Часовых дел столяр

Интересные, удивительные, умелые люди живут в Нальчике!

После прошедшей недавно в Национальном музее КБР выставки изделий мастеров прикладного творчества во многих республиканских СМИ появилась информация о том, что в Нальчике, оказывается, есть удивительный мастер Андрей Евдокимов.

Столяр, который делает деревянные часы.

Не декоративные, а самые что ни на есть настоящие – которые ходят, а не стоят. Все детали в них выточены из разных пород дерева.

Всегда радует, когда узнаёшь, что рядом живут увлечённые люди, способные создавать нечто интересное, уникальное. Захотелось побольше узнать об этом мастере, о его рукотворных шедеврах. И вот мы уже беседуем с Андреем Евдокимовым в его мастерской на улице Чернышевского.

Как выяснилось, Андрей Григорьевич родом из города Майского. Здесь он родился в 1966 году. Первые азы столярногомастерства получил там же – в мастерской средней школы №1. Трудовое обучение преподавал его дядя Константин Павлович Евдокимов, которому удалось привить племяннику интерес к столярному делу. Мастер смеётся: «Мы ж детство провели, считай, в дядиной мастерской».

Но трудовой путь Евдокимов начал в иной сфере. После того как отслужил в армии на полигоне Капустин Яр, Андрей Евдокимов поступил на Майский электровакуумный завод слесарем-сборщиком радиоаппаратуры. Тут как раз грянула перестройка, и на заводе началось сокращение. А кого увольнять? В первую очередь молодых, не обременённых семьёй, тех, кто ещё сможет переквалифицироваться. Так будущий столярных дел мастер оказался безработным.

Андрей Евдокимов говорит, что раньше знал всех музыкантов в Майском, помогал им настраивать аппаратуру. И вот один знакомый музыкант предложил присоединиться к их артели, которая работала в столярном цехе лесхоза. Артель подобралась своеобразная: два музыканта, два художника, один вчерашний выпускник школы и Андрей Евдокимов. Поначалу делали стульчики, табуретки для детских садов. Но даже в это нехитрое, казалось бы, занятие пришлось вникать с нуля.

А потом дело пошло. Пригодились таланты художников – красиво оформили контору в лесхозе. Стали получать подобные заказы. Изготавливали даже деревянные пасхальные яйца для продажи в Краснодаре. Затем начали осваивать проволочную резьбу нихромом по дереву. Делали резные стулья, зеркала, шкатулки. Когда немцы, жившие в Майском районе, стали уезжать на историческую родину, начали скупать такие поделки – говорили, что в Германии ручная работа очень ценится. Андрей Евдокимов тоже покинул родной Майский. Но не в дальнее зарубежье отправился, а в столицу республики Нальчик. Потому что женился на нальчанке Ольге Тхамоковой, преподавателе музыки по классу фортепиано. Так в 1994 году начался нальчикский период мастера.

В Нальчике всё пришлось начинать заново. До создания уникальных деревянных часов было ещё далеко. Андрей стал просматривать объявления в газетах. Как-то наткнулся на объявление: мастер ищет помощников в работе с «флорентийской мозаикой». Как поясняет Андрей Григорьевич, это когда, например, к мраморной столешнице всё остальноеделается из резного дерева. Начал работать с мастером Асланом. Приобрёл, наконец, первый собственный столярный станочек. Затем ненадолго вспомнил первую специальность, поступив на станцию защиты растений в Нальчике, наладил там пришедшее в негодность специальное электрооборудование. Но когда наладил, оказалось, что больше там по такому профилю ему заняться нечем. И заскучал Евдокимов без серьёзной работы, не привык долго без дела сидеть – уволился. Работал потом в «Ростурпроминдустрии», занимался там изготовлением резных лестниц. Если точнее, изготовлением поручней из гнутого дерева на готовую ковку. Для большинства из нас, дилетантов, это мало о чём говорит. А это, между прочим, очень тонкая и точная работа, которая только мастера боится, а вернее, любит. Ведь такие поручни делаются из десятков склеенных реек, точно подогнанных друг к другу: только тогда можно добиться нужной гибкости и в то же время необходимой прочности. Наверное, это можно сравнить с тем, как мастера изготавливали клинки дамасской стали, делая сплав из многих стальных полосок, проковывая каждую из них. И сделать всё это нужно художественно, со вкусом. Андрей Евдокимов в своей мастерской показал мне поручень, который состоит из 280 подогнанных и проклеенных реек. Собственно говоря, такую работу Андрей Григорьевич и считает сейчас своей основной. И славится как мастер, известный в республике.

Во время работы в «Ростурпроминдустрии», Андрей Евдокимов познакомился с Асланом Урусовым, ныне директором центра «Народные промыслы» в Нальчике. Аслана Урусова Евдокимов считает очень хорошим мастером, который из дерева может сделать всё, что угодно. Когда появилась задумка организовать выставку мастеров народных ремёсел в Национальном музее, Урусов пригласил принять в ней участие и Андрея Евдокимова, которого знал как замечательного столяра. Тем не менее Андрей сумел его удивить: он предложил для экспозиции деревянные часы собственного изготовления.

Как это часто бывает в жизни, к новому виду творчества подтолкнул случай. Андрей Евдокимов посещает в Интернете специализированные сайты, где на форумах общаются между собой столярных дел мастера. Бывают случаи, когда общение не всегда благожелательное. Андрей Григорьевич с улыбкой утверждает, что находятся люди, которые на таких форумах порой стараются принизить настоящих мастеров. Вот и у Евдокимова нашёлся оппонент, который посчитал, что нальчанин слишком «высоко себя ставит». Для примера выложил на форуме снимок деревянных часов, которые изготовил мастер из Белоруссии. И написал, что «вот это, мол, вещь! Если ты на такое способен – тогда вопросов нет».

Не то чтобы он сильно задел Андрея за живое, и не то чтобы наш мастер решил кому-то что-то доказать. Просто сама идея изготовить настоящие деревянные часы очень увлекла Андрея Григорьевича. «Дай-ка попробую!» – сказал сам себе Евдокимов. В свободное от основной работы время Евдокимов теперь пропадал в мастерской, занимаясь созданием своих первых деревянных часов. Помогал ему в этом надёжный помощник, напарник Ярослав Тимонов, который горячо поддержал идею. Андрей Евдокимов говорит о своём напарнике, что тот отличный специалист, в своё время серьёзно занимался авиамоделизмом – а там требуется очень тонкая работа по дереву. Уже в процессе столкнулись с тем, что нужно сделать некоторые специальные приспособления. Так в мастерской появился универсальный зуборезный деревообрабатывающий станок, затем микрокалибровальный.

Сейчас в своих первых деревянных часах Андрей Евдокимов замечает некоторые недостатки, говорит, что можно было сделать иначе, лучше. Но они ему очень дороги – они ведь первые. Затем были изготовлены вторые, третьи часы. Всего за полтора года Андрей Евдокимов изготовил четыре экземпляра деревянных хронометров – все разные, без повторов. Для работы мастер-умелец использует дуб, бук, берёзу, липу, дикую вишню. Более твёрдые породы – на движущиеся детали. Шестерёнки Андрей вытачивает из дуба и бука. В качестве смазки применяет исключительно графит. После выставки в Нальчике одни часы были проданы в художественном салоне Санкт-Петербурга.

Сейчас в работе у Евдокимова сразу два новых проекта деревянных часов. В одном из них мастер хочет применить принципиально другое устройство механизма – так называемый кузнечиковый спуск вместо более привычного анкерного. Это, по его словам, даст механизму более точный ход. Сейчас погрешность деревянных часов может составлять 3-4 минуты всутки. Кстати, как объясняет мастер, погрешность для деревянных хронометров зависит от условий их содержания – дерево, например, очень чувствительно к влажности воздуха. Андрей Григорьевич говорит, что бросать новое увлечение не собирается. Ведь это очень интересное дело, в котором нет предела совершенству. В задумках сделать, например, часы с музыкой, часы с календарём. Да мало ли что ещё можно придумать?!

Мастеров, которые изготавливают деревянные часы, в мире совсем немного. Работа эта кропотливая, требующая, помимо высокого мастерства, ещё инемалых затрат времени. На пространстве СНГ известен уже упомянутый мастер из Белоруссии, который поставил это дело на коммерческую основу. Часы делает хорошие, но использует в работе и металл. Есть мастер в Москве, который делает часы исключительно из фанеры, здесь требуется большая работа лобзиком. Есть в России мастер, который изготавливает карманные деревянные часы. В дальнем зарубежье сейчас деревянные часы в основном делают американцы и канадцы.

А самые знаменитые деревянные часы создал столяр из Йоркшира Джон Харрисон в XIX веке. Это городские башенные часы, которым уже 250 лет, и нет им износа. Харрисон, который был и столяром, и часовщиком одновременно, создал эти деревянные часы, просто… устав ждать от отцов города обещанных денег на приобретение дорогостоящих в то время металлических деталей для механизма часов. Мастер сделал их из дерева, да так сделал, что два с половиной века часы идут… Между прочим, этот самый Джон Харрисон является создателем первого в мире морского хронометра, который он смастерил по заказу британского Адмиралтейства.

Я пожелал Андрею Евдокимову творческих успехов в его непростой работе. А также понимающих и ценящих клиентов, которые захотят приобрести эти замечательные произведения прикладного искусства. Вышел из его мастерской в хорошем настроении и с некоторой гордостью – в который раз я убедился, какие интересные, удивительные, умелые люди живут в нашем городе!

Источник: