Журнал swann74 — Дмитрий Жилинский. Выставка в Русском музее.

На прошлой недели сходил на выставку в Русский музей. В последнее время я обычно хожу на такие мероприятия в одиночку. Надеюсь, что может быть когда-нибудь мне удастся заинтересовать живописью дочку и тогда у меня появится компаньон. Бывает так, что выходишь из музея или галереи, и так и хочется кому-нибудь рассказать об увиденном. Теперь у меня есть блог, куда можно об этом написать. Хочу честно предупредить, мои знания о живописи очень-очень поверхностны, а что касается понимания вопроса, так у меня его вообще нет. Однако, смотреть на хорошие картины я обожаю с детства.

Глядя на советских гимнастов, которые отрешенно смотрели с рекламного плаката выставки, сразу становилось понятно, что это настоящий “соцреализм”.

В общем, так и оказалось. Но я ничего не имею против “реализма” и даже “соц”. Работы Жилинского очень реалистичны и очень подходят к его эпохе, эпохе “шестидесятников”. Однако, на мой взгляд, его картины отличаются от большинства советской живописи того времени. Да, конечно, это “соцреализм”, но он какой-то… Никакого более удачного слова кроме “грустный” мне на ум не приходит.

Дмитрий Жилинский родился в 1927 году. То есть, в этом году ему исполнилось 85. Родился он неподалеку от Сочи, в очень интересной семье. Его бабушка и дед были “коммунарами”. В конце 19 века на Северном Кавказе под Сочи в деревне Волковка была организована “коммуна” по примеру книг Герцена. В 1929 году коммуну разогнали, деда художника коммунисты расстреляли. Семья родителей Дмитрия Дмитриевича перебралась в город Апшеронск. В 1937 году пришли за отцом, его тоже расстреляли. В 1944 на фронте погиб старший брат. А после войны Дима уехал в Москву учиться на художника.

В одном из залов выставки Русского музея без остановки идет фильм о художнике. Мне он показался довольно суровым человеком, который при этом довольно скептически относится к тому, что стал великим русским художником современности. Он похож больше на “честного работягу”, который всю жизнь вкалывал как умел, и вот на 9 десятке дослужился до персональных выставок в Третьяковке и Русском музее. На его картинах очень много портретов родственников, он очень много писал свою маму, детей, и обеих жен.

Картина выше называется “Мама мне тоже 80!”. Очень сильная вещь.

Много и автопортретов.

Другим удивительным фактом из биографии Дмитрия Жилинского является следующая запись: “2000 год: Родился сын Дмитрий”. На минуточку, дядька родился в 27 году!!

В середине 90-х от инсульта скончалась его первая жена Нина. И в 1999-м он женился во второй раз. На картине его новая семья: жена Венера и сын Дмитрий.

Вообще у меня сложилось впечатление, что творчество Дмитрия Дмитриевича можно разделить на три периода: до болезни его жены Нины, конец 80х — 90е годы, и 2000-е.

Глядя на картины, очень интересно узнавать год написания и понимать, как менялся стиль, и наверное, как менялся художник как человек. Вот его ранние картины:

Вот характерные картины из 70-х.

После смерти жены художник написал совершенно жуткую картину “Вечная память”.

Запечатлен момент отпевания, священник с кадилом, сам художник и родные стоят вокруг гроба со свечами в руках.

Некоторые картины 90-х годов вообще выбиваются из общего ряда. Вот, например, портрет Пушкина (похоже в Михайловском).

Пушкин с рюмкой, с моей скромной точки зрения, ужасен. По соседству висит такой же несчастный Достоевский.

В 2000-х годах у Жилинского явно творческий подъем. Можно только удивляться силам художника. Дай Бог ему здоровья как можно дольше.

Отличительной особенностью творчества Жилинского является то, что большинство его работ выполнены темперой на дереве или оргалите. Это требует другой техники и оставляет немного другое впечатление, чем масло. Самое главное отличие на мой взгляд — при использовании темперы нет толстых мазков. Дерево покрыто тонким слоем краски, которая защищена лаком. Так рисовали иконы в Византии и на Руси.

Выставка проходит в корпусе Бенуа Русского музея и будет продолжаться еще долго — до 14 января 2013 года. Всем рекомендую на нее сходить. Жилинский — выдающийся портретист и рисовальщик.

Великолепны не только портереты, но и натюрморты. Вот, например (правда, этой картины на выставке в Русском музее нет). Как она хороша.

Да! и еще Зима!

Источник: