ЧЕХОВ. Конечно, МЕЛИХОВО. Впрочем, ЮБИЛЕЙ

15 июля был день памяти Антона Павловича Чехова.  Последней вестницей жизни (а может, первой – смерти) была огромная черная ночная бабочка, что влетела в окно их с Ольгой Леонардовной Книппер­Чеховой комнаты в немецком городке Баденвейлере душной летней ночью 1904 года. Похоронили Антона Павловича в Москве на Новодевичьем кладбище рядом с отцом.

В 12 часов дня в деревянном храме в честь Рождества Христова, восстановленом после очередного пожара 1994 года и освященном в 2007 году, служили короткую панихиду «по рабу божьему Антонию». На погосте – могилы потомков чеховского рода, много сделавших для создания музея. Теперь Мелихово – музей мирового уровня, ведь Антон Павлович в последнее время – самый известный в мире драматург, даже Шекспира перещеголял.

Весь «домелиховский» кусок жизни семья Чехова, в свои 30 лет известного писателя – отец, мать, сестра, братья жили по наемным квартирам. Покупка Мелихова, небольшой усадьбы в тогдашнем Серпуховском уезде – огромное изменение всего строя жизни, это первый собственный дом за многие годы. Купили усадьбу в долг, по объявлению в газете, само Мелихово более напоминало небольшой хутор, и жили в нем Чеховы почти натуральным хозяйством.

Мечты Чехова после покупки Мелихова об участии в общественной жизни осуществлялись в полной мере. В Серпуховском уезде его избрали земским гласным, присяжным городского суда, членом санитарного и училищного советов. В 1892 году в России началась эпидемия холеры. Земство поручило Чехову обслуживание участка, в котором находилось 26 деревень, 4 фабрики, 1 монастырь. Сразу скажем, что опытный доктор Чехов сумел предотвратить эпидемию. Антон Павлович сам организовал 3 амбулаторных пункта и 5 холерных бараков. Прием больных в Мелихово шел с 5 до 9 утра, чтобы не нарушать ритм крестьянской работы. Всего за три месяца доктор Чехов принял за тысячу пациентов. Лечение было бесплатным, лекарства тоже выдавались за счет врача. Благодаря профилактике и санитарному просвещению, на участке не было ни одного случая холеры.

За свой счет Чехов строит школу в Талеже, за что награжден орденом Станислава III степени, организует строительство школы в Мелихове и Новоселках, строит дорогу от усадьбы до станции Лопасня, добивается остановки поездов дальнего следования на этой станции и открытия там почтового отделения – теперь это город Чехов.

Среди серпуховских деятелей писатель был белой вороной. Его ирония и независимый нрав не нравились местной публике. А может, обыватели просто узнавали себя в чеховских персонажах? В 1913 году, когда серпуховское земство отмечало свой 50­летний юбилей, о Чехове никто не вспомнил. Думается, наш город до сих пор в долгу перед ним.

В Мелихове он написал произведения мирового масштаба. Это «Чайка», «Дядя Ваня», «Анна на шее», «Палата №6», «Мужики», «Человек в футляре». Однажды Антон Павлович  спросил молодого Ивана Бунина: «Знаете, сколько лет меня будут читать? Семь». ­ «Почему семь?» ­ «Ну, семь с половиной». С тех пор прошло уже сто семь лет, а мы читаем и перечитываем произведения Чехова.

На нынешнем 50­летнем юбилее музея ­ заповедника вручали областные премии им. А. П. Чехова «Служение общему благу». Лауреатов поздравляли заместитель председателя Правительства Московской области С. Н. Кошман и министр культуры Московской области Г. К. Ратникова.

Новый областной конкурс основан по инициативе сотрудников Мелиховского музея­заповедника. В нем могут принимать участие коллективы и отдельные деятели, главное, чтобы были реальные дела для развития нашего такого инертного гражданского общества.

По решению Правительства Московской области Чеховская премия «Служение общему благу» будет присуждаться ежегодно, ведь ее дух и буква  в полной мере соответствуют гражданской позиции великого писателя. В этом году ее удостоены Ступинское медицинское училище, где студенты работают волонтерами в местных больницах, учительница В. В. Селиванова, создавшая школьный музей и театр в Звенигородском районе, и протоиерей Александр Сербский – создатель летних  лагерей для подростков.

Театральная жизнь в музее­заповеднике, как всегда, бьет ключом. Театр «Чеховская студия» показал на деревянных мостках усадебного пруда инсценировку «Дуэли». Очень сдержанно, при минимализме реквизита, слегка перекликаясь со старым фильмом, где играли В. Высоцкий и О. Даль.

Режиссер Вл. Байчер дал артистам возможность прожить чеховскую драму свободно и легко, без излишнего напряжения. Искушенному театральному зрителю стоит посмотреть мелиховскую «Дуэль» воочию, наравне с другими спектаклями «Чеховской студии». Интересно сыграли свои роли заслуженные артисты России О. Матушкина (Мария Константиновна), Ю. Голышев (доктор Самойленко). Хорош молодой Владимир Курочкин в трогательно­наивной роли дьякона. Спектакль, как и всякое живое творение, будет развиваться и изменяться. Живые герои в живом пейзаже точно соответствуют «духу места».

Непомерно жаркий день под сенью старых деревьев уютной усадьбы прошел незаметно. Много добрых слов было  сказано в адрес сотрудников музея со стороны областной администрации. Выступающие сильно удивлялись, как это музейщики в этот кризис развиваются, да еще и дополнительных средств не спрашивают. Видать, научились у Антона Павловича.