Жизнь в кадре: выставка с загадочным названием в Баку — РЕПОРТАЖ — ФОТО

Фотография – это реальность, смешанная с экспрессией чувств, застывших во времени. Фотохудожник – это человек, который создает творения при помощи объектива своей камеры, словно живописец, взявший в руки кисти и смешивающий краски в поисках подходящего оттенка.

Именно фотография стала предметом обсуждения гостей выставки достаточно юного по меркам фотографического искусства художника Угура Гадимбейли под замысловатым названием «Erleichda», открывшейся минувшим вечером в галерее «Baku Creative Centre».

Пройти в этот вечер возле распахнутых настежь дверей галереи и не заметить данное мероприятие было просто невозможно, потому что громко играющая музыка была слышна даже на улице.

Пока гости только собирались, в светлом уютном выставочном зале еще не было суеты и шума, и я, воспользовавшись моментом, решил побеседовать с куратором данной выставки Фарах Алекберли , которая с удовольствием ответила на вопросы Day.Az .

По словам Алекберли, эта выставка — дебют молодого фотохудожника, большое событие для него. Каждая работа Угура, отметила она, заключает в себе определенный замысел, отображение человеческих эмоций, страданий, чувств, переживаний, настроений, а главное – это реакция человека на окружающее.

Пока мы беседовали, зал постепенно наполнялся гостями, а вместе с ними и шумом. Среди гостей были как представители взрослого поколения, так и совсем юные. В первую группу входили, по всей видимости, близкие и родственники фотографа, которые решили поддержать парня в столь знаменательный для него день. Но большую часть гостей составила молодежь. Парни и девушки, только войдя в зал, начинали фотографироваться, словно только для этого сюда и пришли. У одной фотографии, у другой, по одному и группами. Стоит ожидать, что уже через минуту эти фото заполонят социальные сети. Происходящее больше напоминало небольшую молодежную тусовку, где царила непринужденность, смех, гомон, бурный обмен мнениями по той или иной работе Угура.

Сам же виновник торжества держался довольно уверенно, но в то же время скромно. В зелено-коричневом клетчатом пиджаке он выделялся среди других гостей. Замечу, что нередко, посещая всевозможные выставки, я заметил, что во внешности художников, в том числе и фотохудожников, всегда бывает что-то такое, что позволяет безошибочно их узнавать.

Угур ни на минуту не оставался без внимания, — друзья, родные, просто любители искусства, заглянувшие на огонек, подходили к нему, задавали вопросы, поздравляли с успехом. А успех имел место, потому что работы Угура действительно притягивали и заставляли думать.

Некоторые из гостей не ограничивались только словесными поздравлениями, а дарили подарки, цветы, старались отвести фотографа в сторону, чтобы поговорить по душам. Сам Угур с удовольствием позировал каждому, кто хотел сделать фото на память, с готовностью вводил в тонкости своих работ, делился идеей и замыслом, которые вложил в ту или иную фотографию.

В экспозицию вошли как цветные, так и черно-белые фотоработы. Особый интерес у зрителей вызвали портреты девушек, которые можно было увидеть на стенах в гордом одиночестве — с левой и правой сторон от входа в галерею. Девушка на краю обрыва, девушка, читающая книгу на полу, парень, смотрящий в окно на улицу, парень в подземном переходе, в подъезде, дорога, ведущая в лес… А вот фотография, изображающая костыль и… афтафу, вызывавшая улыбку и удивление зрителей. А несколько мужчин особо долго обсуждали фото, запечатлевшее двух спящих девушек на одной большой кровати, а также беспорядок, творящийся в их комнате.

Подсветка была установлена таким образом, что некоторые фотографии были более, а другие менее освещены. Возможно, такова была задумка организаторов.

Интересно, что весь вечер в зале гремел рок и блюз. Еще оригинальная деталь — проектор, который показывал на стене двухминутный фильм, собравший множество зрителей.

Однако многие гости были разочарованы отсутствием буклетов или каких-то других информационных материалов, а также, конечно, фуршета, без которого подобные мероприятия сегодня не обходятся. Вообще, все было более чем скромно. В зале было душновато, потому что был включен кондиционер на обогрев. Спасаясь от жары, гости периодически выходили на улицу, чтобы охладиться, покурить и обсудить какие-то новости без посторонних свидетелей.

Не хватало и какой-то официальной части мероприятия, на которой автора представили бы гостям. Ведь Угур Гадимбейли художник молодой и никому пока неизвестный. Некоторые из гостей даже не знали его в лицо и спрашивали у других, — а кто автор?

Чтобы восполнить этот пробел, я решил познакомить наших читателей с Угуром и поинтересовался у самого автора, в первую очередь, почему выставка носит такое необычное название. По словам Гадимбейли, столь замысловатое название — «Erleichda» — он взял из произведения Тома Робинсона «Танец духов». «Эта книга произвела на меня очень большое впечатление, — объяснил Угур, — поэтому большинство представленных сегодня картин связаны по своей тематике именно с этим произведением. Фотографии, которых около 40, объединяет слово «Erleichda», которое можно перевести, как «непринужденно смотреть на мир, освещать никому невидимые стороны нашей жизни и показывать свойства окружающих нас предметов, которые другие просто не замечают»».

Фотограф раскрыл одну удивительную для нашего времени деталь – он снимает не на цифровую камеру, а на пленку. Хоть это и более сложный способ съемки, зато, считает Угур, он помогает раскрыться и показать истинное мастерство фотографа. Этим и отличается любитель от профессионала, который не выбирает легких путей. «Главное для меня – это передать эмоции, которые переживают мои герои, которые порой заставляют трепетать сердце зрителя, смотрящего на фотографию, ведь она словно живая. А эмоции — они всегда спонтанны и непредсказуемы, поэтому и интересны», — сказал молодой фотохудожник.

Что касается музыкального оформления, то Угур признался, что это его рук дело. Он специально выбрал песни рок-группы «The Doors», потому что их творчество по духу схоже с его деятельностью. Данная музыка отличается раскрепощенностью, свободой, она немного бунтарна, крайне эмоциональна и главное — наполнена глубоким смыслом, считает он.

Воодушевленный нынешним успехом, Угур Гадимбейли теперь планирует устроить выставку в Турции. Что ж, пожелаем ему успехов, а всем любителям художественной фотографии советуем посетить галерею «Baku Creative Centre». Оно того стоит.

Источник: