Дочь Тогрула Нариманбекова: «Папа в душе оставался чистым ребенком» (фото)

Азербайджан, Баку, 12 июля /корр. Trend Life Д. Бабаева/

Тогрул Нариманбеков — выдающийся представитель азербайджанского искусства живописи, лауреат Государственных премий СССР и Азербайджанской Республики, народный художник СССР и Азербайджана, обладатель высших наград независимого Азербайджана — «Истиглал» и «Шараф». Нарисованные художником картины в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта, бытовом жанре, являясь ценными произведениями современной азербайджанской живописи, успешно демонстрируются в престижных выставочных залах, художественных галереях и музеях искусств, хранятся в музеях различных государств и частных коллекциях. Тогрул Нариманбеков скончался 2 июня 2013 года на 83-м году жизни. Воспоминаниями об отце с корреспондентом Trend Life поделилась дочь художника, заслуженный художник Азербайджана Асмер Тогрул гызы Нариманбекова.

— Асмер ханум, в Национальном музее искусств Азербайджана представлена выставка «Вспоминая Тогрула». Расскажите о Ваших самых первых воспоминаниях об отце.

— Самые первые воспоминания… У меня был хомячок. Папа очень обрадовался, когда мама мне его купила, и вместе со мной он ухаживал за ним. И вот на мой день рождения в доме собрались гости, все дети играли с хомячком, а взрослые были в другой комнате. У папы тогда в гостях был сын Гара Гараева — Фарадж, балетмейстеры Рафига Ахундова и Максуд Мамедов, которые тогда готовили постановку «Гобустан». В этой суете я случайно наступила на хомячка, и он, бедненький, умер. Тот день рождения превратился в какую-то трагедию: мы с папой столько переживали, плакали…

Все гости были поражены, что Тогрул — такой интересно мыслящий художник, который некоторое время назад говорил о пластике балета, о сценическом, декоративном искусстве, вел беседы о творческих проблемах — превратился в одну минуту в маленького мальчика, который вместе с дочкой оплакивал это несчастное животное.

Папа, в принципе, в душе оставался чистым ребенком. И поэтому у меня не укладывается в голове, что сегодня мне все соболезнуют, что папы нет с нами… Его творчество передает его натуру: он был искренним, эмоциональным, очень чистым человеком.

— Вы родились в семье великих художников — папа и дядя (Видади Нариманбеков) — народные художники, мама — Эльмира Гусейнова — известный скульптор, заслуженный художник Азербайджана. Наверное, выбор Вашей профессии был очевиден… Скажите, а Тогрул муаллим поддержал Ваше увлечение?

— Пока я была ребенком, ему нравилось то, что я мыслю самостоятельно, непосредственно, но папа очень хотел, чтобы я стала пианисткой. Он мечтал, чтобы мы выступали вместе — он пел, а я ему аккомпанировала. Меня определили в музыкальную школу, которую я окончила. Но мое увлечение живописью было сильнее, и я себя представляла только в этой профессии. Моя мама считала, что это — мужская профессия. Но, несмотря на все предупреждения, после окончания музыкальной школы имени Бюльбюля я ушла с головой в искусство. Наверное, надо быть очень фанатичным человеком, потому что фанатизм может к чему-то привести. Но, несмотря на все предупреждения, я ни о чем не сожалею, чувствую себя счастливой только в этой профессией. Когда у меня нет возможности прикоснуться к холсту или к бумаге, то в этот момент я ощущаю дискомфорт. Гены ли это, среда ли это, может, дух родительский во мне сидит…

— А как создавал свои произведения Тогрул Нариманбеков? Какая аура царила в мастерской?

— У него всегда звучала музыка: папа обожал классику, итальянский вокал. Звучала музыка, которая его всегда вдохновляла и двигала к реализации его художественной мысли.

— Конечно, остались, но в его незаконченности есть большая завершенность мысли.

— Асмер ханум, возможно, что в будущем в Баку будет открыт Дом-музей Тогрула Нариманбекова?

— Я понимаю, что в этом вопросе не все зависит от меня, но мы будем двигаться в этом направлении.

Источник: