Жизнь интереснее фантазий

Благодарное человечество должно бы поставить грандиозный памятник фотоаппарату. Скольким людям он открыл глаза на мир! Правда, почему-то словом «фотограф» стали ругать художников. Тех, которые, дескать, просто копируют натуру во всех ее деталях, ничего не «фильтруя», не добавляя от себя. Хотя изначально ценилась именно точность рисунка.

И напротив, художниками стали величать фотографов, с помощью разных ухищрений изменяющих бесстрастный снимок. Появились даже постановщики фото, почти режиссеры. Некоторые, наряжая известных персон в костюмы героев знаменитых картин и фотографируя, уже сами стали чуть ли не знаменитостями.

Не знаю, какие фотографии делал Сергей Фельдман раньше. Почти сорок лет назад отец на день рождения подарил ему фотоаппарат «Весна». Сергей решил заниматься в фотокружке при Дворце пионеров. Со временем фото- и киносъемки стали увлечением, параллельным с работой сварщика. Был фотографом на Кустанайском камвольно-суконном комбинате. После банкротства предприятия поработал оператором в расплодившихся тогда независимых телекомпаниях.

В одной из них мы работали вместе. Поражало, как этот, по сути, самоучка умудрялся снимать монтажно – то есть сразу записывал на камеру разные «картинки» в той последовательности и той продолжительности, какие впоследствии оказывались нужны по сюжету. Корреспондентам оставалось только наложить текст. А Сергей сразу уходил домой, где придумывал какие-то приспособления для работы. Кончилось тем, что он ушел в индивидуальное предпринимательство.

И вот на днях узнаю, что подзабытый мною Фельдман удостоился персональной фотовыставки. Да не где-нибудь, а в областной картинной галерее. Один занял целый зал.

Я сам давно фотографирую, поскольку это надо для работы, и потому считаю себя профессионалом. Да практически все журналисты сегодня снимают сами – благо, с «цифрой» не надо никаких проявителей-закрепителей. Посмотрев выставку Фельдмана, вдруг подумал: ведь любитель – это от слова «любить».

Причем такой любитель, как Фельдман, уровнем мастерства во владении аппаратурой отличается от большинства известных мне профессионалов только в лучшую сторону. И при этом он, в отличие опять же от многих «профессионалов», любит то, что снимает, а не себя и деньги в профессии. Поэтому вздорная собачонка, оглушительно облаявшая меня, предстает на его снимке чуть не в образе леди с загадочной улыбкой. А у уличного кота взгляд – загипнотизирует самого «психотэрапэвта».

Все снимки – без «текстовок», но и содержание их было бы довольно трудно передать несколькими словами.

Фельдман много фотографирует детей – у самого трое. А ребятишки не умеют изображать «работу мысли», как политики. Ее можно только увидеть, если уметь смотреть. Да еще многое зависит от терпения и удачи. Если сделаешь тысячу кадров – у тебя больше шансов поймать интересный момент, чем у суетливого репортера.

Художник отличается от фотографа тем, что может изобразить объект таким, каким ему представляется. Фотограф показывает таким, каков есть. Однако невыдуманные картины зачастую превосходят любые фантазии, потому что дейст­вительность изобретательнее всех нас, вместе взятых. И надо отдать должное костанайским галеристам, понимающим это и предоставившим фотографиям Сергея Фельдмана место рядом с полотнами признанных живописцев.