Жили-были

Цель современного искусства — провоцировать на общение. Каково? Не мысль, а сила в чистом виде! О том, какова цель современного искусства, поведала продвинутая какая-то кураторша современного искусства. И они для своих выставок, разного рода культурных акций выбирают именно то, что провоцирует. На общение. Пусть даже у человека предмет искусства вызовет отрицательную, агрессивную реакцию.

Самое главное — контакт, желание пойти на этот контакт. Любыми способами. Основное— результат. Люди нуждаются в общении, хотя, по тем или иным причинам, сами и ограничивают себя в этом. И цель искусства — не запечатлевать прекрасное, не мысли добрые побуждать, как было в оные времена, а именно стимулировать общение.

Вот смотрите на старые формы работы представителей искусства и их последователей. Музей классический, Эрмитаж какой-нибудь или Лувр тот же. Уж о Третьяковской галерее и говорить нечего: если у истоков её создания стоял русский купец, да ещё из старообрядцев, то рутина и тенёта! Ходят люди по тихим залам, соблюдают тишину. Если кто громко заговорил, запел, стал бегать, резвиться, ему — замечание! Какое уж тут общение!

А театр возьмите, его классические формы. Тоже: пока реплики, страсти на сцене, в зале нужно соблюдать тишину. Конечно, смех, вздохи, аплодисменты — не возбраняются. Но если зритель захотел свои реплики вставить, у него или припасено, или по ходу спектакля возникли интересные мысли, почему он должен молчать? У нас же свобода слова. И на театр она тоже распространяется. А попробуй зритель, он же — представитель нового поколения творческих людей, для которых вся жизнь — игра, мир— театр — вступить в диалог Чацкого и Молчалина, прервать монолог Гамлета! Что за священные коровы эти персонажи? В век демократии у всех равные права и возможности. Но таких представителей альтернативного искусства, которые провоцируют на общение, воспринимает в штыки заскорузлая публика, на них начинаются гонения. А уж если энтузиаст сцены и балетного «па» выскочит на подмостки и встанет в ряд с маленькими лебедями пятым, то разве это поприветствуют публика и труппа? Но почему бы и нет! Человек языком танца общается с вами. А в хор оперы «Иван Сусанин» влить свой голос? Тоже не жди понимания и доброжелательного отношения к новым формам искусства.

Но энтузиасты провокационного общения (коль добровольно не хотят) пробивают брешь заскорузлого человеческого взгляда.

Вот куратор показывает, рассказывает о формах работы. К примеру покажет картина, на которой дети убивают стариков. Выставлена на бульваре. Гуляющие с внуками бабушки начинают охать, возмущаться, искать, кто это такое поместил. А художник — тут как тут. Он и не прячется, потому что это не хулиганская выходка, а творческий акт. Общение началось! Художникам есть, что сказать. Мол, чем вам не нравится? Бабули: чему вы учите? Художники: но мы же воздействуем на вашего внука краткий миг, а вы с ним ежедневно. И если наше влияние сильнее, то это ваша проблема и вина, а не наша. И начинается диалог, общение, обмен мнениями. Любая форма этого обмена приветствуется.

Или группа творцов заходит в автобус и начинает поливать всех водой. Люди кричат, стараются выбить бутылку из рук или вытолкать. Но это акция современного искусства «Не дам тебе засохнуть». Творцы сами вступают в спровоцированный контакт, чего и добиваются кураторы. Общение? Общение! Ещё какое! Что, люди не желают в данный момент знакомиться ни с какими видами искусства? Они усталые едут с работы? Да вот как раз, может, от тяжёлых дум и невесёлых мыслей их и отвлекли, принудив к общению.

Была же у нас акция «Принуждение к миру», Поклонники этого главнокомандующего сейчас поводят акции «Принуждение к общению».

А если всё рассматривать с точки зрения провокации на общение? Да это же мир во всём мире нам гарантирован! Потому что боевые столкнове-ния, взрывы, убийства, бомбометания — всё это можно будет рассматривать именно как акт искусства — общение.

Вот разве общался раньше Джон и Мухаммед? Нет. А когда Джон в тюрьме Абу-Грейб раздел Мухаммеда донага и стал испражняться на него, общение началось! Это акт современного искусства, который как минимум тянет на сахаровскую премию. Показывают столкновения полиции и демонстрантов в Греции, Испании. Вы думаете, что это мордобой и наступление правительств на права людей? А это акт общения в рамках современного искусства. И распространение его по всем демократическим государствам говорит о том, что правительства желают приобщитьк новым формам искусства как можно большее количество людей.

Все взъелись на пляшущих в храме шалав. А вы посмотрите на их акт с точки зрения провокации на общение. Сколько людей, которые раньше и не знали о существовании друг друга, встретилось, высказало свою точку зрения и у здания суда, и в эфире. Ка-кой диалог начался между странами! Да такой культур-мультур и не снился каким-нибудь художникам-передвижникам. И хочется особенно, чтобы представители культурной во всех отношениях Польши такое искусство всячески приветствовали на своих сценических площадках — в костёлах!

Представляете, если выйдут эти девки, как говорят, уже и гражданки Канады, да как на амвоне снимут штаны и отпляшут! Как зайдутся в акте общения с участницами танцевального коллектива культурные поляки! И те мир и согласие, о котором так мечтают человекобулы всего демократического мира, наступят. Вернее, уже наступили.

Ведь все конфликты и столкновения — это акты современного искусства: общение и контакты! В мире — мир!

Источник: