«Белый город» в Санкт-Петербурге: О том, как жить в памятнике из списка ЮНЕСКО

Выставка «Белый город. Архитектура Баухауса в Тель-Авиве» открылась сегодня, 11 июня, в Главном штабе Государственного Эрмитажа . Как сообщает корреспондент ИА REGNUM , генеральный консул Израиля в Санкт-Петербурге Эдуард Шапиро рассказал, что идея выставки появилась год назад, когда было решено впервые провести Дни Тель-Авива в Санкт-Петербурге.

По словам Эдуарда Шапиро, устроители Дней «старались привезти самое яркое, лучшее и интересное для петербургских друзей». Эдуард Шапиро подчеркнул также, что выставка «Белый город» — первая государственная израильская выставка в Эрмитаже.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сразу же согласился с идеей выставки в Эрмитаже.

«Белый город» — это город уникальной архитектуры и социальной мечты. Опыт этого города прекрасный урок того, как жить в памятнике из списка ЮНЕСКО, — пишет Пиотровский во вступительном слове к каталогу выставки. — Оказывается, что почти все препятствия по сохранению хрупкой архитектуры преодолимы, если есть воля, добрая воля. И тогда солнце ласкает здания, а не высвечивает их трещины».

Автор концепции и куратор выставки профессор архитектуры Нитца Метцгер Шмук , которая впервые оказалась в Санкт-Петербурге, сегодня сказала, что теперь сама убедилась, насколько Санкт-Петербург повлиял на архитектуру 20-х годов XX века.

Выставка «Белый город. Архитектура Баухауса в Тель-Авиве» уже была показана в 11-ти городах на разных континентах, в Эрмитаже она демонстрируется не только в рамках «Дней Тель-Авива в Санкт-Петербурге», но и в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» и посвящена наследию архитектуры 1930-х-1940-х годов в Тель-Авиве и истории местной ветви европейской художественной школы Баухаус, существовавшей в Германии с 1919 года и закрытой нацистами в 1933-м.

При этом значительная часть архитекторов-евреев эмигрировала в Палестину. Для работы над планом нового города был приглашен шотландский архитектор и урбанист Патрик Геддес- адепт популярной в те годы идеи создания города-сада. Он создал проект будущего «Белого города» — с множеством бульваров, тенистых улиц разной ширины, спроектированных так, чтобы не мешать транспортным магистралям. В результате именно Тель-Авив стал идеальной почвой для реализации как эстетической, так и социальной программы европейского функционализма. Свое название район получил за светлый тон большинства фасадов.

«В 2003 году ЮНЕСКО признал «Белый город» памятником Всемирного культурного наследия, в охранную зону попало около 2100 зданий, — сказала куратор выставки со стороны Эрмитажа Ксения Малич . — Масштабная реставрационная программа, реализованная в Тель-Авиве, не имеет аналогов: здания, а в план консервации включено более 1600 домов, очищаются от поздних пристроек, восстанавливается облицовка фасадов, идет реконструкция исторических интерьеров». На выставке представлены исторические планы Тель-Авива, биографии архитекторов, его создававших, хроникальный видеоряд о жизни города, фотографии и архитектурные проекции зданий-памятников.

В рамках выставки 13 июня запланирована конференция для профессионального сообщества архитекторов Израиля и Санкт-Петербурга «Современный город и проблемы сохранения памятников архитектуры эпохи модернизма».

Источник: