется бежать к своему столу и рисовать в 100 раз лучше, чем раньше».

Лассетер добавляет: «Глен Кини – один из лучших аниматоров, когда-либо работавших в Disney. Я очень редко сталкивался с такими выдающимися мастерами. Я познакомился с ним летом 1975-го, когда только что закончил школу и поступил в Калифорнийский институт искусств, учиться на аниматора. Глен как раз выпустился из университета и начинал работать на студии. Позже он создал великолепных персонажей – Ариэль, Чудовище, Аладдина, Покахонтас, Тарзана – которые, благодаря его таланту, будут жить вечно. Он работал над «Запутанной историей» с самого начала и вдохновил целое поколение аниматоров на то, чтобы поднять компьютерную анимацию на новый уровень. Глен Кини – это живое воплощение классической анимации Disney, рисованной анимации, уникального стиля Disney, которого нет ни у какой другой студии в мире. Он работал и над анимацией, и над персонажами, и с его помощью мультфильм действительно поднялся до невиданных высот. Это классика Disney, но при этом смотрится он так современно, что я даже не могу подобрать аналогий».

Анимация человеческих персонажей была и остаётся одной из самых сложных сторон компьютерной анимации. Стандарт в этой форме искусства задают такие фильмы, как «Суперсемейка» и «Рататуй» (оба произведены Disney/Pixar). В этих фильмах люди изображены в довольно карикатурном виде, но с невиданным прежде богатством деталей и выразительностью. Под руководством старших аниматоров Глена Кини, Клэя Кейтиса и Джона Карса аниматоры «Рапунцель: Запутанной истории» покорили новые высоты в создании человеческих образов, а также некоторых животных. Аниматоры Лино Ди Салво и Марк Митчелл также сделали немало для того, чтобы поднять анимацию в фильме на высокий уровень. В общем числе, людские персонажи фильма – это 5 главных героев, 21 разбойник, король, королева и 38 горожан.

Ховард замечает: «Когда делаешь анимационный фильм, первое желание – сделать главных героев симпатичными. В «Рапунцель» люди изображены карикатурно, но ровно в той степени, чтобы сделать их забавными. Они не слишком реалистичны, но и не слишком мультяшны. Они достаточно похожи на живых людей, чтобы зритель поверил в их чувства, но в них есть и комическая условность, которая для анимационного жанра очень важна».

«Рапунцель – один из самых сложных персонажей, над которыми нам приходилось работать», – говорит Кейтис. – «Первым шагом было сделать симпатичную модель, потом научить её правильно двигаться, сделать так, чтобы щёки реагировали на движения губ. Но как только персонаж трогается с места, он попадает в совершенно отдельный мир. Ну и ты вместе с ним. Надо думать о том, какие ракурсы для неё выгодны, а какие – нет. Если она выглядит некрасивой, начинаешь внимательно изучать каждый кадр, чтобы понять, как это исправить. В компьютерной анимации есть такая обманчивая лёгкость. На самом деле, она не даёт вам автоматически самый лучший вариант; над результатом надо работать и работать».

Карс пришёл в Disney, 10 лет проработав на Pixar старшим аниматором (на таких фильмах, как «Суперсемейка», «Тачки» и «Рататуй»). «Этот фильм похож на «Суперсемейку», – говорит он, – «в том плане, что в нём действует много людей, и нам нужно было превзойти все достижения анимации в этой области. Мне кажется, что люди в «Рапунцель» выглядят правдоподобнее, чем во всех остальных фильмах, к которым я приложил руку. Байрон и Натан считают, что анимация – это не просто движущиеся картинки. Они хотят, чтобы за каждым движением стояла эмоция. Все принципы анимации должны быть поддержаны правдой характера». «Джон Лассетер часто говорит, что персонаж должен задышать», – продолжает Карс. – «В этом фильме дыхание буквально оживляет наших персонажей. Мэнди Мур делает дыхание частью образа. Дыхание Рапунцель слышишь постоянно. На экране не только грудь поднимается и опускается, приходит в движение весь позвоночник и ключицы. Джон просил нас не забывать о дыхании на протяжении всей сцены и говорил нам: «Загляните в душу персонажа, думайте о том, что её волнует».

«Аниматоры смогли передать такие тонкие и глубокие чувства, что это просто фантастическая работа», – добавляет Карс. – «Бывало, что мы сидели в просмотровом зале, на экране появлялся готовый кадр, и нам казалось, будто там – живая девушка. Совсем забываешь о том, что она нарисована. В общем, этого мы и добиваемся. Наша задача – сделать так, чтобы зрители забыли о том, что всё это нарисовано, что они сидят в кинотеатре и смотрят кино, полностью втянуть их в нашу историю. Я горжусь нашей командой аниматоров и тем, что они сделали».

Для актрисы и певицы Мэнди Мур работа над образом Рапунцель стала совершенно новым опытом. Она объясняет: «Всё-таки это очень необычно, пытаться представить себе мир, которого нет, который существует только в рабочих эскизах и в голове режиссёра. Тут нужно полностью полагаться на воображение, раскрыться полностью и улететь. Чувствуешь себя так, как будто снова стал ребёнком и живёшь в воображаемом сказочном мире». По словам Ховарда, «голос Мэнди полон энергии, а также удивительной чистоты. К тому же она очень простая девушка, безо всякого пафоса – именно то, что надо для героини Disney. Она не просто хорошая актриса, но и замечательная певица».

Закари Леви (сериал «Чак», «Элвин и бурундуки 2») говорит: «Я с детства обожал мультфильмы и мечтал озвучить кого-нибудь для Disney. Больше всего я любил Дональда Дака, и в какой-то период серьёзно думал, что смогу озвучивать его профессионально. В озвучании мультфильмов есть особая энергия, тут очень важно раскрепоститься и выложиться на все сто. Этот фильм – удивительное и забавное путешествие в другой мир с очень разными пейзажами и персонажами. Тут есть и погони, и драки, и волшебство, и романтическая история Рапунцель и Флина, и удачные реплики… В фильм вложено много души, поэтому он кажется таким настоящим».

«Как только Зак появился в студии, он сразу же уловил характер своего героя», – говорит Грено. – «Он и сам такой же симпатичный хулиган, поэтому роль подошла ему идеально. Зак и нам тоже помог в создании персонажа. Когда голос актёра уже записан, становится яснее, что надо делать с героем. Зак сделал Флина лёгким, смешным и умным – именно это нам и было нужно. Флин, конечно, разбойник, но с ним хочется дружить. Мы немного боялись того момента, когда он запоёт, но Зак совершенно поразил нас своим голосом». На роль Матушки Готель создатели фильма искали актрису, которая могла бы быть одновременно и страшной, и смешной. Им хотелось создать глубокий характер, по следам мачехи Золушки.

Донна Мёрфи («Дневники няни») – «великолепная и разносторонняя актриса», – говорит Ховард. – «У неё очень экспрессивная, театральная манера игры и невероятно сильный голос: всё это вы оцените в «Рапунцель». Мы придумали её героине целую биографию, но Донна постоянно задавала нам вопросы и хотела знать гораздо больше, чем знали мы. Это здорово нас подтолкнуло. Донна совершенно перевоплотилась и отдала себя роли без остатка».

В озвучании также принимали участие: Брэд Гэрретт (сериалы «Все любят Рэймонда» и «Долго и счастливо») в роли Крюка, Джеффри Тэмбор («Мальчишник в Вегасе», сериал «Замедленное развитие») в роли Носача, М.К. Гейни (сериал «Остаться в живых») в роли Капитана Гвардии, Пол Ф. Томпкинс («Нефть») в роли Коротышки, Рон Перлман («Хеллбой») в роли одного из братьев Граббингтонов и Ричард Кил («Шпион, который меня любил») в роли Владамира.

Чтобы помочь Кини и его коллегам найти ответ на этот вопрос, было созвано собрание под названием «Лучшее от двух миров». У одной стены комнаты были выставлены лучшие образцы компьютерной анимации. У другой – лучшие образцы рисованной анимации.

«Работы, нарисованные от руки, всегда можно отличить по естественной, интуитивной манере, которая добавляет красоты контурам», – говорит Кини. – «Компьютерная анимация даёт объём и реалистичность – это мир, в который можно поверить. Здесь гораздо больше возможностей для создания текстуры и других мельчайших деталей. Мы разбились на маленькие группы и пытались найти лучший способ для нашего фильма. Многие из принципов, которые мы в тот день сформулировали, легли в основу «Рапунцель». Байрон и Натан нас поддерживали, потому что сами начинали в рисованной анимации.

Как говорит Кини, «я горжусь тем, что над фильмом работали художники такого высокого уровня. За всю историю компьютерной анимации в этом жанре не было такого мастерства».

Успех фильма во многом зависел от того, удастся ли убедительно нарисовать длинные волосы Рапунцель и сделать их послушными воле аниматоров. В том, что касается анимации волос, Кини – большой специалист. «Вы посмотрите на моих персонажей: волосы всегда служат отражением их проблем», – тонко замечает он. – «Ариэль всегда словно парит в облаке рыжих волос; это напоминает нам, что девушка живёт в одном мире, но хочет выбраться из него в другой. Волосы Чудовища напоминают мех. Ведь он – животное, поэтому обильно волосат. Волосы Покахонтас развеваются на ветру. Это отражает её единение с природой и желание поделиться невидимой духовной сущностью её мира с теми, кто гонится только за золотом. Тарзан, он же лорд Грейсток – человек благородных кровей, но на его голове космы, которых никогда не касалась расчёска. Волосы отражают дилемму: кто он, зверь или человек? Волосы Рапунцель напоминают нам, что у этой девушки – огромный потенциал. Она родилась, чтобы править королевством, но вместо этого сидит взаперти. И кажется, что чем дольше её держишь, тем больше в ней копится энергии. Даже волосы рвутся на свободу».

Кини учил аниматоров работать с волосами и работал над моделированием. «Я сделал много рисунков и говорил о принципах, о которых надо постоянно помнить. Волосы должны были выглядеть чувственно, красиво и привлекательно. Мы должны были чувствовать их вес. Надо было, чтобы Рапунцель могла их потрогать и как-то использовать. Волосы – это часть её самой. Она может в них спрятаться; вырвавшись на свободу, она подбрасывает их в воздух от радости».

Старший аниматор Клэй Кейтис объясняет: «Раньше ни одной студии не приходилось делать 20-метровые волосы. Как правило, волосы в компьютерной анимации ведут себя пассивно. Они не участвуют в жизни героев, их не распускают по всей комнате и не обматывают вокруг стульев. Мы были первыми, кто всё это сделал. Я просто потрясён тем техническим уровнем, которого мы все достигли на этом фильме. Это настоящее чудо техники».

«Анимация волос Рапунцель была сложной задачей для нашей команды», – добавляет он. – «Если движение не требует взаимодействия, то есть если она бежит, сидит или совершает другие простые действия, включается обычное моделирование. Но если она хватает свои волосы и бросается ими, тут уже начинаются сложности. Есть несколько разных технических решений, но всё сводится к тому, что аниматор управляет действием вручную, сгибая длинную трубку».

Старший специалист по визуальным эффектам Стив Голдберг, старший специалист по компьютерной анимации Хесус Канал и группа экспертов по анимации волос (во главе с Чжао Синь-Мань и Келли Уорд) должны были оживить волосы Рапунцель на экране. Чтобы воплотить грандиозные планы создателей фильма, они разработали специальную программу (под названием Dynamic Wires).

«Глен постоянно руководил нами, давал специфические указания, чтобы волосы Рапунцель всегда выглядели красиво, привлекательно и естественно», – говорит Канал. – «Он не хотел, чтобы они лежали прямо; это для него слишком скучно. Он требовал объёма, грациозных изгибов, дерзких прядей, фирменной чёлки на лбу. Мы следовали этим указаниям, работая над каждым кадром. Наша группа анимировала 147 моделей для волос разной структуры, из которых в итоге получилось 140 000 отдельных прядей».

Уорд, компьютерный инженер, входила в группу из трёх человек (кроме неё – Мэриэнн Симмонс и Энди Милн), которым было поручено разработать программное обеспечение для моделирования волос. И это не случайно: Уорд защитила диссертацию на волосах и последние 10 лет провела в поисках оптимального способа их компьютерной анимации. Она считается, возможно, лучшим специалистом в этой области.

«Главная проблема была в том, что волосы очень уж длинные», – объясняет Уорд. – «Мы разработали Dynamic Wires для «Вольта», но там волосы у всех были короткими. Чем длиннее волосы, тем больше на них тратится времени и компьютерных ресурсов. Другая проблема была в том, что волосы кучей валились на пол и мешали ей двигаться. Когда мы чисто технически смогли создать на экране нечто похожее на 20 метров волос, мы занялись тем, чтобы они смотрелись художественно. Следующей стадией стала работа с режиссёрами и аниматорами, которые объясняли нам, как волосы должны выглядеть и двигаться».

Собирая информацию, инженеры смотрели рекламные ролики шампуней на YouTube и наблюдали за моделью с волосами 2-метровой длины. Было сделано много проб, чтобы моделирующие программы как можно лучше передавали движение волос.

«Мы проделали большой путь», – говорит Чжао. – «После того, как мы поняли, что можем моделировать волосы, надо было принять во внимание кучу режиссёрских указаний обо всех контурах, изгибах волос, об их движении и весе. Главным было научиться делать это быстро и не теряя контроля. В начале работы у нас уходило две недели на один кадр; позднее мы сократили это время до 10 часов».

Специалист по эффектам Майкл Кашалк и его команда добавили последние штрихи волосам Рапунцель, придав им волшебный блеск. Следуя советам художника-постановщика Дэйва Гёца, они придумали интересный способ показать магическую энергию, выходящую из волос, когда произносится заклинание. «Мы не хотели использовать волшебную пыльцу или что-то другое, что уже было сделано до нас», – говорит Кашалк. – «Свет поднимается по волосам по спирали и рождает сияние, идущее изнутри. Впечатление такое, будто волосы изнутри освещаются».

Специалисты из команды Кашалка также разделили волосы на отдельные пряди и для разнообразия добавили небольшие отличия между ними по размерам и оттенкам.

«Рапунцель: Запутанная история» удивляет не только передовыми анимационными технологиями. Целая команда талантливых специалистов работала над тем, чтобы придать картине те масштаб и красоту, которых требовали режиссёры.

Стив Голдберг, старший специалист по визуальным эффектам, ветеран Disney с 20-летним стажем, курировал несколько разных групп, занимавшихся дизайном, пейзажами и эффектами для фильма. «Я пришёл на студию с верой в то, что если мастерство и талант работающих тут людей приложить к компьютерной анимации, результат получится грандиозный», – говорит Голдберг. – «В Disney всегда могли похвастаться лучшими художниками и лучшими анимированными персонажами. И я чувствую, что «Рапунцель» продолжает эти традиции. Над фильмом работали прекрасные художники Глен Кини, Дэйв Гёц и Дэн Купер, замечательные режиссёры Натан и Байрон, аниматоры-компьютерщики, которые от фильма к фильму набирают опыт и становятся всё сильнее; мне кажется, на этот раз Disney создал нечто особенное». «Мы решили перестать бояться трудностей и попробовать зайти туда, куда нас вели режиссёры», – добавляет он. – «В компьютерной анимации представление о том, что трудно, а что легко, меняется очень быстро. То, что на одном фильме кажется невозможным, на следующем делается без проблем. Технология развивается стремительно, и на каждой картине мы получаем опыт, благодаря которому движемся вперёд».

Хесус Канал – один из людей, отвечавших за компьютерную графику – руководил группой, работающих над технической стороной развития, дизайна, моделирования и снаряжения персонажей. Его группа также работала над моделированием движения волос и одежды в сценах, не требовавших личного участия аниматоров. «Трудно было работать с нарядами Рапунцель и Матушки Готель», – говорит Канал. – «Рапунцель носит три слоя одежды, а значит эти слои взаимодействуют друг с другом. На ней нижняя юбка, юбка и корсет с пышными рукавами. Матушка Готель носит платье и плащ с капюшоном. Режиссёры решили, что длинные рукава будут символичны для сюжета: каждый раз, обниамя Рапунцель, она как будто душит её».

Задачей Майкла Кашалка и его команды было создать кое-где самые трудные эффекты в компьютерной анимации. В том числе – светящиеся волосы Рапунцель, фонари в небе, бурные водные потоки и огромные толпы зевак.

Одна из самых впечатляющих сцен фильма происходит в шахте, где Рапунцель и Флин скрываются от преследователей. Бурный поток из прорванной плотины врывается в шахту, которая становится декорацией для драматичных событий. Чтобы как следует рассмотреть, как вода прорывает ветхую плотину, мастера спецэффектов изучили аттракцион «Поток Гризли» в тематическом парке Disney в городе Анахайм, Калифорния.

«Раньше мы никогда не работали с водой в таком объёме», – говорит Кашалк. – «Когда плотину прорывает, на экран выливается 23 миллиона галлонов виртуальной воды, а вместе с нею – сотни и сотни обломков, деревяшек, щепок, которые ломаются и дробятся на наших глазах. Мы старались сделать эти кадры как можно страшнее и драматичнее».

Ничуть не легче было усеять всё небо фонарями для кульминационной сцены фильма, где звучит песня “I See the Light” («Я вижу свет»). Этот образ родился благодаря раскадровщику Джону Рипа и личному опыту Джона Лассетера.

Грено рассказывает: «Мы долго ломали головы над тем, как выманить Рапунцель из башни. Обсуждали, что такое необычное она может видеть издалека; думали о салюте, но тут Джон Рипа подсказал идею парящих фонарей».

«Он где-то читал, что в Индонезии и на Востоке устраивают такую церемонию: делают фонари из рисовой бумаги, зажигают их и запускают высоко в небо», – добавляет Ховард. – «Десятки тысяч фонарей в небе – это незабываемое зрелище. Мы рассказали об этом Лассетеру, а он и говорит: «Так я это видел!». Они с женой, Нэнси, были в Индонезии и сами запустили фонарь на такой церемонии. Он понял нас с полуслова и сказал: «Делайте. Это будет роскошное зрелище».

Кашалк вспоминает: «Мы рассматривали кадры, снятые в Таиланде; выясняли, с какой скоростью фонари могут подниматься в небо, сколько их обычно запускают и как бы нам оторваться от реальности и превзойти её по масштабам. Поскольку весь художественный образ фильма построен на плавных линиях, мы решили так же поступить и с движением фонарей. Они не просто взлетают по кривой; они взаимодействуют, танцуют друг с другом и вьются по спирали, как образ гармонии и любви».

Специалисты по эффектам разработали 14 разных видов фонарей, отличающихся по цвету и форме. В каждый фонарь был помещён огонёк размером в 10000 маленьких световых пучков, затем фонари были размножены. В кульминационной сцене их количество достигает 46000.

«По мере того, как Рапунцель теряется в мире грёз, фонарей становится больше и сами они становятся ярче и размытее», – добавляет Кашалк. – «В начале сцены по океану ходят волны, но дальше он превращается в плоскую поверхность, почти как зеркало. Фонари отражаются в нём, и кажется, будто два главных героя плывут в гондоле по воздуху, окружённые фонарями со всех сторон».

Дэйв Гёц, художник-постановщик, говорит: «Сцена с фонарями – это кульминация любовной истории. До этого фильм был романтической комедией, где герои постоянно вступают в забавные перепалки, а теперь шутки в сторону, это уже настоящая история любви. Вдобавок Рапунцель узнаёт про фонари и исполняет мечту всей своей жизни. Мы хотели, чтобы сцена получилась романтичной и красивой».

Перед церемонией запуска фонарей тысячи людей собираются во внутреннем дворе королевского дворца, чтобы поглазеть на это зрелище. Специалисты по эффектам создали цифровую толпу из 3000 зрителей; это самая большая массовка за всю историю анимации Disney. Для этого было нарисовано 40 разных персонажей со своими особыми приметами (например, с разной одеждой, разными причёсками и т.д.), которые затем были размножены в случайном порядке по всей сцене.

Освещение, которым занималась группа Мохита Каллианпура, тоже было одним из ключевых элементов фильма. «Мы старались, чтобы фильм получился светлым и радостным», – говорит Каллианпур. – «Лассетер и художники хотели, чтобы сказочное королевство было похоже на Прованс или Тоскану, чтобы зрителям захотелось поехать туда в отпуск. Так что свет у нас по большей части приятный и тёплый. Когда герои находятся на природе, свет лучится отовсюду, это даёт ощущение объёма и пространства. Мы использовали насыщенную цветовую палитру, стараясь соблюсти равновесие между тёплыми и холодными цветами. Башня Рапунцель – очень важный объект для фильма, и мы видим его в разных обстоятельствах. При помощи освещения мы меняли атмосферу в башне и влияли таким образом на эмоциональное воздействие сцен».

Интерьер паба «Сладкий утёнок» стал одним из самых трудных для команды осветителей. Когда Рапунцель и Флин впервые попадают туда, там царит угрожающий полумрак. Когда они начинают петь, паб превращается в театральную сцену и освещается лучами софитов. На песне Матушки Готель “Mother Knows Best” («Маме лучше знать») также используется нарочито театральное освещение.

Художники-постановщики Дэйв Гёц и Дэн Купер (а также Даг Роджерс) занимались поисками общей стилистики фильма, начиная с пейзажей и архитектурного стиля зданий и заканчивая цветовой палитрой. Следуя указаниям Джона Лассетера, они постарались сделать башню Рапунцель «самой приятной и комфортабельной частной гостиницей на юге Франции». Логика этого решения проста: Рапунцель – умная девушка, и сбежала бы задолго до 18-летия, если бы её клетка не была золотой. Взяв за образец извилистые архитектурные формы «Золушки» и грузные пропорции зданий из «Пиноккио», излучающие дружелюбность и гостеприимство, художники разработали собственный, уникальный и красивый стиль. Чтобы добиться нужной степени достоверности, Гец раскрасил здания в сочные цвета.

«Всё стилистическое решение фильма строится на гибких линиях, на плавности и текучести», – объясняет Гёц. – «Байрон и Натан хотели привнести в компьютерный фильм классический стиль Disney. В «Золушке» очень красивая архитектура, и достигается это во многом благодаря гибким и извилистым очертаниям зданий. Всё кажется очень нежным и мягким; практически нигде нет острых углов. Для этого нужно было вручную дорабатывать каждый рисунок, казавшийся слишком грубым и документальным. Мы хотели, чтобы в контурах зданий была сказочная красота, которая вырывала бы вас из реальной жизни. И всё-таки этот мир должен оставаться правдоподобным, с реалистичной текстурой, освещением и атмосферой». Купер добавляет: «Мы старались воспроизвести классический стиль Disney в компьютерной анимации, а по дороге создали нечто совершенно новое. Это стиль, пропущенный через эстетическое восприятие Дэйва. Режиссёры описывали ему, что они хотят получить на выходе, и дальше Дэйв анализировал их пожелания и воплощал их на экране».

«Мы хотели создать мир убедительный, но слегка преувеличенный», – говорит Гёц, – «чтобы зритель думал, что может купить билет и приехать туда, но в то же время чтобы он был красивее, чем в реальности. Это воображаемый мир, который кажется очень реалистичным». Наверное, больше всего времени художники потратили на башню Рапунцель, зато за всё время работы над фильмом этот образ претерпел меньше всего изменений.

«Главное было – сделать башню привлекательной», – говорит Гёц. – «Она построена в красивой долине, и Рапунцель живётся там неплохо, хотя и одиноко. Всё, что её окружает, она рисует на стенах. Эти настенные рисунки заменяют ей личный дневник, в них она вкладывает все свои размышления о жизни».

Сами рисунки – дело рук Клэр Кини (дочери Глена Кини), которая вложила в них весь свой талант и воображение.

«Я начала с того, что села изучать средневековые росписи и то, как некоторые художники связывают объекты между собой», – рассказывает Кини. – «Я хотела придумать для Рапунцель новый художественный язык. Её картины не просто украшают комнату; в них раскрываются её подсознательные желания и чувства. Она днями напролёт поёт вместе с птицами и поливает цветы. Она любит растения, потому что сама родилась из цветка. Ещё я хотела отразить в рисунках ход времени. В них видно, как осень сменяется зимой, зима – весной, весна – летом. Ещё там есть шкала роста, и видно, как она растёт с годами».

Говорит Глен Кини: «По-моему, Клэр сама немножко похожа на Рапунцель. В ней всегда была неукротимость, а характер Рапунцель я описал бы именно этим словом. Когда Клэр было полтора года, я дал ей карандаши и бумагу, и она нарисовала свою маму. Нарисовала вверх ногами, но подбородок, нос, глаза, причёска, серёжки – всё узнавалось, это была Линда в чистом виде. Клэр всю жизнь просила у меня разрешения расписать потолок».

Работая над пабом «Сладкий утёнок», средневековым вариантом байкерского бара, куда Флин отводит Рапунцель в надежде напугать её и прогнать домой, Гёц исследовал множество английских пабов и даже побывал в одном знаменитом пивном заведении Окленда, история которого ведётся с конца 19-го века.

«Паб – самый развесёлый интерьер во всём фильме. Жду не дождусь, когда его построят в каком-нибудь тематическом парке Disney», – говорит Гёц. – «По совету Лассетера я съездил в Окленд и зашёл в паб «Джек Лондон» на площади Джека Лондона. Уже с порога ты попадаешь в другой мир. Что-то свисает с потолка (в том числе – сотни шляп); все стены увешаны фотографиями и газетными вырезками. Очень вдохновляющее место. В нашем пабе с потолка свисают шлемы, а по стенам расклеены плакаты с лицами разыскиваемых разбойников». Для короля и королевы Гёц и его коллеги подыскивали замок, не похожий на все прежние замки из фильмов Disney. Они изучили архитектуру чуть ли не каждой европейской страны, включая Испанию, Италию, Португалию, Германию, Францию и Чехословакию.

«Остановились в итоге на датских замках», – вспоминает Гёц. – «Замки с медными сводами времён Датско-норвежской унии смотрятся оригинально и очень подходят архитектурной стилистике нашего фильма. Наш замок не метит в небоскрёбы, он гораздо более разумных, человеческих размеров. Мы подумали, какими средствами можем сделать фильм привлекательнее. И решили так: пропорциями, цветом и теплотой. Архитектура у нас дружелюбная и немного чудаковатая – ровно столько, сколько надо».

Другим важным объектом был лес. Гёц и здесь решил победить реальность и сделал краски чуть ярче, чем в реальной жизни, создав особую, радостную атмосферу. «Режиссёры очень точно представляли, как должны выглядеть лес и деревья», – говорит он. – «Спасаясь от Макса и королевских гвардейцев, Флин несётся напролом сквозь чащу, и ветки хлещут его по лицу. Натан и Байрон хотели, чтобы лес в этой сцене казался не страшным, а загадочным и своенравным. Играя с контурами, освещением и цветом, мы сделали эту сцену лёгкой и даже слегка комедийной».

Даг Роджерс добавляет: «Нужны были лиственные породы, а не хвойные; они больше подходили нам по очертаниям. Мы хотели, чтобы контуры деревьев были плавными, а не резкими. Определившись с породой, мы начали работать над деталями. Что делает дерево интересным? Корни, кора, переплетения сучьев. Мы сделали деревья симпатичными. У каждого свой характер, свои привычки. Мы могли выстраивать их в разной последовательности. У нас был каталог деревьев, и в компьютерной анимации можно позволить себе эксперименты: например, покрутить камерой и, может быть, найти более удачное сочетание».

Благодаря чудесам технологии и великолепному качеству формата Disney Digital 3D™, зрители всего мира получат возможность полностью погрузиться в весёлые и опасные приключения Рапунцель и Флина.

Режиссёр Байрон Ховард говорит: «В формате 3D зрителей ждёт совершенно невиданное переживание. Замки больше не похожи на разрисованные задники, сказочное королевство неожиданно становится почти осязаемым. Лес кажется настоящим, мелкие пылинки парят в солнечных лучах прямо вокруг вас. Зрители находятся в одном пространстве с героями фильма».

По мнению Роберта Ноймана, отвечавшего за стереоскопические эффекты, «Рапунцель: Запутанная история» оказалась превосходным материалом для формата 3D. В этом фильме применялись новейшие разработки Disney в этой области. Нойман и его команда были вовлечены в процесс с самых ранних стадий и работали с режиссёрами и со всеми техническими группами (по освещению, эффектам и т.д.), чтобы максимально использовать возможности фильма.

«Есть много причин, по которым «Рапунцель» так хорошо идёт стереоформат. Например, волосы очень выгодно смотрятся в 3D», – говорит Нойман. – «Можно разглядеть каждую волосинку и почувствовать вес и объём. И есть совершенно великолепные моменты: например, когда Рапунцель спускает волосы с башни. Режиссёры хотели, чтобы волосы разлетались прямо на камеру и прямо от неё. Они всерьёз увлеклись вопросом 3D и старались так выстроить кадр, чтобы он лучше смотрелся в объёме».

«Этот фильм – просто выставка достижений 3D на студии Disney», – говорит Нойман. – «Мы чувствуем себя свободнее, чем раньше, и позволяем себе больше думать не о технических проблемах, а о художественном эффекте».

На съёмках «Рапунцель: Запутанной истории» Нойман и его команда широко использовали новаторскую технологию под названием “multi-rigging”. Аниматоры Disney первой применили эту технологию, при которой на съёмках каждой сцены задействованы несколько пар камер с разным межосевым расстоянием. Сцены разделяются на несколько уровней, по удалённости от объектива. Например, передний план снимается одним набором камер, дающим определённую глубину и объём. Предметы или персонажи снимаются другим набором камер с другим межосевым расстоянием, чтобы смотреться чуть дальше переднего плана. Точно так же (третьим набором камер) нужную глубину и объём кадра задают и фону. Затем все эти уровни складываются вместе. То, что получается в результате, в реальной жизни вы никогда не увидите, зато на экране это смотрится великолепно.

Зрелищнее всего в 3D выглядят открывающая фильм погоня, когда Флин и братья Граббингтоны удирают по лесу от королевских гвардейцев, побег Флина из тюрьмы (длинные коридоры, бесконечные арки, объёмные лучи света), наводнение в шахте, где прячутся Флин и Рапунцель, и финальный эпизод с фонарями.

«Один из лучших 3D-моментов в фильме – это сцена в пабе «Сладкий утёнок», когда разбойники поют о своих мечтах», – говорит Нойман. – «Она просто создана для стереоформата, потому что камера плавно движется по интерьеру, без монтажных скачков. А там есть на что посмотреть: паб очень колоритно и со вкусом обставлен, в нём есть интересные персонажи, неожиданные ракурсы и куча приятных мелочей на разных уровнях глубины. В результате эта сцена превращается в пиршество для глаз».

Подводя итоги своей работе над фильмом, Нойман говорит: «Мы берём то, что уже и так великолепно смотрится в двухмерном формате, и добавляем ещё одно измерение. Как будто переключаем тумблерочек в сознании зрителя, чтобы он подумал: «Это не просто проекция света на экран; это часть реальности, которую я почти могу потрогать руками». Очень здорово, что мы можем взять эти красивые кадры и ещё больше усилить эффект. Этот фильм – самый амбициозный проект Disney в формате 3D, и мы гордимся тем, что у нас получилось».

В «Рапунцель: Запутанной истории» звучат музыка и 5 новых песен композитора Алана Менкена, обладателя 8 «Оскаров» («Русалочка», «Красавица и чудовище», «Аладдин», «Покахонтас», «Зачарованная» и т.д.). Слова к песням написал Гленн Слейтер, номинированный на премии «Тони» и «Грэмми» за «Русалочку». Песня «Something That I Want» («То, чего я хочу»), звучащая на финальных титрах, написана и спета Грейс Поттер. «Всегда интересно взять старый сюжет и найти для него современный способ рассказа, не потеряв при этом качества», – говорит Менкен. – «Каждый раз это поиски нового языка. Я начал с того, что прочитал историю о Рапунцель и стал думать, как бы так по-новому её рассказать. В каком стиле? Все эти волосы и желание вырваться из башни натолкнули меня на мысли о фолк-роке и таких исполнителях как Джони Митчелл, Джеймс Тейлор, Кэт Стивенс и Джексон Брауни. От этого я и отталкивался».

Фильм начинается с песни «When Will My Life Begin?» («Когда начнётся моя жизнь?»), в которой Рапунцель (Мэнди Мур) выражает своё беспокойство и желание увидеть мир. «В каком-то смысле», – говорит Менкен, – «для неё путешествие уже началось, но она ещё об этом не знает. Она ничего не знает о мире и, в общем, не понимает, чего именно хочет. Её ощущения можно сформулировать так: дома, конечно, хорошо, но хотелось бы и немного свободы».

«Очень забавная получилась песня», – говорит Мур, – «но и очень трудная, потому что так много информации надо было втиснуть в такие узки рамки! В каждой строчке было так много слов, что мне не хватало дыхания. Зато это лучший способ с первых минут понять, что происходит в фильме и в душе этой девушки. Она – оптимистка, не жалуется на жизнь и, в принципе, ею довольна, просто чего-то ей не хватает, а чего – она и сама пока не может понять».

Для коронного номера Матушки Готель, «Mother Knows Best» («Маме лучше знать»), Менкен и Слейтер выбрали более классический музыкальный стиль. «Это практически кабаре», – говорит Менкен. – «Матушка Готель чем-то похожа на Урсулу из «Русалочки». Она любит Рапунцель, но держит её под колпаком. Это любой матери свойственно, но наша не знает меры. Её песня отражает, насколько удушливой может быть материнская забота».

«Донна Мёрфи спела эту песню так, что у нас челюсти отпали», – говорит Конли. – «Она полностью перевоплотилась в Матушку Готель, столько тонких нюансов и понимания принесла в этот образ! Она всю себя отдала фильму, и это был идеальный выбор актрисы». Один из самых весёлых музыкальных моментов в фильме – сцена, в которой Рапунцель и Флин попадают в паб «Сладкий утёнок» и оказываются в окружении грозных разбойников и головорезов. Рапунцель разряжает обстановку песней “I Have a Dream” («У меня есть мечта»), хулиганы подхватывают её и раскрываются с неожиданной стороны.

Менкен объясняет: «Мы хотели, чтобы Рапунцель нашла для себя новую компанию в самом начале своего путешествия. Флин приводит её в паб в надежде, что она испугается и убежит обратно в башню, но сцена в пабе становится поворотной. Я хотел, чтобы в этой песне звучало и средневековье, и ироничный фолк Пита Сигера».

Ещё один яркий музыкальный номер – дуэт “I See the Light” («Я вижу свет»), в котором Рапунцель и Флин смотрят друг на друга по-новому. Они поют в лодке, в небе прямо над ними кружатся тысячи зажжённых фонариков: с этого красивого момента начинается новая фаза в их отношениях. «“I See the Light” – это чудесный, нежный, интимный момент, в который вложено много чувств», – объясняет Менкен. – «Песня простая, в стиле американского фолка, что относится и ко всем остальным песням из фильма. У Мэнди великолепные вокальные данные, и она исполняет песню прочувственно, хрупко и сексуально. Она – перфекционист, и долго добивалась нужного результата. Они с Рапунцель действительно сроднились. Зак поёт очень органично и естественно. С ним было очень приятно работать. Сначала он сомневался, что у него получится, но справился прекрасно. Слушая, как они с Мэнди поют, не сомневаешься, что их герои влюблены друг в друга и что эта любовь хранит их от всех неприятностей». Мур добавляет: «Работать с Заком оказалось невероятной удачей. Как только он открыл рот, стало ясно, что этот парень умеет петь. У него очаровательный голос, в котором есть всё для классической сказки Disney. Мы очень веселились, постоянно разыгрывали друг друга. Я думаю, эта песня задаёт особенную, волшебную атмосферу и замечательно рассказывает о том, что происходит между героями. Люди будут напевать её по дороге из кинотеатра – до того она яркая и настолько на своём месте».

«Эта песня – кульминация их отношений», – говорит Леви. – «Наконец-то Рапунцель и Флин видят свет. Они обманули преследователей, наконец-то могут спокойно остаться наедине – и понимают, что влюбились. Все споры и предрассудки остались позади. Нас озаряет одновременно, пока мы поём».

«С ролью Флина мне во многих отношениях повезло, но чуть ли не самое приятное – возможность спеть песню Алана Менкена», – продолжает он. – «Алан – гений, и я уже много лет вместе со всем миром не устаю поражаться его таланту».

В завершение Менкен говорит: «Мы, авторы песен, часто опираемся на один какой-нибудь особенный момент в фильме и думаем: как нам теперь выстроить путь к этому моменту с самых начальных титров? Тут надо работать только в команде. Наша задача – услышать голос самого сюжета».

НАТАН ГРЕНО (Режиссёр) родился в городе Кеноша (штат Висконсин), на юго-западных берегах озера Мичиган. Он с самого детства любил рисовать и рассказывать истории в картинках. Подражая авторам любимых комиксов, он начал создавать собственных героев, собственные миры и сюжеты. Натан практически не вылезал из местного кинотеатра; именно там он понял, что анимация – его любимое средство самовыражения. Он постарался увидеть все классические фильмы Disney на большом экране, и уже в возрасте 8 лет твёрдо решил, что будет работать на его студии.

Грено поставил перед собой задачу узнать об искусстве анимации всё, что только возможно. Он продолжал рисовать мультфильмы на страницах школьных тетрадей. В 1989, приехав с родителями в парк Disney world, он впервые увидел настоящих аниматоров за работой. Он смотрел на то, как рисунки оживают в руках художников, и думал только о том, как стать одним из этих счастливцев. После школы он поступил в Колледж искусства и дизайна в Колумбусе, штат Огайо.

В 1996 году Грено взяли на работу в Disney. Он начинал как ассистент по доработке (clean-up animation artist) на «Мулане». Вскоре он фанатично влюбился в процесс раскадровки, в котором проявилась его детская страсть рассказывать истории. Грено понял, что раскадровка – это почти те же комиксы, которые он так любил читать и рисовать. В 1998 году это новое увлечение привело Грено в сценарный отдел. Он входил в сценарную группу «Джона Генри» и «Братца медвежонка». В 2003 году он переехал в Калифорнию, где продолжил работу в сценарном отделе и в других ипостасях. На фильме «В гости к Робинсонам» (2007) Грено был автором сценария, раскадровщиком и актёром озвучания; после этого его повысили до главы сценарной группы на «Вольте» (2008). Грено дебютировал как режиссёр короткометражкой «Супер Рино», включённой в дополнительные материалы к DVD-изданию «Вольта». Кроме того, он озвучивал Лесного Оленя Дэшера в новогоднем фильме Disney «Приготовиться к посадке» (“Prep and Landing”) для телеканала АВС. Грено живёт в Глендейле, штат Калифорния. Его любимый фильм всех времён и народов – «Дамбо».

