Александр (Сафа) Керимов

После событий 2009 года самой тревожной новостью 2010 года в Перми стало окончательное решение властей о вывозе коллекции деревянных икон и скульптур из собрания Пермской художественной галереи во Францию. Теперь оставшееся время до января следующего года, когда коллекция должна быть возращена в Россию, остается ждать и молиться, чтобы все уникальные духовные (и материальные!) ценности, которые оказались, по точному выражению губернатора региона, «на чужбине», в целости и сохранности вернулись на Родину.

Многострадальная пермская коллекция, собранная сыном священника, подвижником и просветителем Николаем Николаевичем Серебренниковым, пережила самые непростые времена. Об этой поистине уникальной коллекции написано много. Думаю, не все понимают, сколько крови (в буквальном и в переносном смыслах) на этих шедеврах, потому что всё это — выломанное, вырванное с корнем из намоленных мест, из церквей и храмов, которые и сами были впоследствии уничтожены варварской властью. Особенно умиляет, когда «исследователи» приводят слова наркома просвещения (по-нашему, министра культуры. Но никаких аналогий, господа! — А.М.) Луначарского: «Этой коллекции я посвящу особый этюд, так как она произвела на меня глубочайшее впечатление как по своей культурной и художественно-исторической ценности…» Учитывая, что именно Луначарский был наркомом просвещения того самого правительства, которое уничтожило церкви, религию и просто веру в Бога, то желание «посвятить этюд» напоминает слёзы плотно пообедавшего крокодила.

По своему происхождению и назначению, эта пермская коллекция деревянных скульптур должна принадлежать церкви, должна храниться в церкви и должна почитаться, как почитаются церковные ценности. Ни один музей, ни одна выставка не имеет права претендовать на то, что создавалось как символ веры. Сегодня, в начале ХХI века цивилизованным людям можно было бы принять самое понятное и объяснимое решение: передать все экспонаты именно туда, где их «родное» место — церкви, и больше их не трогать, не говоря уже о том, чтобы вывозить за границу. По большому счёту, именно церковь должна была первой заявить о своём несогласии с таким «продвижением бренда» «Пермь — культурная столица Европы»! Но, почти за сто лет уничтожения религии в нашей стране духовные отцы привыкли держать язык за зубами, а сердце — под замком. Предыдущий духовный наставник православных епископ Пермский и Соликамский Иринарх как-то публично высказался о пермской выставке современного искусства: «какой же ад должен быть в душе человека, который выставил всё это на общее обозрение». В результате епископ служит уже не в Перми, а в далёком Красногорске…

Очевидно, люди, отправлявшие пермскую коллекцию за рубеж («на чужбину»), всё-таки что-то слышали о ценности и сохранности художественных ценностей. Кстати, ни один музей мира никогда не отправляет свои САМЫЕ ЦЕННЫЕ экспонаты. Отправляют, как правило, копии, созданные по современным технологиям, позволяющим рассмотреть изображение в трёхмерном виде без каких-либо искажений. Все, что касается изделий из дерева, камня или металла, как правило, воспроизводится по тем же современным технологиям, и уже неотличимые от оригиналов копии выставляются на всеобщее обозрение. Потому что главная задача — уберечь для будущего то, что невозможно повторить. Возможно, те, кто вывез «пермских богов», слышали и о таких обязательных вещах, как «обменные выставки«- когда вместо поступивших экспонатов принимающая сторона отправляет РАВНОЦЕННЫЕ произведения искусства. В Пермь тоже «приехала»…коллекция старой обуви, неясного происхождения и, мягко говоря, сомнительной материальной и тем более, духовной ценности. А интересно, кто-нибудь из пермских деятелей культуры знает, что значит оформить международный страховой полис на художественные ценности мирового уровня?.. Кем и как проводилась оценка ценностей, без которой невозможно их застраховать?.. И вообще: существуют ли деньги, которыми можно оценить остатки российской истории? Для дельцов, потерявших всякую совесть — конечно, существуют и реальная стоимость Родины, и её ценностей. В России, со времён худшего из сыновей Ильи Ульянова, существует практика, когда художественных ценности, вывезенные из страны, НАМЕРЕННО страховалась именно из расчёта, что впоследствии они «потеряются», а отвечать за них придётся только размером страховки. Скажу больше — это хорошо отлаженный бизнес, когда «покупатели» просто ждут любого мало-мальски интересного «вывоза» за пределы страны, чтобы через недобросовестных или просто наивных «деятелей искусства» получить новое приобретение…

Очевидно, что «пермский сезон» во Франции — попытка повторить «подвиг» Сержа Дягилева, «держателя русского балета», в своё время изгнанного с поста помощника Директора Императорских театров без права поступления на государственную службу за открытую связь с Вацлавом Нижинским и прочими (тоже — никаких аналогий!— А.М.). Дягилев точно также вывез из России в ту же Францию другие неоценимые ценности — лучших российских танцоров, которых использовал как хотел как на сцене, так и вне её. В результате «отработанные» звёзды первой величины оказались или в полной безвестности и нищете или просто в доме для умалишённых. Мы сегодня тоже рискуем потерять самое ценное из русского культурного наследия в угоду продвижения бренда «Пермь — культурная столица Европы». Помнится, в своё время Нью-Васюками стала Калмыкия, скромно провозгласив себя шахматной столицей всего мира. Тогда коллеги-журналисты из других стран просто завалили письмами, в которых просили уточнить: есть ли среди национальных традиций калмыков обычай играть в шахматы?.. Теперь очередь за нами с грандиозным проектом «Пермь — культурная столица Европы». С международных сайтов, размещающих мои публикации, приходят запросы с просьбой подготовить материал о «пермском феномене». Известные международные журналисты почему-то были уверены, что столица России — Москва, а центр российской культуры — Санкт-Петербург. Наивные люди! Аналитики, занимающиеся вопросами международной политики, почувствовали себя сильно отставшими от жизни: когда же Пермь стала лидером России в области культуры, и теперь решила стать центром Европы?.. Помните фразу премьера, который после презентации в Нижнем «проекта с человечком» посоветовал руководству нашего региона найти не министра культуры, а именно министра иностранных дел страны? Очень хотелось бы посмотреть на его реакцию, потому что государство наше, Российская Федерация, не входит, никогда не входила и даже не является кандидатом во вхождение в члены Евросоюза. Поэтому для реализации проекта «Пермь — культурная столица Европы» придётся произвести несколько простых действий: 1.Выйти из состава РФ; 2.Объявить самостийность; 3.Тут же войти на правах свободного государства в Евросоюз и стать его культурной столицей. Благо, что в Евросоюзе уже есть особые территории вне Европы, но входящие в Европейский Союз,— вроде Канарских островов и Гваделупы. Одновременно можно объявить себя культурной столицей Антарктики или Австралии, потому как тамошние пингвины и кенгуру имеют о Перми такое же ясное представление как и жители Европы.

А если серьёзно — пусть себе красные человечки пилят бюджет на самокаты и на красные «П». Тем более что мнение рядовых плательщиков в бюджет, среди которых числюсь и я, никого не интересует. Только святое, — и последнее, что осталось, — пожалуйста, пусть не трогают и вернут туда, откуда взяли. Причём в целости и сохранности.

… Как ни старался, но без мистики в публикации о пермской коллекции обойтись невозможно. Самая мистическая фигура коллекции — конечно, скульптура Святого Николая Можайского из деревни Зеленяты, по преданию, приплывшая вверх по течению по реке Нытве. День почитания Святого Николая Можайского — 16 июля.15 июля прошлого года в пермских СМИ появилась информация об отправке пермской коллекции «на чужбину». По преданию, когда скульптуру перенесли в другое село, «он сам вернулся на привычное место», потому что, хотя и любил путешествовать (за время жизни в храме прихожанам пришлось сменить ему восемь пар обуви), «дом любил больше всего». Удастся ли на этот раз спастись от неразумных и снова вернуться домой?..