Алексей Мартинс: «Настоящее искусство должно бить и уничтожать» algonquin park cabins

Месяц назад в Красноярске группа молодых кураторов запустила выставочный проект «Быстровка» , ставший, по их словам, новым форматом для демонстрации современного искусства . Какое отношение «быстровки» имеют к современному искусству, кто их делает и для кого, в интервью Newslab.ru рассказал идеолог проекта Алексей Мартинс.

holistic kenko

algonquin park cabins

Что такое «Быстровка»?

Это кураторский выставочный проект в области современного искусства. Это галерея без особого места жительства, которая, во-первых, возникает в разных местах города, совершенно неожиданно, в каких-то не приспособленных для выставки помещениях. И еще — они делаются быстро, это акция, которая длится всего несколько часов и после демонтируется. Ее можно видеть буквально три часа, потом все работы уходят, выставка уезжает, и всё.

В Красноярске есть люди, которые занимаются современным искусством, это большая, уже сложившаяся команда, и я предложил этой команде заняться «Быстровками». У проекта несколько задач, первая — в городе мало подобных мероприятий, художникам негде выставляться, кроме больших площадок (музеи, КРЯКК и так далее). Чтобы художник не делал работы в стол и не увозил большую их часть куда-то по России, был придуман формат «быстровки». Второй момент — кураторский, вся наша команда занимаемся курированием выставок, и нам нужен новый материал. Этот материал смотреть негде. Это новые работы, которые мы видим в контексте выставок — потом уже из них можно собирать какие-то более серьезные вещи, настоящие выставки. И третий момент, урбанистический, который для меня сейчас очень важен. О времяпрепровождении, о нестандартных формах существовать в городе. Всем известно, что мы сидим дома, ходим максимум в  кафе , в  кино или магазин, это стандартные пути, особенно зимой. Какого-то другого вида деятельности нет, а нужно изобретать все больше, потому что в городе можно жить по-другому. Это возможность открывать для себя какие-то новые точки в городе.

Мы не собираемся останавливаться. Если будет возможно, увеличим количество — раз в две недели, это вполне реально, потому что мы за две недели делаем с нуля: концепцию собираем, работы. Но пока — раз в месяц.

То, что выставки открываются и закрываются в один день, обусловлено какими-то внешними факторами, у вас нет помещения?

У нас есть возможность, но это очень долго — трудно довести до того, чтобы выставки проходили раз в месяц, раз в две недели. Поэтому сделан такой проект, по-другому звучащий. На первой быстровке все работы были подписаны — сколько времени их создавали, и мы включали таймер, который тикал три часа. Это концептуальный момент быстрой выставки, хотя он уже не новый. Куратор Уолтер Хоппс делал подобную выставку — приходил в какое-то помещение, художники приносили свои работы, которые тут же выставлялись, они разговаривали об искусстве и потом уходили. Так что это не новая идея. Были еще так называемые сквоты ( от англ squat — нелегально занятое помещение ) в Москве в 90-е годы. Художники захватывали какие-то пространства, где-то на нижних этажах устраивали галереи, и выставки были каждуюнеделю по пятницам. Это огромный опыт, который много дает художнику — нужно быстро что-то делать, реализовывать свои идеи. Опыт имеет невероятную силу для развития художника, для нас было важно личностное развитие — проект не претендует на то, что это конечный результат великого искусства, но это очень важно.

Мы сначала думали, что это будет очень большой проблемой — искать помещения. Странно, но как раз этот вопрос решился очень быстро. Первое собрание было в начале февраля (а 1 марта мы уже открывали выставку), на котором я сказал: «Давайте делать быстровку!». И через неделю появилось первое предложение от жилого комплекса «Малые кварталы», так что мы сами удивились. Подобные проекты выгодны всем, если даже не считать, что бизнесмены и владельцы помещений как-то умственно обогащаются, всё равно — для развития бизнеса нужно привлекать людей и делать для них комфортную среду. «Малые кварталы» это понимают и всячески нам помогают. Есть и другие площадки, которые абсолютно не против проведения быстровок. У нас уже есть расписанные пространства на несколько месяцев вперед.

Как вы уже сказали, первая «быстровка» была посвящена теме времени. Как вам кажется, это не дискредитирует искусство, которое считается сложным и кропотливым трудом?

Так оно и есть. Я понимаю вопрос, искусство должно быть вечным. И на самом деле быстровка дискредитирует это искусство.

То есть это провокация?

Работы не создаются за одну ночь, никто так не делает. У каждого художника есть идеи, но нет возможности их реализовывать, или они реализованы, но произведения стоят в шкафу. Но по сути да, это такой антивечный проект, провокация, которая нужна для понимания искусства. Искусство должно быть острым, с кураторской точки зрения нам нужно было добавить этой остроты, покопаться в искусстве, действительно оно вечное или нет. С другой стороны, работы существуют не на одной выставке. У нас нет никаких финансов, это полный альтруизм, поэтому мы не можем давать деньги художникам для того, чтобы они создавали свои проекты. Они делают все из подручных материалов. И было предложено обкатывать проекты. Есть идея, можно ее сделать из плохого материала, в эскизном виде выставить, посмотреть, как она себя ведет на выставке, и потом уже доработать до более готового вида. А вообще тема времени очень положительная — ёмкая. Концепция может и год не рождаться, а может родиться в секунду. Не столь важно, что это какой-то материальный объект, главное, чтобы он передавал идею. Мы приверженцы больше концептуального подхода, нежели пластического, нам это интересно.

Люди в Красноярске остро реагируют на современное искусство. Когда они приходят в музей, то хотя бы формально понимают, чего ждать…

Я вот не видел, чтобы остро реагировали. Я был бы этому счастлив.

Априори. Я, может, с пафосом говорю, но кураторы, которые занимаются «быстровками», могут являться в Красноярске эталоном вкуса в современном искусстве. Потому что они занимаются этим очень много, участвуют в международных проектах. Они действительно профессиональные искусствоведы, кандидаты наук. Это Саша Семенова, которая первая вывезла за границу красноярское молодое искусство. Оксана Будулак и Мария Ильбейкина — они часто возят современное искусство в Москву и по другим городам. Художники сами где-то участвуют, заняты в разных проектах. Наряду с молодыми авторами, есть авторы, которые уже выставлялись в Румынии, на масштабных выставках, молодежных биеннале (например, Игорь Лазарев). Наш аргумент — можно проверить художников через замечательный портал « Артгид ». Там есть страница «сообщество», куда вбивают тех, кто участвует в выставках по России и каким-то образом задействован в современном искусстве. И эти имена там есть. Люди, которые идут на «быстровку», должны понимать, чтоэто не «настоящая выставка» или «настоящее искусство». Во-первых, это, в основном, молодое искусство. Во-вторых, это акция для развития. Но, по сути, априори, это искусство.

Давайте тогда поговорим, по каким критериям вы выбираете художников и произведения. Они красноярцы, они молоды, кто они?

Вообще мы решили, что это продолжение проекта « Без цензуры », где у нас нет цензуры отбора художников. По своим внутренним критериям мы смотрим, адекватно это вообще или не очень. Но в принципе, критериев нет, художники — наши знакомые и незнакомые, сеть очень быстро развивается, зовем всех. Показывают, у кого что есть, мы говорим «Вот это хорошо, вот это давайте-давайте». Нам все на пользу. Здесь еще кураторский подход, экспозиционный, когда у тебя есть скоп работ, может, совершенно неподходящих к теме — ты начинаешь из них лепить какое-то концептуальное высказывание. Иногда удачное, иногда нет, но именно это и есть упражнение в кураторской практике, которое нужно молодым кураторам.

Есть такое веселое слово «фланёры», так в урбанистической литературе описывается французский тип нового человека — человека гуляющего. Он живет в городе, интересуется разными событиями, посещает акции и мероприятия. Мы думаем, в городе должны появиться такие люди, и они уже есть, но их должно быть всё больше и больше. Это все, кому лень сидеть по пятницам и субботам дома, кому хочется провести дни в каком-то общении, заодно посмотреть искусство. Мы не рассчитываем, что люди придут к нам за чистым искусством, возможно, и придут, но в основном — это просто еще одна форма досуга. Мы делаем выставки в разных местах, достаточно отдаленных, бывает, и местные жители этих райончиков заходят, и это уже большая победа. Мы выезжаем за границы центра и, как настоящие урбанисты, едем в отдаленные спальные районы, в которых люди по пути в магазин или аптеку просто заходят к нам в гости.

Сейчас в Красноярске появляются новые культурные площадки, которые пытаются что-то делать, но говорить о том, что они выставляют искусство, не приходится. В « Пилоте » проходят выставки, и как раз эти выставки почему-то не вызывают у посетителей вопроса «искусство ли это», а на самом деле, там все очень мягко и гладко. Настоящее искусство должно бить, уничтожать, должно быть больно, неудобно. Я, конечно, не претендую на то, что у нас на «быстровке» будет именно так, но думаю, такое случится. У меня один проект был, назывался « Искусство — это больно », на граблях — картины бьют. Так что это вот какая-то такая идеология. Надо сказать, что участники нашей кураторской команды все в то или иное время работали в  Красноярском музейном центре и занимались биеннале, поэтому оплот современного искусства, который у нас есть в Красноярске, музейный центр — мы все оттуда.

Музей — это одна институция, вполне закрытая, там должно быть все отобрано, а для полноценной художественной жизни в городе должны происходить дополнительные события, должно бурлить. Наша кураторская команда не будет заниматься только быстровками, в планах создать «Агентство культурного гастарбайтерства» для организации других проектов, будем наращивать темпы, давно есть необходимость этого.

У нас не только молодежь. В Красноярске не так много народа, а культурная прослойка, или культурно-молодежная,которая чем-то занимается — еще меньше. И в основном все эти люди знают друг друга в лицо, и сначала будут приходить они, но мы открыты для всех. Мы не ставим цели привлечь всех в Красноярске к этому действию. У нас есть идеология, мы хотим сделать город чуть лучше своими силами. Поэтому никаких попыток кого-то привлечь насильно или кричать по углам «эгегей, давайте к нам», не будет. Мы (кураторы) какое-то время жили в другом городе, где есть культурная жизнь, и это означало, что можно каждый день идти на новое событие, причем, в день происходило по два, по три, по четыре. И это в жизни в целом играет большую роль, потому что тебе иногда проветривают мозги, иногда забивают, плохим или хорошим — не важно, важно чтобы это происходило. Из этого потом выстреливает что-то. Когда ничего нет, очень трудно и закрыто.

Источник:

https://holistickenko.com/algonquin-park-portaging-wilderness/