Экспозиции для Мирского и Несвижского замков собирают по принципу винегрета

Подготовленного туриста экспозиции, представленные в Мире и Несвиже, которые являются визитными карточками туристической Беларуси, могут запросто шокировать. Аутентичные, имеющие прямое отношение к истории замков экспонаты там нужно искать днем с огнем. При этом выставочные стенды заполнены вещами, лишь имитирующими древние артефакты и многовековую историю замковых комплексов.

Сама реставрация Мирского и особенно Несвижского замков сопровождалась активной дискуссией между государственными чиновниками и общественностью, ревностно пытавшейся наставить реставраторов на путь истинный — то есть заняться именно восстановлением в соответствии с международными методиками и здравым смыслом, а не превращать замковые территории в очередные ударные стройки.

Теперь, когда так называемая реставрация закончена в Мире полностью, а в Несвиже — почти, возникли новые вопросы.

Замок в Мире открыт для посетителей. Территория вокруг замка настолько облагорожена, все так гладко вокруг, что возникает мысль — действительно ли Мирский замок был оборонительным.

На территорию замка войти можно бесплатно, а вот внутрь — по билетику, который, к слову, выглядит убого — обычный кассовый чек. Плюс ко всему, его достаточно часто приходится доставать из кармана для демонстрации бдительным смотрительницам.

Стоимость входных билетов и экскурсионного обслуживания по белорусским меркам совсем не малая. Взрослый билет — 23 000 рублей, детский — 11 500 рублей. За экскурсию необходимо дополнительно заплатить 60 000 рублей.

Билеты за эту стоимость не дают права на посещение всех экспозиций. Например, когда корреспондент Naviny.by была в замке, там в маленькой комнате работала выставка частной коллекции рыцарских доспехов, билет на которую стоил 6000 рублей.

Когда попадаешь внутрь замка, который, напомним, с 2000 года включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, недоумеваешь — что за парад муляжей? При этом ощущение нарастает по мере того, как поднимаешься из подвалов на верхние этажи.

В погребах замка, где, как написано в информационном листе, запасы хранились на три года осады, — выставка бочек, бутылей и кухонной утвари. Все это выглядит интересно, пока глаз не упирается в пластиковые панели и фотообои на стенах.

Дальше — больше. Экспонаты не подписаны. «Не трогать руками», — вот главный посыл, который пытаются донести музейщики. Так и хочется им ответить — желание потрогать возникает, когда есть стремление прикоснуться к чему-то особенному. В Мире по большому счету таковыми являются только стены замка. Даже окна — новодел со стеклопакетами (к слову, в Несвиже они все-таки деревянные).

Например, библиотека одного из последних владельцев Мирского замка князя Михаила Святополка-Мирского. Даже неискушенному посетителю видно, что и мебель в библиотеке современная, и люстра к стыку XIX и XX веков отношение имеет весьма сомнительное.

Говоря о музейной коллекции Мирского замка, заведующая отделом древнебелорусского искусства Национального художественного музея Елена Карпенко еще полтора года назад отмечала , что большая часть коллекции находится в хранилищах. Они будут выставлены, как только появится такая возможность.

По словам Елены Карпенко, в 2009 году на закупку экспонатов для Мирского замка впервые были целенаправленно выделены деньги — около миллиарда рублей. «В числе приобретений есть действительно уникальные вещи, среди которых два фрагмента слуцкого пояса; очень редкий подлинный сигнальный барабан начала XVIII века, приобретенный у частного коллекционера; мраморный бюст работы итальянских мастеров XVIII столетия; уникальные иранские ковры конца XIX века, выполненные по древней технологии XVI-XVII столетий с полным соблюдением всех традиций, и многое другое», — отметила специалист Национального художественного музея.

Список приобретений может показаться внушительным, но в огромном замке все эти предметы просто растворяются. Слишком велики площади для экспозиции и слишком мало аутентичных экспонатов для них.

