Афиши. Конечно, забытое искусство. 2 часть

В блоге «Тушите свет» на Sports.ru долгожданное продолжение выставки наиболее интересных и знаковых боксерских афиш.

Снова и снова мы возвращаемся к Али. Там есть, что вспомнить. Сумасшедший секундант Дрю «Бундини» Браун выдумывал шутки, Али – поэмы о своем величии, тренер Анджело Данди – планы на бой, а промоутер Дон Кинг – способы заработать. И, конечно, афиши. Одну из крупнейших финансовых операций того времени в боксе провернули в Демократической Республике Конго – Заире, где Али дрался с Форманом. Дон Кинг уговорил Формана и Али драться, взял деньги у президента Заира Мобуту, а затем распилил при активном участии компаний, зарегистрированных в Панаме, и британского кинодельца Джона Дейли. Афиша соответствовала заявленному пафосу.

Ходили слухи, что третий бой Али – Фрейзер состоится в Каире, Египет, но в итоге его спонсором стал президент Филиппин Фердинанд Маркос. Он и его супруга Имельда Маркос отрицали, что попавшие в руки Дона Кинга 6 миллионов для Али и 3 для Фрейзера были их заслугой, но какое это могло иметь значение – мир с трепетом ожидал «Триллер в Маниле».

Но хватит грустить о прошлом, вернемся в кошмарное настоящее. Мексиканские афиши, конечно, немного отличаются. Какая-то олдскульность проявляется в них и по сей день – и там твердо знают, что лучше всего продается межнациональная вражда. Пополам с патриотизмом.

Кажется, Туто Сабала вместил здесь все…Флаги, боксеры, женский зад, много букв – каждый найдет то, что ему нравится, да? Как же, puta madre, все это грустно. Но есть вещи страшнее и грустнее. Это афиши к боям Оскара Де Ла Хойи. В свете последней истории с женскими колготками и реабилитационной клиникой это особенно забавно.

А, черт, не все ли равно… Со временем, впрочем, он исправился. К бою с Варгасом он завоевал уже и мое уважение. Примитивно и топорно исполненная, картинка отражала главное. Это главное было написано крупными красными буквами. «Bad blood». Вражда.

Все же какой бокс консервативный вид спорта, и работают там чаще всего люди, отказывающиеся мыслить по-новому. Лучшее, что было придумано за последние годы – оказалось взято из NBA, кажется. Леброна заменили на Пакьяо, Брайанта на Де Ла Хойю – получите.

Или вот. Афиша ничего не значащего боя – Джеймса Тони с Райделлом Букером. Как бы создает посыл: здесь будут курить сигары, ругаться матом и кого-то в конце концов нокаутируют. Подпись: «лучший чертов супертяж». Джеймс хорош настолько, что не испортит любой кадр.

Тайсон может быть на афише без противника, без перчаток, с дурацкой татуировкой на пол-лица… Вы пойдете на его бой. Или на «творческий вечер» в «Крокусе» Лучшая его афиша? Пожалуйста, 1997й год, «большая жратва» в Вегасе.

Есть и другой отличный постер к бою. Изготовленный в Японии, где и прошел один из лучших боев с его участием.

Я люблю 80-е. Там есть моменты, и есть афиши, которые нельзя повторить или скопировать. Они существуют только там, в прошлом, которое каждому очень хочется снова вернуть и пережить, снова и снова.

К сожалению, «наружке» теперь уделяется все меньше значения. Продвижение идет сразу по всем медиа-каналам и к постерам промоутеры относятся куда менее внимательно, чем к написанному в твиттере. Большой хороший бой купят и так, а клубный бокс – кому он, к черту, нужен. Создание афиши, таким образом, может стать или чистым искусством, не привязанным к прямому назначению… Или это дело умрет окончательно. Где на афише боя Поветкина водка, волчья шуба, автоматы и топ-модели? Почему Лебедев без парашюта и бензопилы? Неужели и Джеймс Тони будет без сигары? Фантазия и дикость – в боксе без них ведь никуда. А последний человек, похоже, умевший по-настоящему фантазировать, был Дон Кинг. Промоутеры разучились быть промоутерами. Забытое искусство.