Артисты театра рассказали о концертах Утесова, пропаже дирижера и о подарках Чайковскому

125 лет назад в октябре открыл свои двери Одесский театр оперы и балета, ставший гордостью и главной жемчужиной города. Американский журнал Forbes включил его в список 11 самых интересных достопримечательностей Восточной Европы, сравнивая по красоте с Венской оперой. «Впечатлений — не меньше, но при этом стоимость билета значительно ниже», — пишет Forbes.

Одесский театр уникален не только своим архитектурным решением и изысканной лепкой, но и акустикой — голоса артистов одинаково хорошо слышны в любой части зала, рассчитанного, между прочим, на 1636 мест (в той же Венской опере — 1473 места). А если выбрать нужную точку на сцене, то от вибраций голоса даже начинает дребезжать люстра. «Когда пел Лемешев (Сергей Лемешев — народный артист СССР. — Авт.), — поделилась бывшая солистка театра Антонина Иванова, отдавшая Опере более 20 лет, — он определил, что если подойти ближе к краю сцены и встать прямо под рампу, голос разносится по залу лучше всего. Люстра при его выступлениях всегда дребезжала». Кстати, вес хрустальной люстры — 2,5 тонны!

Интересно, что одесский храм Мельпомены может побить все рекорды по интригам и скандалам, которые происходили здесь. С 1995-го руководство театра менялось 11 раз! Несмотря на это, жизнь в опере бурлит, а планов — громадье. Так, согласно плану развития Оперы до 2017 года (утвержден Кабмином), штат театра увеличился на 129 сотрудников (всего работает более 600 человек). «Почти закончен ремонт творческих мастерских, закуплено современное оборудование для швейного цеха. А еще открылась новая площадка для выступлений на бельэтаже», — перечисляет директор театра Надежда Бабич. Кстати, каждый год Опера выдает 4—5 премьер. Неделю назад одесситы увидели новую постановку «Аиды», а скоро будут наслаждаться балетным проектом «Дон Кихот» и музыкой Вивальди, которая не звучала здесь почти 30 лет! На 2013-й запланированы балеты Стравинского «Жар-птица» и «Весна священная». Также идут переговоры о постановке детского спектакля «Волшебник Изумрудного города».

Приметы: мыть или не мыть, не обуваться и взять гвоздь . Не секрет, что артисты — народ суеверный. «Сами себе придумывают приметы, связанные с туфлями, костюмами, реквизитом, — улыбается ведущий педагог-репетитор балета театра Юрий Карлин. — Некоторые стучат по полу перед выходом на сцену, другие — до последнего не выходят из-за кулис и, забывая обуться, появляются перед публикой босые». Юрий признается: когда бывает на гастролях в других городах, то в тамошние театры ходит всегда одной дорогой — это к успешному выступлению. Еще Карлин перед концертом обязательно моет голову, даже если для этого нет условий. «Нет, — восклицает режиссер Наталья Григор. — Я голову перед выступлением никогда не мою, это к неприятностям!» А вот солист Оперы Павел Ермоленко признался, что он — человек верующий и в приметы не верит.

«Перед выходом на сцену я перекрещиваюсь и читаю молитву, — рассказывает певец. — Правда, знаю, что у моих коллег считается к неудаче встретить перед концертом женщину с пустым ведром. Еще некоторые артисты, выходя на сцену, держат в кармане кривой гвоздик, а Муслим Магомаев, например, всегда оставлял включенным свет в квартире».

Строительство. Инициатором возведения Театра оперы и балета стал знаменитый градоначальник герцог де Ришелье, а построен он по проекту французского архитектора Тома де Томона на средства императора Александра I. Оперу открыли в 1810-м. Сооружение напоминало античный храм — белоснежное, величественное, выдержанное в классическом стиле. Именно об этом здании Пушкин писал: «Пора нам в оперу скорей…». В 1873-м театр полностью сгорел из-за воспламенения газового рожка, освещающего часы ночью.

Год спустя городские власти объявили конкурс на лучший проект нового театра, который бы соответствовал европейскому уровню и техническим новинкам. Строительство поручили венским архитекторам Фердинанду Фельнеру и Герману Гельмеру — авторам проектов театров в Вене, Дрездене и Будапеште. Строительство обошлось в 1,5 млн рублей — баснословная сумма на то время. Театр сдали в срок — в 1887-м. В нем сочетались элементы ренессанса, барокко и рококо, на потолке 4 картины изображали сцены из произведений Шекспира, неизгладимое впечатление оставляла роскошная люстра. Оперный стал первым зданием в Новороссийском крае с электричеством и паровым отоплением. Второй пожар выпал на долю храма искусств в 1925-м, но, к счастью, здание уцелело. После 11-летней капитальной реконструкции Опера вновь открыла свои двери 22 сентября 2007 года.

Чайковскому — лавровый венок, Заньковецкой — шуба под ноги

Айседора Дункан, Майя Плисецкая, Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов — кого только не принимала сцена нашей Оперы! Здесь звучали голоса легендарных Энрико Карузо и Титта Руффо, Леонида Собинова и Соломеи Крушельницкой, Муслима Магомаева и Федора Шаляпина. Последний после своего первого визита в театр писал жене: «…Был в театре и пришел в дикий восторг от его красоты…». Кстати, в 1899-м в спектакле «Русалка» два выдающихся голоса — Шаляпин (бас) и Собинов (тенор) — выходили на сцену вместе, что было исключительно редким событием.

Выступал в Опере и Петр Чайковский. Его концерты всегда сопровождались аншлагами. Как рассказал работник театра Семен Коган, однажды после выступления актриса Мария Заньковецкая преподнесла маэстро лавровый венок с надписью «Бессмертному от смертной». В тот же вечер для Чайковского устроили шикарный банкет в Английском клубе (ныне — музей Морфлота). В письме к своему брату Модесту великий музыкант писал: «Никогда мне так не приходилось уставать от дирижирования, как в Одессе. Но зато никогда и нигде меня не возносили, не фетировали, как здесь. Если б хоть десятой доли того, что было в Одессе, я мог бы удостоиться в столицах!».

Еще одна из театральных баек касается профессионального Театра корифеев, который в конце XIX века гастролировал в Одессе. В труппу входили Иван Карпенко-Карый, Николай Садовский, Панас Саксаганский, Мария Заньковецкая. В день одной из премьер, когда разбушевалась непогода, перед входом в Оперный образовалась большая грязная лужа. А чтобы Заньковецкая смогла пройти, Садовский снял свою бобровую шубу и постелил прямо на грязь.

Кстати, легендарный Леонид Утесов пел на сцене нашей Оперы всего… два раза. Первый — в 1917-м, когда в театре устроили грандиозный концерт по случаю визита Григория Котовского. А второй раз — после войны. «Билеты раскупили вмиг! Народ даже принес стремянки, чтобы смотреть концерт через окна второго этажа», — говорит Семен Коган.

«Весь зал ждал финала оперы, когда Онегин скажет: «О, жалкий жрёбий мой!»

Что касается курьезных ситуаций, то их на театральных подмостках происходило несметное количество. Например, для оперы «Иоланта» (60-е годы) на сцене соорудили сложную конструкцию: подъемный мост с большими, тяжелыми цепями. Когда один из героев, по сюжету, должен был упасть на пол, то случайно рухнул на цепи. Гигантская декорация вмиг с грохотом развалилась, а артист остался лежать в клубах пыли. Зрители были в восторге, не подозревая, что происходящее — совсем не по сценарию. А однажды солисту оперы Павлу Ермоленко во время исполнения арии попало в рот… голубиное перышко! «Я боялся закашляться, но допел до конца, зрители ничего и не заметили», — улыбается артист. Еще одна внештатная ситуация могла обернуться для Павла трагедией. «Около 8 лет назад во время оперы «Риголетто» я упал в люк — его кто-то забыл закрыть, — вспоминает Ермоленко. — Глубина большая, я потерял сознание, но костюм моего героя — горбатого шута — значительно смягчил удар».

Комичный случай произошел в 1974-м, во время балета «Лебединое озеро», который стал дебютом для одного из дирижеров. Бедняга так переволновался, что задал оркестру темп в два раза быстрее привычного, и танцевать с такой скоростью было невозможно. Народный артист, исполнявший соло в балете, начал было танцевать, но потом остановился и ушел за кулисы. Дирижер заметил отсутствие танцовщика только к концу музыкального фрагмента.

А вот режиссер Наталья Григор вспоминает, как ее интуиция спасла актрисе жизнь: «В 1995-м, перед выступлением, ко мне подошла певица и спросила, становиться ли ей на обычное место. Не знаю почему, но я отправила ее в противоположную часть сцены. И тут на прежнее место падает огромная линза софита…»

Старожилы театра рассказывают еще одну забавную историю. В 50-х годах в театре шла опера «Евгений Онегин», главную партию в которой исполнял Константин Макаров. «Опера заканчивается словами Онегина: «О, жалкий жребий мой!» Все очень ждали окончания спектакля, чтобы услышать, как Макаров, из-за особенностей дикции, произносил «жрЁбий» — и зал падал от смеха!» — смеется скрипач Семен Коган.

А однажды во время постановки оперы «Князь Игорь» (60-е годы), после одного из актов, пропал… дирижер. Его разыскивали всем театром и обнаружили… на Приморском бульваре. Он сидел на лавочке и перелистывал ноты. Как оказалось, дирижер, ввиду своей рассеянности, подумал, что опера закончилась на половецких плясках, и со спокойной душой отправился отдыхать.

Опера Джакомо Пуччини «Принцесса Турандот» (2010) в режиссерской версии Кристиана фон Гетца ( Германия ) стала причиной огромного скандала. Тогдашний и. о. директора театра Анатолий Дуда потребовал заменить главных героев спектакля, где было задействовано рекордные 170 артистов. Фон Гетц, кстати, потративший на «Турандот» 1 млн грн, на это не пошел. Его грозились не пустить в театр в день премьеры! Худрук оперы Алексей Ботвинов назвал ситуацию «бунтом и саботажем» и уволился. Позже лишился кресла и Анатолий Дуда.

«Турандот»: 1 млн и 170 артистов . Одно из самых оригинальных творческих решений было применено в спектакле режиссера Василия Навротского «Гений и злодейство» — о Моцарте и Сальери. Премьера прошла 27 октября 2011 года. Проект «Гений и злодейство» состоял из дополняющих друг друга элементов — оперы, концертной программы и выставки. Чтобы погрузить зрителей в реальность того времени, использовали видеодекорации. Рисунки, отображающие архитектуру того времени, показывали с помощью проектора.

Моцарт и Сальери: видео на сцене . В 2009 году на сцене нашего театра со скандалом прошла премьера международного проекта «Кармен». Постановка, где роль Кармен исполняла блондинка, а средний возраст занятых в спектакле — всего 27 лет, вызвала массу кривотолков. Спектакль обвиняли в пропаганде распутства и наркотиков и, в итоге, показали одесскому зрителю всего три раза (первый, предпремьерный, — для журналистов). К слову, тогдашнего директора театра, режиссера и продюсера Сергея Проскурню уволили в день премьеры.

Страсти по Кармен-блондинке . Скрипач Семен Михайлович Коган пришел в Оперный 19-летним юношей, а работает в этих стенах уже 59 лет. «Тогда я был студентом 4 курса одесской консерватории, — вспоминает музыкант. — Думал, поработаю в театре, пока не доучусь. Но вышло иначе: пришел на время, а остался навсегда. Поэтому в моей трудовой книжке всего одна запись. Если доработаю до августа следующего года, отмечу 60 лет труда в этом храме искусств! Этот пример верности одному делу достоин, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса!».

Беседовать с Семеном Михайловичем — одно удовольствие — он так и сыпет интересными историями. «Народный артист СССР Николай Покровский носил фрак, а манишка застегивалась на 2 бриллиантовые запонки, — говорит Коган. — Однажды во время концерта одна из них отлетела. Ее искали всю ночь, и для этого даже разобрали дирижерский пульт, но так и не нашли. Думаю, она до сих пор где-то там покоится». Ветеран театра часто вспоминает выступления Муслима Магомаева, поразившего его не только вокалом, но и… трюками. «В опере «Тоска» Пуччини певец исполнял роль Серджио. Когда героя Магомаева убивают, он скатывается вниз по лестнице. Кумир миллионов мог бы этого и не делать, но он сам придумал эту мизансцену и очень ее любил — она производила большой эффект в зале», — говорит Семен Михайлович.

Источник: http://www.segodnya.ua