Экс-гитарист «Океана Эльзы», Павел Гудимов: «Приставка «по-особенному порнографический» сделала мой клип страшно отчасти популярным»

  — Вопрос от Карины М.: «Вы основали в Киеве собственный арт-центр современного искусства, случайно не скандальный ПинчукАртЦентр вдохновил вас на это дело?

П.Г.: -ПинчукАртЦентр – пример очень качественной институции с очень большими деньгами. Но есть разные пути: есть путь от денег к искусству, есть путь от искусства к искусству. У нас второй путь – работа с разными поколениями творческих людей.  На самом деле, хочется, чтобы ПинчукАртЦентр еще больше работал над представлением украинской культуры за рубежом, потому что показывать есть что.

— А вот представительницам феминистических движений кажется, что этот центр позиционирует украинское искусство как легкий доступ до голого тела..

П.Г.: — Хорошо если за каким-то отрицанием стоит человек с грамотной программой, глубоко интегрированный в культурные процессы. Ведь как может решать быть или не быть какому-то культурному явлению человек, без культурного опыта, который не является критиком? Он может не более, чем высказывать свое мнение. К сожалению, у нас большинство  критики сейчас находится на хуторском уровне. И это при том, что люди из народа чаще намного более открыты к восприятию нового, чем городской житель, позиционирующий себя как потребитель культуры.

П.Г.: — Много есть дискуссий относительно того, какую границу не должен переходить художник. Есть мнение, что основное в понятии «искусство» — это «искусственность», то есть воссоздание из искусственного материала других ценностей, не связанных с жизненными. Жизнь и искусство находятся в разных плоскостях.С другой стороны, использование частей мертвых животных в разрезе того, насколько цинично наше общество, которое каждый день сталкивается с такими частями трупов у себя на тарелке во время обеда, а здесь ему предлагают на их «обед» просто взглянуть под формалином. Наше общество немножко заснувшее, его нужно будить такими вещами. При этом, искусство является менее агрессивным будоражащим фактором, чем террор, государственные репрессии.

П.Г.: — Я не устанавливал их. Но однажды у меня в интервью спросили о том, насколько корректным является применение человеческого после смерти или при жизни тела в искусстве. Я считаю так: если сам художник использует свое тело для языка, как, например, Марина Абрамович, у которой много перформансов связано с её обнаженным телом и с тем, где она издевается над собственным телом, чтобы изобразить какую-либо тему, здесь ответственность падает и на самого художника, и на институцию, которая его представляет. Но одно дело, когда подобное делает Марина – человек глубоко концептуальный, а другое – когда человек заботиться о внешней провокационной форме, не осознавая содержания. А вот без использования частей человеческого тела после смерти точно можно обойтись благодаря имитации, блестящим примером которой является скульптор-гипперреалист Рон Муек. Разжую, гипперреализм – это практически конкуренция с Богом по созданию человеческого тела. Муек создает не идеальные обычные тела – от только что родившегося ребенка до сморщенных старушек ростом с табуретку, используя только искусственные материалы – силикон, стекловолокно, и как исключение – человеческие волосы.

 — Вопрос от Ирины: Павел, простите, наверное, это не самый приятный для вас вопрос, но скажите, нашли в итоге тех, кто подожгли ваш арт-центр в Киеве? Неужели у вас могут быть вообще какие-нибудь враги?

П.Г.: — Нет, к сожалению, не нашли этих людей. Мне кажется, кто-то не разобравшись, решил сделать тупую провокацию с целью привлечения не только украинского, но даже мирового внимания, так как о случившемся написала газета «Нью-Йорк Таймс», это минус Украине, потому что нигде в мире не поджигают центры современного искусства ночью через разбитое окно с помощью бутылки с зажигательной смесью. И это не смелость, это подлость и отсутствие элементарного воспитания. Может быть, меня хотели припугнуть, учитывая, что это произошло в разгар очередных выборов? Однако я – аполитичен, хоть и не асоциален. Мы ответили поджигателям открытием второго арт-центра.

 Вопрос от siria: Сейчас столько шоу по телевидению: «Фабрика звезд», «Х-фактор», «Украина слезам не верит», «Танці з зірками» — в каком бы согласились принять участие?

П.Г.: — Меня приглашали и в «Танці з зірками», и  в шоу «Красавицы и умники», в разные шоу, связанные интерьером и дизайном в качестве ведущего или жюри. Я отказываюсь, несмотря на то, что многие знакомые недоумевают, мол, как можно отказываться от такого пиара? Но это же надо вычеркнуть несколько месяцев из жизни! У меня свое издательство, креативная группа, арт-центр, а кроме этого – группа «Гудімов», а сутках всего 24 часа.

П.Г.: — Речь идет о клипе на песню «Баста», молодого режиссера Виктора Баркина, который сам был режиссером, оператором и монтажером. Честно говоря, до сих пор понять не могу, почему клип получил такую приставку «порнографический». Не отрицаю, эротическая составная там присутствует, но у нас по музыкальному телевидению такая порнуха крутится, имею ввиду не только визуальную картинку, а еще и музыку со словами, что клип этот можно считать практически девственным. Очень долгое время Национальный совет по вопросам этики и морали пытался провести вот эту черту, отделяющую порнографию от эротики. В том время я даже беседовал с вице-премьером по гуманитарным вопросам и я открыто сказал: «Вы перегибаете палку, и провоцируете развитие черного рынка. Любое запрещенное для трансляции тут же появляется на рынке Петровка и для свободного скачивания в Интернете. В нашей стране ничего запрещать нельзя, потому как это сразу вызывает сумасшедший интерес. Вы можете зайти в Интернет и посмотреть, сколько просмотров у моего клипа только из-за того, что его запретили к показу! Редко можно найти в Украине клип с таким рейтингом.

 Зинаида: Павел, где-то полгода назад Путин пригласил к себе на встречу разных деятелей искусства. Юрий Шевчук, который был в числе гостей, предложил тост за то, чтобы наконец в России отменилась классовая система, и чтобы оппозиционному Маршу несогласных дали возможность высказаться. Если бы на такую встречу вас пригласил Янукович, какой бы вы тост озвучили?

П.Г.: — Позиции Шевчука и Гудимова – более, чем разные. Шевчук начинал свою творческую деятельность в Советском союзе, где вынужден был прилагать много усилий для борьбы с застойным режимом. И вот эта борьба у него в крови, хотя и нельзя отрицать – сейчас тоже есть, с чем бороться, как и всегда впрочем. Откровенно говоря, я бы с удовольствием поговорил бы с Виктором Федоровичем про украинскую культуру. Однако я не приверженец того, чтобы культура в Украине была государственной политикой на уровне строительства аэропортов с призывами «Выполним и перевыполним по культуре!», «Дадим культурного!». При этом, я не отрицаю необходимости хотя бы частичной финансовой поддержки современного искусства со стороны государства. Я слушал отчет Януковича за первые 100 дней его правительства. Речь явно была написана, но он говорил очень правильные вещи: в Украине в действительности нехватка в области культурного персонала, арт-менеджмента, которое нужно воспитывать.  Все начинается с того, что мамы и папы не думают, что это за картина висит у них дома, на которую смотрит ежедневно ребенок, и с которой начинается его отношение к искусству. Ведь первой в наше сознание поступает именно визуальная информация, восприятие её происходит вопреки нашему желанию, на уровне рефлексов. Как сказал в своем время директор Пермского современного искусства: «Нужно просмотреть 3 миллиона картин в оригинале, чтобы можно было говорить, что у этого человека «поставлен глаз», и существует уже определенная система ценностей». Это не так много, всего лишь несколько сотен музеев.

  Элеонора: «Правда ли что в вашей квартире всё, начиная от лампочки, заканчивая табуреткой создано вашими руками? И еще расскажите о вашем проекте «Искусство против таможни».