В Несвижском замке (с 2005 года включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО) экспозиция пока совсем небольшая. Стоимость билетов: для школьников и студентов — 4 000 рублей, для взрослых — 8 000 рублей. Вход в парк также платный — 1500 рублей для взрослых и на 500 рублей меньше для школьников. Правда, жители Несвижа говорят, что с них по негласной договоренности денег за вход в городской парк не берут.

В самом замке демонстрируют фрагменты слуцких поясов. Возможно, с полным открытием комплекса покажут еще что-то интересное.

В середине июня этого года в Министерстве иностранных дел Беларуси состоялась церемония передачи в дар Национальной библиотеке и Национальному историко-культурному музею-заповеднику «Несвиж» культурных и исторических ценностей, в силу разных обстоятельств вывезенных с территории страны.

Председатель Федеральной национально-культурной автономии белорусов России Валерий Казаков передал в фонды библиотеки и музея-заповедника такие реликвии, как медали в честь Людвиги-Каролины Радзивилл (1667 год) и «Взятие Смоленска Владиславом IV, королем Речи Посполитой» (1634 год); гравюру, принадлежавшую Радзивиллам; немецкое издание 1711 года «Наставление по составлению родовых гербов»; два репринтных издания Слуцкой (XV век) и Баркулабовской (XVII век) летописей; оригинальную Библию 1816 года; книгу А.П.Сапунова «Витебская старина» с автографом автора (1885 год); 12 альбомов «Великая война в образах и картинах» издания Д.Я. Маковского 1914 года.

Открытие основной экспозиции должно было уже состояться, однако сегодня даже пройтись около замка еще не везде возможно.

Заместитель министра культуры Виктор Кураш 2 февраля на выездном заседании коллегии министерства в замковом комплексе «Мир» отмечал, что фактически сроком окончания реконструкции Несвижского дворцово-паркового комплекса является 2012 год, но современные темпы восстановления объекта позволяют досрочно открыть двери почти всех комнат замка. По словам заместителя министра, к 1 июля закрытыми должны были остаться только три зала. Пока же получается совсем наоборот — открыты считанные залы.

Беспокойство относительно методов наполнения экспозиций в Мире и Несвиже по принципу винегрета разделяет и председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович , который считает, что основная проблема в Несвижском и Мирском замках — как раз музеефикация.

Музеефикация, отмечает Астапович, — очень сложное дело, если подходить к ней научно. Она похожа на реставрацию тем, что не терпит подставного материала, а приемлет только аутентику.

« Если уже претендовать на то, чтобы делать музеефикацию Мирского замка , — отмечает Антон Астапович, — нужно было расшибиться, но добыть предметы, связанные с замком. Я понимаю, что это невозможно, поэтому не нужно было городить то, что нагорожено. Это фантазия и полная фальсификация. Нам демонстрируют в основном копии, которые имеют приблизительное отношение к региону и временному периоду. Нормальный человек, который видел европейские музеи, не воспринимает то, что показывают посетителям в Мире. Меня тошнит от благоустройства вокруг замка и от музейной экспозиции. Это нечто страшное».

Однако каким образом нужно было поступить за неимением вещей, принадлежавших владельцам замка? По мнению Астаповича, необходимо было пойти путем экспонирования декора, аутентичных конструкций.

« Камины, лепнина, росписи на стенах — это уже экспонаты. Покои необходимо показывать такими, какими они являются и не насыщать левыми предметами интерьера — мебелью, картинами и гобеленчиками, не представляющими художественной ценности, а главное — не имеющими отношения к Миру и Несвижу. Несколько аутентичных предметов не играют роли в экспозиции, в которой намешаны экспонаты разных эпох и ценности. Однако если есть два аутентичных экспоната, выставлять необходимо только их. Не стоит губить государственные деньги, очень большие, к слову, на некачественную экспозицию », — считает Антон Астапович.