Аристократы фоторепортажа

Так названа фотопубликация, выпущенная французским издательством «Баллан» на которую появились отзывы почти во всех фотожурналах…

Так уж получилось, что и Вячеслав Никулин работает всю свою фотографическую жизнь по этому принципу. Он давно решил для себя: фотография — это остановленное мгновение нашей жизни, со временем ставшее историческим документом. Но как остановлено это мгновение, зависит от фотографа. Значит, и ответственность за каждый кадр неминуемо ложится на человека, посмевшего разъять ход времени, запечатлевая миг. Бывает так: созревает в человеке некая сокровенная мысль, пока неясная и тревожная.

И вдруг случайно обронённая фраза разбивает вдребезги внутреннее спокойствие навсегда. Потому что оформилось то, что выстрадала душа. Никулин услышал такое. Всего две фразы, которым и придавать-то значение стоило только в контексте ситуации, имели практически судьбоносное значение. «Ты ещё ничего не сделал» и «Это банально» — эти две фразы стали для Никулина и жестокой внутренней цензурой, и причиной для самого беспредельного самоедства в фотографии. Эти фразы, как мстительные фурии, преследуют Никулина по сей день, останавливая от лишних, ненужных кадров.

По профессии Вячеслав Никулин фотокорреспондент. В последнее время работает в газете «Вечерний Челябинск». Снимает исключительно в жанре фоторепортажа, только тогда, когда есть ситуация, движение, настроение.

Для Никулина не существует слово «красиво». Никогда Никулин не станет снимать в банальном значении этого слова, — к примеру, красивую девушку только за то, что она красивая. Главный объект внимания для Никулина — фотографически интересный человек или сюжет, и не имеет значения, кто он и в какой обстановке находится. Поэтому он не фотографирует природу такой, какая она есть. Но человек на фоне природы — это другое дело.

Природу и натюрморт Никулин щедро отдаёт художникам — на картинах это смотрится лучше, чем на фотографиях. Фотографические коллажи и монтажи отдаёт дизайнерам, так как это не относится к правде. Поэтому же Никулин не любит съёмку на сценах, подиумах. Здесь царит постановка. Хотя самому Вячеславу Николаевичу пришлось поработать и в студии, снимать для рекламы. В студии съёмка — это работа на клиента, позирование перед камерой, в результате постановочная, «неживая» фотография, – это не для Никулина. Известна ненависть Никулина к гламуру. Снимать разные тусовки, девочек на конкурсах типа «мисс чего-то» ему не по сердцу, праздная жизнь для Никулина не интересна. Зато человека труда он уважает, с удовольствием снимает эту тему. К сожалению, для СМИ в последнее время эта тема неактуальна.

После 1985 года, начала «перестройки» и так называемой «гласности», когда всё искусство опошлили, стал смотреть на жизнь «через чёрные очки».

Предпочтение отдаёт классической чёрно-белой фотографии, но сегодняшнее производство заставило перейти на цифровые технологии.

По мнению Никулина, только того, кто кроме главного – ВИДЕТЬ — владеет всей фотографической «кухней», можно назвать профессионалом. Раньше мастерство фотографа определялось по собственноручно отпечатанной фотографии. Такими и были старые фотомастера.

Родился в Челябинске 7 марта 1950 года. В октябре 1964-го впервые взял в руки фотоаппарат «СМЕНА». До 1972 года фотография была увлечением в свободное от работы время, потом стала профессией. 1973 год — начало работы в СМИ: городская газета «Вечерний Челябинск» и многотиражная газета «За доблестный труд» завода электромашин.

Участник и призёр международных, всесоюзных, городских фотоконкурсов и выставок, член Союза журналистов России.

Что самое главное в нашей жизни, как мне думается, это встречи. Встречи с природой, с красотой, с людьми…Но встреча не может быть долгой.

Даже солнце мы встречаем утром, зная, что вечером простимся с ним до следующего утра. Ещё более скоротечна встреча с человеком, а порой вообще неповторима. Продлить встречу, сделать её роскошью человеческого общения, достоянием многих помогает фотография. Она сохраняет мимолётные мгновения нашей жизни на века.

Язык фотографии безграничен. Нередко бывает так, что всего одна фотография способна рассказать больше, чем повесть или роман, на которые писатель порой тратит месяцы и годы. Нередко думающему фотографу бывает достаточно сделать всего один снимок, настолько велика сила фотографии в руках мастера. Одним из таких мастеров я вижу Вячеслава Никулина. Он чаще всего оказывается в нужное время в нужном месте, предчувствуя, что именно здесь должно произойти что-то важное.

Такое профессиональное чутьё у вездесущего фоторепортёра Вячеслава Никулина. О фотографе нет надобности много писать. Профессия эта бессловесна и словами не выразима.Прежде всего интерес вызывает не персона фотографа, а его снимки. В конечном счёте о нём будут судить не по словам и не по делам. А потому, как ему удавалось, барахтаясь в пространстве и времени и не задумываясь, куда несёт его поток ежедневных событий, успевать запечатлеть следы протекающей полноводной жизни.

Вячеслав Николаевич, добровольно выбрав нелёгкую ношу газетного фотокора, внимательно всматривается в окружающую суету, пытаясь увидеть и зафиксировать волнующие, тревожащие его моменты жизни. Он не стремится облечь их в броскую изобразительную форму, лишь добивается в своих работах ощущения достоверности. Считает, что только тогда фотография достигает своей цели, она становится подлинной, понятной и близкой многим будет принадлежать всем.