П.Г.: — Да, дома и табуретки, и лавочки, и стол, и лампочки, и стилажи, и мебель, и шкафы выполнены по моим эскизам. Меня это очень радует, я не большой любитель традиционных решений. По поводу «Искусства против таможни» — то акцентирую: название этого проекта в кавычках, мы, конечно же, не протии никакой таможни. «Искусство против таможни» — это второе название юмористического проекта украинской современной графики, который мы сделали в Вильнюсе, первое – «4х4». Один из поднятых вопросов этим проектом – пересечение современного искусства государственных границ. Ведь есть государства, куда без многочисленных экспертиз, досмотров, проверок современное искусство не может проникнуть. Но ведь искусство, по своей природе, безгранично, как оно может быть задержано по идеологическим, художественным или материальным причинам? Поэтому в ходе этого проекта мы предложили художникам замаскировать произведение искусства как не искусство. Один художник, Волязловский Стас, который недавно получил премию Малевича, нарисовал истории на рулонах туалетной бумаги и на бумажных салфетках, Павел Маков напечатал свои работы на страницах книги, мол, я перевожу через границу не искусство, а обычную книгу, Влада Ралко нарисовала свои рисунки, а потом всю лишнюю бумагу по краям отрезала, и сказала – так будет удобнее съесть это произведение искусства, если поймают, а Николай Маценко взял детскую тетрадку в клеточку и перерисовал туда всю свою выставку, со словами: «Если кто-то остановит, скажите, что это сын маленький нарисовал». И таким образом искусство без проблем пересекло границу в одном и во втором направлении.

  Nikolya Vakarchuk: какие ближайшие планы в музыке? Следишь ли за Океаном Эльзы, и какие впечатления, мнения?

П.Г.: — Слежу через телевизор, вот недавно наш общий знакомый делился впечатлениями: был на концерте «ОЭ», на старые песни очень бурно реагируют, на новые чуть слабее. Славик – очень талантливый человек, единственная проблема – легендарная группа рассыпалась. Насчет ближайщи планов – совсем скоро выпускаю новый альбом «Жовтий», который будет посвящен изменению информационного пространства, первую из песен которого вы уже можете услышать «Жовтий лимон».

П.Г.: — Видел и за руки жался и с Венсаном Касселем, и с Анджелиной Джоли, и с Джулианой Мур, и с Джэком Блэком. Это не значит, что мы дружим, но на вечеринках общались.

П.Г.: — Она мне показалось очень скромной и такой маленькой, очень на украиночку похожа. Была в восторге от украинской музыки, там как раз играла «Даха Браха». Конечно, никто из них не знает украинский кинематограф. Да, скажу по секрету, я его и сам не знаю.

 Andrew: Были ли у вас песни, адресованные группе «Океан Эльзы»? Поддерживаете ли вы со Славиком Вакарчуком дружеские отношения и другими участниками группы?

П.Г.: — Страшно люблю бывшего участника группы Юру Хусточку, который кроме прочего является моим соседом, с ним всегда интересно поговорить и про искусство, и про музыку и про массу других вещей. Уменя также прекрасные отношения с несменным барабанщиком «ОЭ», который в группе еще с самого первого состава, Денисом Глининым, который недавно принял участие в кинопоказе «Рок хьюментари тур», фильме про гитаристов, в котором он говорил о будущем рок-культуры. Со Славиком мы не поддерживаем никаких отношений, но у нас дружеских отношений не было даже в группе, только профессиональные. И, наконе, нет, никаких адресаций к группе «Океан Эльзы» нет в моих песнях, если вы их таки услышали, то знайте, что я их не вкладывал туда сто процентов.

Ныне активно занимается современным дизайном и архитектурой, современным искусством (выступает куратором и организатором выставок украинских художников в собственном арт-центре «ЯГалерея»), музыкой (творческий руководитель и фронтмен, гитарист группы Гудімов) и общественной деятельностью (является президентом общественной организации «Сердце, не спи»).