Знакомтесь: машина для «больших» коммунистов. Впрочем, и лауреатов

Таких машин, да еще и на ходу, да еще и в практически идеальном состоянии в Украине можно пересчитать по пальцам. Их нынешняя судьба – быть участниками различных ретро-выставок, автопробегов и прочих акций. А ведь еще 60 лет назад ЗиМы (еще известные под маркой ГАЗ-М-12) служили в качестве представительских авто, обслуживающих власть имущих, иностранные делегации, советскую научную и творческую элиту. Именно эта машина «снялась» в главной автомобильной роли в фильме «Водитель для Веры». И именно эту модель, как свою юношескую мечту, реставрировал киевлянин Анатолий Захарченко.

Впервые этот автомобиль Анатолий Петрович увидел в Москве – во время прохождения срочной воинской службы в Дивизии им. Дзержинского (элитное соединение внутренних войск МВД СССР. – Авт .), в отдельном подразделении, обслуживавшем автопарк высшего руководства дивизии. А когда по прошествии многих лет выпала возможность купить и восстановить это авто, он ее не упустил.

– Признаться, пришлось изрядно поколесить по стране, пока нашел подходящий для реставрации автомобиль, – говорит хозяин ЗиМа, сверкающего полированными боками нежно-бежевого цвета. – Объездил множество городов, а отыскал в селе, недалеко от Киева. Состояние, конечно, у машины было неважное: пришлось полностью перебирать все до единой гайки, которых, кстати, накопилось с три ведра. Не было такой детали, к которой не пришлось приложить руки – снять старую краску, подварить, отрихтовать. Кузов не был идеальным, но несущие конструкции и лонжероны находились в состоянии, пригодном для последующего «наращивания мышц» автомобиля.

В своем нынешнем виде машина и в самом деле выглядит атлетичным, элегантно подтянутым юношей: мускулистые формы кузова гармонируют с изысканным «облачением» просторного и светлого салона, октябрьское солнце играет в начищенных до блеска стеклах, зеркалах и молдингах.

– У этой машины очень интересная конструкция, что делало ее особенной для своего времени, – продолжает Анатолий Петрович. – Изюминкой ЗиМа, которую сейчас практически невозможно найти в рабочем состоянии, была гидромуфта: специальный агрегат, размещавшийся между двигателем и коробкой передач, который позволял машине двигаться с плавностью автомобиля, оснащенного современной автоматической коробкой передач. К сожалению, на моем авто гидромуфты нет, как нет и «родного», скопированного с довоенного американского Dodge, двигателя – эти агрегаты я все еще надеюсь найти. А пока под капотом ЗиМа мотор от 24-й «Волги» и ее же коробка передач. Кстати, у этих двигателей практически схожие характеристики: 3,5-литровый мотор ЗиМа развивал мощность в 90 л.с., а 2,5-литровый агрегат ГАЗ-24 дает 85 «лошадей». Для спокойной езды по городу и на природу мне хватает.

На полное восстановление красавца-ЗиМа у Захарченко ушел год – как раз в кризисном 2008-м появилось больше свободного времени, которое можно было уделить реставрации машины.

– Иногда засиживался в гараже над восстановлением какой-нибудь детали до 3–4 часов ночи, – вспоминает реставратор. – Взялся, например, ставить дверь, вроде все уровни вывел, навесил – а она не закрывается. На часах – 12 ночи, бросить бы все да идти спать, но сжимал зубы и снова брался за работу. Пока не сделал – домой не шел. Хорошо, хоть семья относилась с пониманием: домашние поддерживали морально, за долгие гаражные отлучки не корили.

Родной цвет восстановленного ЗиМа – черный, но Анатолию Петровичу он не пришелся по душе: слишком мрачен и не под стать состоянию души мастера. Потому решил покрасить машину в теплый нежно-бежевый цвет.

– Эти машины шли с конвейера в основном в черном цвете, – говорит мастер. – Прежде чем остановиться на определенном оттенке, я очень долго подбирал варианты краски. Считаю, что нынешний цвет удачно подчеркивает все линии кузова, а также делает автомобиль добрее и теплее. То же можно сказать и о салоне – ведь его материалы выполнены преимущественно в том же цвете. У ЗиМа как будто душа появилась – светлая и большая.

Вдоволь налюбовавшись внешним видом восстановленного раритета, переходим к салону. Интерьер остался нетронутым: те же «диванные» сидения переднего ряда, роскошный задний ряд с удобной спинкой и широкими подлокотниками, а перед ним спрятанные в полу дополнительные раскладные кресла – машина, в случае надобности, из пятиместной превращалась в семиместную. «Родная» радиола наигрывает песни советской эпохи, правда звук воспроизводится через современные динамики.

– О том, в качестве какого автомобиля работал этот ЗиМ и для перевозки кого предназначался, мне ничего не известно, но еще при первом осмотре обратил внимание на отсутствие в задних дверях ручек – закрыть двери самостоятельно задние пассажиры не могли, – отмечает Захарченко. – При восстановлении я эти ручки вмонтировал сам. Салон очень комфортный, я использую этот автомобиль (повседневная машина у Анатолия – Toyota Corolla. – Авт .) только для выездов на природу, в кино. Перевожу с удобством две семьи. Пробег после восстановления – около 7 тыс. км. Самая дальняя поездка на ЗиМе – в Бровары. Дальше ездить не рискую – это все же раритет.

В планах у Анатолия Петровича – восстановить раритетный Opel Admiral 1939 года выпуска, который он обнаружил у соседей по даче. «Газета…» договорилась с реставратором: мы обязательно посетим его мастерскую и расскажем нашим читателям о еще одном образце автомобильного искусства.

Разработка ЗиМ началась в 1948 году, а через два года уже выпустили первую промышленную партию. Группа конструкторов Горьковского автозавода как раз закончила с «Победой» и опыт, полученный при ее разработке, особенно несущего кузова, был удачно использован при создании ЗиМа. В то время автомобили такой длины обязательно имели полноценную раму, которая утяжеляла конструкцию и делала производство более дорогим. Пятиметровый ЗиМа был первым в мире автомобилем такого класса с несущим кузовом, только в местах крепления подвески и двигателя были установлены короткие подрамники, для оптимальной передачи нагрузок на кузов.

Внешнему виду автомобиля уделялось такое внимание, что главный конструктор Андрей Липгарт перенес свое рабочее место в отдел главного художника Льва Еремеева. Конечно, американская школа автомобилестроения оказала заметное влияние на внешний вид ЗиМа, но автомобиль не был копией какой-либо заграничной машины.

Кузов машины красили в семь слоев нитрокраски, с полировкой каждого слоя, вот только с цветами было негусто – большая часть машин красились черной краской. Иногда – темно-зеленой. Такси были серыми, а медицинская модификация – бежевая.

ГАЗ-12Б – санитарная машина. Петли крышки багажника были внешними, позволяющими откидывать крышку багажника на больший угол, для удобства размещения носилок с больным.