Зельфира Трегулова

, до конца не исследован.

— Вы не ощущаете, что в   « Росизо» хранится никому не нужное искусство?

— Думаю, что нет. Первая выставка, на которой я использовала материал « Росизо», была в Нью-Йорке, в Музее P.S.1, который сейчас является филиалом МОМА, в 1993 году. Там все было построено на диалоге советского официального искусства и неофициального, соц-арта. Интерес к ней был большой и серьезный. Мы даже удостоились рецензии Роберта Хьюза в   « Таймс».

— В 90-е интерес был еще на волне перестройки.

— Подождите, в 2003 году во Франкфурте была выставка « Коммунизм: Фабрика мечты» с серьезным и глубоким анализом феномена советского искусства, механизма тоталитарной художественной системы, сравнением ее с современной системой потребления. Тогда мы с  Борисом Гройсом внимательно просмотрели все запасники « Росизо» и выбрали самые качественные, самые красноречивые вещи. Нас даже упрекали в пропаганде сталинизма, пришлось объяснять, что мы показывали, что система делала с художниками.

— Провожая ХХ век, все осмысляли феномен тоталитаризма. Осмыслили, интерес исчерпан?

— Два с половиной года назад мы сделали выставку « Соцреализм» в  Риме . Тоже с материалом « Росизо» и прицельным выбором лучших вещей. Но диапазон был шире — с 24-го до начала 70-х. И выставка продемонстрировала, что не было единого понятия соцреализма, что художники могли в рамках тяжелейшей и страшной системы решать чисто художественные задачи. И когда вы смотрите, допустим, на Дейнеку, то понимаете, что его вещи — не иллюстрации к идеологии. Вспомните Лени Рифеншталь, ее фильмы сделаны во имя зла, но потрясающе сделаны. Про Дейнеку можно сказать, что его лучшие вещи были бы невозможны вне системы госзаказа. « Оборона Петрограда» — заказная работа к выставке 10-летия РКК.

— Советское искусство — гениальный пропагандист, генератор счастья. Его легко показывать как утраченный рай.

— Я убеждена, что за семьдесят лет советской власти у нас было много сильных художников. И неправомерно сбрасывать их со счетов. В любом случае с советским наследием надо разбираться. Ну а крупные художники, такие как Дейнека, — это история не только советского, но и мирового искусства ХХ века. На его римскую выставку приходило очень много людей. На   « Соцреализм» за два месяца пришло сто тысяч человек. Думаю, что сегодня главная тема — как вписывается советское искусство в искусство мировое.

— И как в русское — тоже интересно.

— Интерес к фигуративному искусству сегодня во всем мире огромный. Две самые успешные выставки в  Лондоне  — Люсьена Фрейда и  Дэвида Хокни . Поэтому я думаю, что такие фигуры, как Виктор Попков и  Гелий Коржев , сегодня будут интересны и нам, и миру.

— У нас, как известно, хранится архив Министерства культуры, который состоит из нескольких частей. Самая значительная связана с выставкой « Индустрия социализма». Она собиралась много лет, открылась в 39-м. Шедевров там не было, хотя художников собрали несметное количество, в том числе мало профессиональных. Интересно, что эта самая известная, самая одиозная советская выставка сохранилась почти целиком. Картины, протоколы выставкомов, эскизы художников, которые потом исправлялись по указаниям оргкомитета.

— Хорошо бы ее воскресить.

— Такую выставку надо сделать не для того, чтобы реконструировать эпоху и присоединиться к ее идеологическому посылу. Выставка — уникальный пример, как государство абсолютно, от начала до конца, контролировало художественный процесс и получило плачевный результат. Искусство пошло в массы и превратилось в бессмысленный поток. Или у нас есть невероятная картина Александра Герасимова « Сталин перед гробом Жданова» с извивающимися витальными хризантемами рядом с лежащим в гробу телом, думаю, это вышло не случайно. Уверена, что здесь, как и во многих других вещах этого времени, зашифрована вполне библейская история.

— Хотелось бы и ее расшифровать.

— Мы в конце концов подберем ключи к советскому искусству, и тогда очень многое прочитается — осознанные послания художников или их бессознательные движения. Русский человек найдет выход из любой ситуации, сделает по-своему, даже в цепи закованный. Так что наш материал дает возможность искусствоведам, критикам, философам для самого разного рода размышлений. Естественно, что он вызывает интерес.

Источник: