Известный звездный фотограф написал книгу о судьбе папарацци в шоу-бизнесе. «Новостям шоу-бизнеса NEWSmusic.ru» Жданов рассказывает о скандалах с Глюкозой, развале Smash!!, и работе Билана на «Евровидении».
Александр Жданов – фигура среди звездных фотографов приметная. В 14 лет он впервые начал работать фотографом. Сейчас ему 24, у него красный диплом журфака ЛГУ и десять лет работы в шоу-бизнесе. Александр Жданов — фотограф, снимающий постоянно Сергея Лазарева, Диму Билана, Филиппа Киркорова, Диму Колдуна, Александра Рыбака, все проекты «Фабрики звезд 1–7», и это только начало его послужного списка. Его фото публикуют ведущие журналы и газеты. Целый год Жданов был самым популярным блогером страны, занимая первое место в блог-рейтингах Яндекса.
В декабре 2009 года вышла первая книга Александра Жданова о шоу-бизнесе «Папарацци». Ее стоит прочитать только потому, что об оборотной стороне российского шоу-бизнеса еще никогда не рассказывал фотограф. Писали артисты, продюсеры, журналисты. А фотограф рассказывает о тайнах шоу-бизнеса впервые.
— Книга названа «Папарацци». Папарацци — журналисты, которые охотятся за звездами, тайно их снимают и занимаются другими противоречивыми занятиями. Но твой герой этим вовсе не занимается. Значит ли это, что в России папарацци совсем другие?
— Да, папарацци – это тот человек, который месяцами может ждать в засаде какую-то звезду, снять ее и заработать большие деньги. У нас в стране никто этим не занимается. У нас все подобные съемки делаются по договоренности. Строго говоря, папарационной съемкой в России никто не занимается.
Когда я начинал заниматься фотографией в 14-15 лет, — бегал на вокзал встречать звезд, пытался на концертах за кулисами сделать эксклюзив. Сейчас я вырос профессионально, и веду более размеренную жизнь. Я зарабатываю деньги. Я знаю, что мне проще связаться с артистом напрямую, и договориться о нужной съемке.
— Но ведь папарационная съемка на порядки дороже студийной. Может быть, не существует должной оплаты папарацци, нет заказчиков?
— Это так. Даже очень хорошие папарационные кадры у нас оплачиваются недостойно. Скажем, я ездил на Евровидение 2006, на котором Билан занял второе место. Вернулся с массой эксклюзивных кадров Билана, постановочных и живых, — ни у кого больше таких нет. Когда он переодевается, моется, надевает ту самую футболку с десяткой, ест яблоко – это история Евровидения и нашего шоу-бизнеса! Так вот, в Питере ни одно издание не захотело взять эти кадры. За исключением «Комсомолки», заплатившей 200 рублей за пару снимков.
У нас живут издания, которым по максимуму нужны красивые причесанные фото на обложки. Исключение – газета «Жизнь», которая изначально ориентировалась на папарационную съемку. Остальным не нужны скандалы, компроматы, а нужны улыбающиеся красивые лица. Стало быть, нет заказов для папарацци. Я иду вслед за рынком, и переориентировался на нужные этим изданиям заказные фото, хорошо оплачиваемые.
— Перейдем к твоей книге. Интересует главный мега-мафиозный продюсер под фамилией Разумовский, который делает уйму звезд, одному популярному певцу по его приказу ломают ногу и руку, после чего тот эмигрирует из России. Кто это в реальной жизни?
— В реальной жизни такого мафиози нет. Я вывел его под фамилией Разумовский, чтобы подчеркнуть его ум. Я знаю многих продюсеров – Пригожин, Дробыш, Фадеев, Матвиенко и т.д. Общаясь с ними в тусовке, внимательно наблюдаю за их работой. В книге использована реальная история с Руссо, но книжный Разумовский вобрал в себя черты всех известных продюсеров. Умных и хороших продюсеров в стране – единицы.
Если бы я писал про идеального продюсера, то я писал бы его с Игоря Матвиенко, которого искренне уважаю. Но у моего Разумовского масса положительных и отрицательных качеств, он собирательная фигура.
— Еще ты много пишешь про коллег, и мелькает мысль, что самых больших неприятностей стоит ждать именно от них. Я сам журналист, и не вижу какой-то злой конкуренции между журналистами шоу-бизнеса. Большинство дружны между собой. У тебя в книге они – клубок змей.
Каждый, кто может купить себе профессиональную камеру, ее покупает, влезает в тусовку, снимает. Конкуренция в шоу-бизнесе не может быть доброй. Идет конкуренция за места. Устроиться хорошему фотографу в приличное издание почти невозможно – все места заняты. Потом к тебе подойдет фотограф из того издания, и пригрозит – дескать, тут моя поляна, не лезь. Фотографы в изданиях работают десятилетиями, и они никого не пускают в свою тусовку.
Скажем, у меня был конфликт с Владимиром Соколовым на «Фабрике звезд». Он работал на «Йес-Звезды», я – на Первый канал. Подколки постоянные. Ко мне подходил артист и ругался, что я продал его мобильный номер фанатам. Спрашиваю, откуда эта ложь. Артист признается, что ему сказал об этом Соколов… Это был период сплошных сливов и гадостей.
— Да, книга написана по следам реальных событий, которые произошли со мной во времена «Фабрики звезд 2». Тогда появилась певица Глюкоза, точнее, пока появился только ее голос. Самой девушки пока никто не видел. По договоренности с Максимом Фадеевым и ее пиарщиком Лешей Караваевым я должен был снимать Ионову до того, как ее увидели все. Мне было разрешено отдавать эти снимки в СМИ. Отдавай, Саша, и никаких проблем.
Потом Максим Фадеев передумал, и решил, что Наташа Ионова появится только в финале «Фабрики звезд 2», как эффектное первое появление Глюкозы в телеэфире. Мне приходит из Москвы приказ снять все фото из всех журналов, куда я их отдал. И тут меня нехорошо подставили. Я тогда работал редактором в журнале Cool, сотрудничал с Bravo и «Все звезды» — все три топовых молодежных журнала. Во все три я отдал фото Ионовой. Во все три я позвонил с просьбой снять их с публикации, все заверили меня, что снимут. Я успокоился. Затем происходит следующее – выходят все три журнала, и в каждом – фото Глюкозы на обложке.
Разгорелся страшный скандал. Максим Фадеев звонит и ругается, что я его подставил, вопреки договоренностям. Мои оправдания, что я сделал все, что мог, и журналы обещали не ставить – не принимаются.
Я звонил лично Наташе, и извинялся, объяснял, что меня подставили. Потом-то все забылось, но почти год после той истории я не имел права даже подходить к Глюкозе, не то, что снимать. Холод прошел только спустя пару лет, когда на «Пяти звездах» я встретился с Наташей, переговорил и смог объяснить, что ни в чем не виноват. Но история была очень неприятная. Когда я решил писать книгу, вспомнил эту историю, и взял ее за основу сюжета.
— Еще одна важная составляющая шоу-биза – пиарщицы. Пиарщиков почти нет, у нас это женская профессия. Героиня Слава, в руках которой были все нити, ведущие к артистам. Насколько бартер в отношениях журналистов и звезд, практикующийся Славой, типичен?
— Для меня бартер – это закон шоу-бизнеса. Только ты мне – я тебе. Ты делаешь хороший анонс – я пропускаю тебя на концерт. Ты хорошо пишешь про артиста – я сливаю тебе эксклюзивную информацию. Есть отличные пиарщицы – Юля Дергалюк, Катя Быкова, Юля Конторова. Они всегда работают по бартеру – сделаешь хороший фоторепортаж, они всегда помогут тебе, когда тебе надо.
И наоборот. У меня был период охлаждения с Катей Быковой из ПЦ Матвиенко, когда я сделал фото «Корней» и «Фабрики», и без согласования опубликовал. Мне кислород перекрыли. Журнал просит сделать фотосессию «Фабрики», и ему отвечают – хорошо, делайте, но не присылайте Жданова.
Я выработал для себя правило – ни с кем не ссориться. Если фотография плохая, я ее удаляю. Если она папарационная, я ее сохраняю в свой архив – когда-нибудь пригодится для выставки, но я ее не публикую. Ведь на фото люди часто получаются пьяными, или косоглазыми, или видны оголенные части тела… Мне самому не хочется выдавать такие фото в СМИ.
— Нет, до сих пор не общаемся. Но тут я выработал еще одну профессиональную формулу карьеры. Я нахожу прямой контакт с самими артистами, без посредников. Я прекрасно общаюсь с теми же «Корнями», «Фабрикой», «Иванушками» и т.д. Раньше я часто сталкивался с проблемой посредников, когда пиарщики меня не аккредитовывали на мероприятия. Но когда я проходил, то старался найти прямой контакт, обещал лично каждому делать хорошие фотографии именно этого артиста, и держал обещание.
Когда появился дуэт Smash!!, еще до хита Belle, я попросил продюсера Женю Орлова, с которым знаком, подвести меня к Михаилу Генриховичу Топалову. И договорился, что буду снимать. Я выхожу или на артиста, или на главное лицо за артистом. Подходил к тому же Лазареву и Топалову, и говорил, что буду снимать именно для них, для их личного архива. И многие артисты на это идут. В результате последние лет пять мне не очень важно звено пиарщиков, я обхожусь без них, как правило.
Но иногда получается ссориться с артистами. После распада того же Smash!! я встал на сторону Лазарева. И автоматически стал персоной нон грата для Топалова. На любых сборных концертах стоит мне навести камеру на Топалова, тут же подходит его администратор, и запрещает лично мне снимать. Причем сам я никогда не спорил с Топаловым лично, и даже не говорил с ним о распаде дуэта. Это уже сейчас они помирились между собой. Но у меня своя гордость, и теперь уже я сам отхожу в сторону при появлении Топалова. Я не буду его снимать, его фото не будет в фотобанках и обложках глянца. Я могу себе позволить не снимать.
— Есть же обратная сторона такой дружбы с артистом. Тебя никогда не просили снимать якобы компромат, якобы секс с кем-то нужным – чтобы появиться на страницах СМИ?
— Конечно, просили. Скажем, в Юрмале мы делали с Сережей Лазаревым фотосессию, где он обнимается с девчонками из своего шоу-балета. Я не запариваюсь, зачем это нужно артисту. Есть заказ, я его выполняю. Надо, чтобы артист выглядел пьяным – сниму и так. Надо, чтобы была фотоистория Димы Билана и Лены Кулецкой – сниму. Нужны любовные ситуации на «Фабрике звезд» — сниму.
Кстати, когда на «Фабрике звезд» начинались любовные взаимоотношения мальчика и девочки, то нужно было в СМИ тут же это подать и поддержать фотографиями. Вот они сидят и говорят, вот он положил руку ей на колено, вот он ее с ложечки покормил. Но сами фабриканты неопытные, позировать не умеют. Я подхожу к ним, рассаживаю, выстраиваю нужные позы, снимаю серию сюжетов, и отдаю в газеты. Там тут же выдумываются подробности якобы любовных историй, и все иллюстрируется моими фотографиями.
Почти наверняка самим детям объясняли, что это нужно им самим, чтобы поднять к себе интерес, и подольше остаться на телепроекте. Я два года снимал «Дом-2», и там это вообще закон. Нужно показать зрителю, что вчера герой пришел на проект, и завтра уже влюбился. Я как звено между читателем и проектом, максимально иллюстративно подтверждающее сюжетные интриги. Фотография – лучшее доказательство для читателя журнала.
Часто артисты берут с собой на прогулки фотографов. В результате на страницах журналов появляются якобы папарационные снимки, как звезда покупает в магазине что-то или ест в кафе. Снимок служит информационным поводом, к которому в редакции придумывают текст. И артисты не обижаются, они все понимают.
Кстати, я до сих пор скептически отношусь к свадьбе Пугачевой и Киркорова. Она была сделана по всем законам пиара. Пугачева с падающей популярностью выходит замуж за талантливого, но относительно малоизвестного артиста. И разу появляется масса хитов, досужих сплетен. При этом Алла Борисовна регистрирует на себя торговый знак Филиппа. Думаю, она все здорово рассчитала, я восторгаюсь ею. Это очень хороший бизнес-проект, который до сих пор никто не смог повторить.
Я больше не верю в любовь между артистами. Последней искренней парой были Лолита и Александр Цекало, но именно шоу-бизнес разрушил их любовь.
— Есть, конечно. Еще Рыбин и Сенчукова. Но обрати внимание, они тут же от шоу-бизнеса так или иначе отходили, дистанцировались. И смогли сохранить свой брак. И какая шикарная показуха была на свадьбе Волочковой и Игорь – с шарами и летающими каретами. Не свадьба, а пиар-повод для Волочковой появиться в СМИ. Я уверен, что вся неискренность рано или поздно возвращается пославшим ее.
— На Западе часто фотографы дерутся между собой, чтобы выбрать лучшую точку для съемки. С тобой такое было?
— Да, часто. Вот недавно в Юрмале местный фотограф с разворота ударил мне в спину так, что я упал. А до этого проходила мимо Пугачева, я отснял ее, и просматривал полученные кадры. А он был обижен, что я ему помешал. Дескать, тут есть местные профи, а всякие приезжие фотографы только мешают работать.
В Москве такой злости нет, но бывают стычки за лучшее место и ругань, куда ты, дескать, лезешь. Даже если договорились сидеть и не мешать, при появлении артиста все мгновенно забывают договоренности. Все хотят сделать лучший кадр. Артист уходит, и снова начинаются укоры в адрес друг друга.
Я изменил тактику. Не стою в общей куче, а вежливо прошу артиста отойти в сторону, и делаю кадр, какого нет ни у кого. Искренность и вежливость в шоу-бизнесе открывает многие двери. Когда артист прилетает в аэропорт, вспышки только вызывают у него агрессию. Но если спокойно подойти и вежливо попросить снять его, то всегда артисты идут навстречу. Как-то София Ротару прилетела очень усталая, мало времени до концерта. Я обратился к ней, как к Софье Михайловне, и попросил сделать один кадр. Она не только позволила, но она улыбалась! И ей приятно, и мне приятно.
Я взял для себя правило – вежливо просить артиста о взаимности. Сколько раз Лолита помогала пройти мне туда, куда мне вовсе не положено! Надо договариваться с артистом, чтобы артист мог получить хорошие собственные фотографии, а я мог пройти туда, куда остальным запрещено.
На шоу «Ледниковый период» рассаживают звезд на трибуне, и никто из редакторов не знает обычно, кто должен придти. Так вот, у редакторов есть шутка – хочешь узнать, кто придет – спроси у газеты «Жизнь», те знают всегда и про всех. Вот что такое профессионализм.
— Ты пишешь, что плохие снимки людей получаются только у тех, кто не любит людей. А камера только передает внутреннее отношение фотографа. В чем специфика съемки звезд?
— Со звездами работать и сложно, и легко. Легко, потому что фотографию Билана все равно купят, раз на ней Билан. С точки зрения художественности фотография вымирает. Перед фотографом ставятся редактором четкие требования – скажем, нужна фотография артистки в рост, с платьем, аксессуарами и улыбкой. Что там внутри – никого не волнует.
Я-то понимаю, что если с фото Билана убрать то, что это Билан – сама по себе фотография далеко не всегда окажется качественной. Мы репортажники, и щелкаем быстро. И поймать редкую эмоцию, чтобы зацепило что-то в душе – непросто. В Питере стараюсь почаще снимать в студии, где можно выстроить что-то особенное. Хочется, чтобы человек получился интересным вне зависимости от того, звезда он или нет.
— Мы знаем работы Ляшапеля и других фотографов, которые работают со звездами в студии, и у них получается фото-арт. В 90-е годы в России были потрясающие фотосессии Влада Локтева и других, делавших нечто подобное. Сейчас многие глянцевые фото сделаны словно впопыхах. Времена меняются или спроса нет?
— Меняется сам шоу-бизнес. Песни стали куда менее содержательны, их неинтересно глубоко иллюстрировать. При этом – миллионы глянцевых журналов, на которые просто не хватает звезд. Нет времени остановиться и вдумчиво поработать. Видеоклипы снимаются за один день, за несколько часов. Искусство превращается в поток. Клипы стали неинтересные, ненасыщенные.
Артисты стали одноразовые. Остались еще бренды, большие имена – Пугачева, Леонтьев и другие. Но новое поколение приходит с одной песней, и уходит. Даже раскрыться не успевают. Одна только «Фабрика звезд» выпустила два сотни фабрикантов. Не случайно в шоу-бизнесе закрепилась только первая «Фабрика», которой занимался Матвиенко. Остальные – на потоке. Пугачева запоминается, ее песни можно любить или не любить. Современных артистов трудно даже запомнить.
Современный артист – картинный, гламурный, весь розовый. Ему не хочется верить. Пройдет пару лет, и о них все забудут. Такова группа «Шоколадки» в моем романе, и имя таким артистам – легион. Ничего сравнимого с Земфирой или Лагутенко даже не проглядывается.
— До западного шоу-бизнеса там в этом вопросе далеко. Я знаю только два мощных организованных фан-клуба – у Димы Билана и Сергея Лазарева. Есть еще у Сургановой и Арбениной, но они стихийные.
Важно, когда артист относится к своим поклонникам сердечно. Александр Рыбак приехал очень усталый, но все же нашел два часа, чтобы пообщаться со своими питерскими фанатами. После концерта все желающие остались в зале. Он дал автографы абсолютно всем!
— Тема моего диплома на журфаке «Правовое обоснование интернет-среды». Я сразу понял, что интернет будет развиваться, и имеет смысл вкладывать в него силы. В 2005 году, когда я начинал блог, никакой отдачи не было вообще. Я просто постил одну за другой фотографии, рассказывал о шоу-бизнесе – понятно, что это вызывает интерес. Я стараюсь провоцировать публику на дискуссии, идет плотное общение. Был момент, когда я не справлялся, и нанял нескольких девочек, чтобы они ставили за меня посты. Сейчас делаю снова все сам. К 2007 году мой блог стал самым читаемым блогом интернета, по данным Яндекса.
Но я понимал, что все меняется. Появились Вконтакте и Одноклассники, а блоги стали вымирать. Лиру стали сдавать позиции. Я ушел в Контакт, и сейчас там у меня только 40 тысяч неотвеченных предложений о дружбе. Я два года раскручивал там свое имя, как бренд. Я нахожу там интересные деловые контакты – познакомился с журналом, пишущим о природе, и теперь у меня есть доступ в любой зоопарк мира. Снимаю за небольшие деньги, в принципе, но отдыхаю от шоу-бизнеса.
В течение года, пока мой блог был на первом месте, я заработал себе на квартиру в Петербурге. Посещаемость была до миллиона в месяц. Рекламные посты, баннеры, тот же Вконтакте платил мне очень щедрые деньги за их рекламу – один пост каждый день в течение месяца. Мой пост стоил 100-200 долларов. Это имиджевая реклама. Сейчас таких денег не заработать, рекламодатели разочаровались в интернете – непонятно, насколько это работает.
— Потому что фотограф юридически не защищен у нас в стране. Юристы мне наглядно объяснили, что если я ставлю фото, то надо представить массу бумаг – доказать, что снимал именно я, получить разрешение каждого лица на снимке. Если книга будет иметь успех, то каждый из артистов может подать в суд, где объявить, что это его лицо на фото стало причиной успеха книги, и затребовать огромный гонорар.
Так что я решил не иллюстрировать книгу, но написать текст о тусовке, в котором рассказать обо всем. На днях я закончил новую книгу про «Евровидение», которая весной уже выйдет в свет.
— Да, я часто езжу на «Евровидение», и решил рассказать подробнее об этом конкуре. Какие там бывают интриги, какие заморочки бывают у артистов. В первой книге рассказано о подставе, которую делает мне пиарщица перед лицом могущественного продюсера. Во второй я показываю истинную мотивацию ее поступков.
В жизни нет однозначной картинки, нет злодеев. Одни и те же люди могут тебя сначала подставить, а потом спасти.