Аргументы и Факты

На прошлой неделе общественность активно принялась отпевать один из старейших музеев Москвы — Политех. В конце концов некоторые договорились до того, что если Политехнический музей встанет на реконструкцию, то окажется запущен процесс утраты национальной памяти.

В октябре 2009 г. между Политехом и Госкорпорацией «Роснано» было подписано соглашение: обе стороны объединят усилия по превращению музея в Центр науки и техники, который «станет одним из значимых элементов информационной инфраструктуры инновационной экономики России». Для координации работы «Роснано» создало фонд поддержки Политехнического музея. До поры до времени всё шло более-менее гладко, но 6 июля 2010 г. гендиректор Политеха Гурген Григорян был уволен со своего поста в соответствии с пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ.

По словам Гургена Григоряна, даже в случае смены руководства он должен был оставаться как гарант того, что здание из музейного не превратится в офисное. «Однако 5 июля мне позвонил Анатолий Чубайс и предложил изменить концепцию развития музея, — рассказал Гурген Григорьевич. — В ответ на отказ был предложен вариант — либо менять курс, либо увольняться. На это я ответил, что уволить меня может лишь министр культуры. И на следующий день приказом министра я был освобождён от занимаемой должности».

Интересно, в чём же конкретно выражается смена концепции? Оказывается, коллектив музея разработал свой проект развития, на который было потрачено около 180 млн руб. Правда, в чём именно его новизна, не ясно. Гурген Григорьевич отделался лишь общими словами про «интерактивную экспозицию», важно добавив, что разработанная им концепция уже отправлена в Минкульт РФ. А «Роснано» желает выставить разработку проекта на международные торги, чтобы привлечь лучших мировых специалистов в области музейного проектирования. Циничный человек сказал бы, что ситуация в точности повторяет события русской Смуты XVII столетия, когда бояре спорили: «кому на Руси пригоже царствовать». В то время тоже пытались привлечь «иностранных специалистов» в лице поляков и шведов. А человек разумный рассудил бы иначе: что имеет место вечный спор хорошего с лучшим. Теперь осталось разобраться, чей план развития «пригожее».

А ведь всё могло бы быть по-другому, если бы руководство перевело музей на иные рельсы. Лично меня подмывает сравнить наш столичный Политех с музеем техники в не самом крупном городе Германии Зинсхайме. Там я, взрослый мужик, превратился в мальчишку. Представьте себе радость парня, которому предоставили несколько паровозов и самолётов в почти полное владение — полазить, пощупать, попробовать порулить наконец… Для тех, кто не спешит впадать в детство, есть иные развлечения: насладиться зрелищем трёхколёсного драндулета Бенца, с которого, собственно, и началась эпоха пробок. Или долго пялиться на личный автомобиль Гитлера, который, конечно, редкая сволочь, но машина всё же хороша.

Вот и встаёт вопрос: приглашать ли «варягов» для того, чтобы и наш Политех стал по-настоящему праздничным и ярким, либо же упорствовать до последнего? Да и пойдёт ли посетитель в «спасённый» музей, где, если ты неподготовленный человек, через пару минут становится скучно?  На Западе  (в лондонском Музее Виктории и Альберта или Немецком музее в Мюнхене, в Музее Гутенберга в немецком же Майнце или технических музеях США) главное — посетитель, и экспозиции там выстроены таким образом, чтобы ему, посетителю, было интересно. У нас же и Политех, и другие, ему подобные, работают по принципу «Руками не трогать!» Здесь главное — экспонат. Но современному молодому человеку просто смотреть уже давно неинтересно. Если бы руководство действительно болело душой за Политех, они бы не поленились изучить мировой опыт и сделать свой музей живым. А раз живым — то и прибыльным. И никому бы тогда не пришло в голову насильно менять руководство, ссылаясь на возраст, и т. п. Не снимает же министр культуры Олега Табакова или Марка Захарова с должности худруков МХТ им. Чехова или «Ленкома», хотя и тот, и другой далеко не мальчики.

С другой стороны, не выйдет ли так, что победа «Роснано» обернётся поражением посетителей? Деньги-то в реконструкцию они вложат. Но не получим ли мы «на выходе» вместо современной экспозиции крохотный музейчик в окружении офисов? А таких примеров в Москве достаточно — взять хотя бы Дом музыки или Центр им. Мейерхольда.