БАЙРОН ХОВАРД (Режиссёр) вырос в пригороде Лэндсдауна, штат Пенсильвания. Когда ему было 10, его семья перебралась в Сиэттл. Любовь к искусству проявилась уже с самого детства: всю бумагу в доме Байрон изрисовывал выдуманными персонажами и историями. В школе он всерьёз заинтересовался кинематографом и продолжил изучать искусство рассказа на примерах мировой литературы и кино в колледже Эвергрин в Вашингтоне (который окончил с дипломом бакалавра искусств).

Ветераны Disney, аниматоры Фрэнк Томас и Дэвид Блок, разглядели в молодом Ховарде способности и дали ему несколько дельных советов. В 1990 году он поселился во Флориде и стал экскурсоводом «по ту сторону» стеклянной стены на студии Disney-MGM. Он продолжал исправно посылать на студию свои работы, в конце концов был замечен, и в 1994 году, закончив стажёрскую программу, был принят на работу в Disney. Сначала Ховард был ассистентом по доработке (clean-up artist) на «Покахонтас», потом стал аниматором на «Мулане», старшим аниматором на «Лило и Стиче», «Джоне Генри» и «Братце медвежонке». На последних трёх фильмах он также участвовал в создании персонажей.

Закончив работу над «Братцем медвежонком», Ховард переехал в Калифорнию. «Вольт» (2008) стал его полнометражным дебютом в режиссуре. Фильм был номинирован на «Оскар» как лучший анимационный фильм.

Помимо анимации, Ховард увлекается музыкой, театром, путешествиями и животными (у него две кошки). Он живёт в Глендейле, штат Калифорния.

РОЙ КОНЛИ (Продюсер) прославился как театральный продюсер и режиссёр; его продюсерским дебютом в Disney стал «Горбун из Нотр-Дама» (1996). Конли родился и вырос в Лос-Анджелесе, учился театральному искусству в Сан-Франциско, в знаменитом театре American Conservatory Theater (ACT). Случайная встреча с коллегами из Пасадены привела Конли в легендарный театр Pasadena Playhouse, где он 4 года занимал пост директора. В этом качестве он начал реставрацию здания и привёл театр к торжественному второму открытию в 1983 году. После этого Конли переехал в Бостон и получил университетский диплом. Затем он был ассоциативным продюсером Шекспировского фестиваля в Мэйне. В 1989 Конли начал работать в Mark Taper Forum, крупнейшем региональном театре Лос-Анджелеса. Следующие 4 года он курировал все специальные проекты и новые постановки театра и готовил к выпуску такие пьесы, как «Ангелы в Америке», «Последний джем Джелли» и «Кентуккийский цикл».

В 1993 году Конли устроился на работу в Disney. Подготовив к запуску «Горбуна из Нотр-Дама», он на два года переехал во Францию, чтобы наблюдать за работой парижской команды аниматоров. Когда фильм был закончен, он остался во Франции и оттуда участвовал в работе над «Геркулесом» и «Тарзаном». Конли вернулся в Америку, чтобы стать продюсером «Планеты сокровищ».

Сейчас Конли входит в руководство студии Walt Disney Animation. Он гордится тем, что участвовал в создании «Рапунцель: Запутанной истории», 50-го анимационного фильма студии.

ДЖОН ЛАССЕТЕР (Исполнительный продюсер) – главный креативный директор студий Walt Disney Animation и Pixar Animation, главный консультант по творческим вопросам студии Walt Disney Imagineering. Он курирует все фильмы и совместные проекты студий Walt Disney и Pixar Animation. Лассетер – обладатель двух «Оскаров» и режиссёр революционных в своей области фильмов «История игрушек», «Приключения Флика», «История игрушек-2» и «Тачки». Кроме того, среди его продюсерских проектов – «Корпорация монстров», «В поисках Немо», «Суперсемейка», «Рататуй», «ВАЛЛ-И», «Вольт» и «Вверх». Последний фильм был удостоен чести открывать Каннский кинофестиваль в 2009 году и получил два «Оскара» (за лучший анимационный фильм и лучшую музыку). Лассетер был исполнительным продюсером анимационного мюзикла Disney «Принцесса и лягушка», действие которого происходит в Новом Орлеане, а также чрезвычайно успешной «Истории игрушек-3», снятой по сюжету Лассетера, Эндрю Стэнтона и Ли Анкрича.

На заре истории студии Pixar Лассетер снял несколько короткометражек по собственным сценариям: «Люксо-младший» (1986), «Звезда цирка» (Red’s Dream, 1987), «Оловянная игрушка» (Tin Toy, 1988) и «Безделушка» (Knick Knack, 1989). Он был продюсером множества других короткометражек, включая «Игру Джери», «О птичках», «Человек-оркестр», «Похищение», «Престо», «Переменную облачность» и «День и ночь». В 1989 году «Оловянная игрушка» стала первым фильмом в жанре компьютерной анимации, получившим «Оскар» (за лучший короткометражный анимационный фильм). Pixar получил ещё два «Оскара» в этой категории: за «Игру Джери» (1997) и «О птичках» (2000).

Анимационные картины студии Pixar, снятые под патронажем Лассетера, заслужили огромное количество наград. В 1995 году Лассетер получил специальный «Оскар» за работу над «Историей игрушек». За этот фильм он также выдвигался на «Оскар» как сценарист – и это был первый случай в истории, когда анимационный фильм попадал в номинацию за лучший сценарий.

В 2004 году Гильдия художников-постановщиков вручила Лассетеру приз за вклад в киноискусство; в том же году он получил учёную степень Американского киноинститута. В 2009 году Лассетер и его коллеги-режиссёры со студии Pixar получили почётного Золотого льва 66-го Венецианского кинофестиваля. В 2010 году Лассетер стал первым продюсером анимационного кино, награждённым призом Дэвида О. Селзника от Гильдии кинопродюсеров. До основания студии Pixar в 1986 году Лассетер работал на Lucasfilm Ltd., в отделе компьютерной анимации, где занимался созданием и анимацией Витражного Рыцаря для фильма «Молодой Шерлок Холмс» (1985), спродюсированного Стивеном Спилбергом. За время учёбы в Калифорнийском университете искусств Лассетер выпустил два анимационных фильма – «Дама и фонарь» (Lady and the Lamp, 1979) и «Кашмар» (Nitemare, 1980); оба получили призы Студенческой киноакадемии. А самый первый свой приз он получил в 5 лет, на рынке в городе Уиттьер, штат Калифорния, выиграв 15 долларов за карандашный рисунок Всадника без головы.

ГЛЕН КИНИ (Исполнительный продюсер / Старший аниматор) считается одним из лучших современных аниматоров. Его смелый, экспрессивный стиль и новаторский подход к разработке персонажей часто сравнивают с творчеством легендарных мастеров анимации. За 35 лет работы в Disney он создал Русалочку, Чудовище («Красавица и Чудовище»), Аладдина, Покахонтас, профессора Ратигана («Великий мышиный сыщик»), Тарзана и Джона Сильвера («Планета сокровищ»).

Кини вырос в городе Парадайз-Вэлли, штат Аризона, и любовь к рисованию унаследовал от отца, Била Кини, автора популярного комикса «Семейный цирк». Отец научил Кини рисовать не только комиксы, но и анатомические этюды и пейзажи, а самое главное – приучил относиться к работе с душой.

В 1972, поступив в Калифорнийский институт искусств, Кини сначала хотел стать газетным карикатуристом, но когда его портфолио случайно попало в школу кинографики (то есть, анимации), он решил попытать счастья там. В 19-летнем возрасте он открыл для себя анимацию и понял, что для него это идеальный вариант.

Кини пришёл в Disney в 1974 году и работал с легендарными аниматорами Олли Джонсоном и Эриком Ларсоном. Он рисовал отдельные сцены для «Спасателей» и «Дракона Пита», потом получил повышение до ведущего аниматора на «Лисе и псе», где создал зрелищный эпизод битвы с медведем. Он был старшим аниматором на «Великом мышином сыщике» (и руководил созданием Ратигана) и «Оливере и компании».

Для «Русалочки» Кини создал и анимировал собственно русалочку Ариэль (вторым старшим аниматором на картине был Марк Хенн) и музыкальный номер “Part of Your World”. Не менее ярко он проявил свой талант на фильме «Спасатели в Австралии», для которого, в должности старшего аниматора, разработал характер, внешность и поведение великолепного беркута по имени Марахут. Кини ещё больше прославился работой над оскароносной картиной «Красавица и чудовище». Чудовище, персонаж очень трудный как внешне, так и внутренне, был создан его руками и под его руководством.

Для амбициозной анимационной картины Disney «Планета сокровищ» (2002), действие которой происходит в космосе, Кини создал новый образ Джона Сильвера – киборга (наполовину человека, наполовину робота) и межгалактического пирата.

Кини работает не только в анимации, он написал и проиллюстрировал несколько популярных детских книг.

ДЭН ФОГЕЛМАН (Автор сценария) остаётся верен студиям Pixar Animation и Walt Disney Animation. Его первым фильмом стали «Тачки», поставленные Джоном Лассетером, одним из отцов-основателей Pixar»; затем был «Вольт» (2008) и, наконец, «Рапунцель: Запутанная история».

По сценарию Фогелмана снят «Фред Клаус» (2007) с Винсом Воном; в запуске также фильм «Материнское проклятие» (“My Mother’s Curse”), где Барбра Стрейзанд и Сет Роген играют мать и сына, и «Последний Вегас» (“Last Vegas”) режиссёра Питера Челсома. Фогелман написал сценарий к комедии со Стивом Кэреллом «Эта дурацкая любовь» (Crazy Stupid Love), которая выйдет в прокат в 2011 году.

В 2003 году Фогелман запустил (как автор идеи и исполнительный продюсер) телесериал «Как одна семья» (“Like Family”). По его сценариям сняты телефильмы «Липшиц спасает мир» (для канала NBC, с Лесли Нильсеном в главной роли) и «12-й человек» (для канала Fox). Фогелман родился в Нью-Джерси, учился в Пенсильванском университете и Оксфорде и получил диплом по англоязычной литературе.

АЛАН МЕНКЕН (Композитор) написал музыку ко многим театральным постановкам: «Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер», «Атина: Злая королева Галактики», «Магазинчик ужасов», «Ученичество Дадди Кравица», «Красавица и Чудовище», «Рождественская песнь», «Странная история любви», «Царь Давид», «Горбун из Нотр-Дама» и «Русалочка».

Среди фильмов с музыкой Менкена – «Магазинчик ужасов» (1986), «Русалочка», «Красавица и Чудовище», «Аладдин», «Продавцы новостей», «Покахонтас», «Горбун из Нотр-Дама», «Геркулес», «Не бей копытом» (Home on the Range), «Рождественская песня» (A Christmas Carol, 2004) и «Зачарованная». Менкен также написал песни к фильмам «Один дома-2», «Рокки-5», «Срочно требуется звезда» (“Life with Mikey”) и «Рождество» (“Noel”). Тексты к его песням писали Ховард Эшман, Тим Райс, Стивен Шварц, Линн аренс, Дэвид Зиппел, Джек Фелдман, Дин Пичфорд, Том Айен, Стив Браун, Дэвид Спенсер, Дэвид Роджер, Мэрион Адлер и Гленн Слейтер.

Менкен – обладатель 8 премии «Оскар»; это рекорд среди ныне живущих. Это 4 «Оскара» за музыку («Русалочка», «Красавица и Чудовище», «Аладдин» и «Покахонтас») и 4 – за песни (“Under the Sea,” “Beauty and the Beast,” “A Whole New World” и “Colors of the Wind”). Всего он выдвигался на «Оскар» 18 раз, в том числе – за песни “Mean Green Mother from Outer Space,” “Kiss the Girl,” “Belle,” “Be Our Guest,” “Friend Like Me,” “Go the Distance,” “Happy Working Song,” “So Close” и “That’s How You Know», а также за музыку к «Горбуну из Нотр-Дама». Он – обладатель 10 премий «Грэмми» (в том числе за песню “A Whole New World”), 7 «Золотых глобусов», премий London’s Evening Standard Award, the Olivier Award и the Outer Critics Circle Award.

Его сингл (“A Whole New World”) и альбом (“Pocahontas”) в разное время возглавляли чарты журнала «Billboard»; его имя внесено в Зал славы композиторов-песенников. В настоящее время Менкен работает над постановкой нового мюзикла «Сила веры» (“Leap of Faith”, премьера состоится на Бродвее осенью 2010 года) и сценической версией «Продавцов новостей».

ГЛЕНН СЛЕЙТЕР (Автор текстов к песням) в 2008 году номинировался на «Тони» и «Грэмми» за работу над мюзиклом «Русалочка»; другой его хит, «Действуй, сестра», до сих пор не сходит с афиш Вест-Энда. Среди других его проектов – анимационный фильм Disney «Не бей копытом» и ревю «Нью-йоркцы», поставленное на сцене театра Manhattan Theatre Club. Сейчас он работает в театре над сиквелом «Призрака оперы» (с композитором Эндрю Ллойдом Уэббером), а также над постановками «Любовь не умирает», «Сила веры» (с композитором Аланом Менкеном), «Гудини» (с Дэнни Элфманом), «Зиц-председатель» (со Стивеном Вайнером) и «Битсвилль» (со своей женой, поэтом и композитором Венди Ли Уилф).