Заглянуть в закрома музея | Українська правда _Життя

«Скрытые сокровища» – так называется юбилейная выставка Киевского национального музея русского искусства, посвященная 90-летию со дня его основания.

В классических юбилейных празднованиях, отличающихся размахом и помпезностью, музейщики обычно стремятся продемонстрировать наилучшее, наиболее известное, наиболее привлекательное в музейном собрании.

Кураторы «Скрытых сокровищ» пошли по другому пути – отказавшись от показа своих знаменитых хрестоматийных коллекций, они представили скрытые в запасниках музея работы, каждая из которых имеет свою особую память – историю создания, бытования, нахождения в музейном собрании, историю атрибуции и т.д.

Практически все работы, представленные на выставке, в силу тех или иных причин долгое время не экспонировались. Некоторые из них впервые показаны зрителю, некоторые же просто не могут занять достойное место в постоянной экспозиции музея из-за банального отсутствия необходимых экспозиционных площадей.

Большинство произведений из коллекции музея, насчитывающей около 13 000 экспонатов, находятся в музейных фондах, поэтому к нынешнему юбилею было решено показать, как гласит пресс-релиз, «интересные, но редко экспонируемые, иногда полузабытые, а порой и совсем неизвестные работы».

Этой выставкой музей озаглавил новый длительный выставочный проект, обозначенный уже в подзаголовке нынешнего  – «Музей открывает свои фонды».

Такие проекты создают возможности для новых выставочных стратегий.

«Хочется надеяться, что эта инициатива положит начало целой серии подобных выставок. Выставочные стратегии музея – это, в первую очередь, показывать свои коллекции в разных форматах, разных тематических диапазонах. Впервые за все годы существования музея мы представляем такой формат: мы показали самые редкие и необычные вещи, новедь в собрании есть еще и другие необычные экспонаты такого уровня», – комментирует для «Украинской правды. Жизнь» Елена Боримская, заведующий научным отделом выставочно-экспозиционной работы музея.

Произведения, отобранные для выставки, образуют три группы экспонатов, которые и строят повествование «Скрытых сокровищ».

Это, во-первых, большие работы, которые экспонируются только на специальных выставочных проектах ввиду недостатка экспозиционных площадей; во-вторых, работы, которые долгое время находились на реставрации, а на этой выставке показаны впервые; в-третьих, работы забытых и малоизвестных авторов, в музейном собрании составляющих так называемый «резерв для научной работы».

Куратор выставки Марьяна Кружкова рассказала нам о наиболее интересных и редких произведениях, представленных на выставке «Скрытые сокровища».

1. Икона «Тихвинской Богоматери» экспонируется впервые. Эта икона поступила в Киевский музей русского искусства в 1942 году. Долгое время она находилась в фондах, а в течение последних 15 лет на реставрации в Национальном научно-исследовательском реставрационном центре Украины.

Икона принадлежит к типу Одигитрии.

Она является одним из самых почитаемых списков Влахернской иконы Богоматери, упоминания о которой появляются в 439 г.

Согласно преданиям, икона Одигитрия, ставшая прототипом Тихвинского образа, была одной из икон, написанных самим евангелистом Лукой. В рукописи «Сказание о Тихвинской иконе Божьей матери» конца XV – начала XVI века сказано, что в 1383 году икона чудесным образом возникла перед изумленными рыбаками над Ладожским озером, а затем появилась в воздухе в семи местах и окончательно остановилась над рекой Тихвинкой.

В дальнейшем на месте первого явления иконы был основан Тихвинский Богородице-Успенский монастырь. Тихвинская икона из нашего собрания – один из списков чудотворной иконы, который очевидно находился в Тихвинском Успенском монастыре.

2. Большим блоком произведений представлены работы, созданные неизвестными мастерами. «Портрет женщины в кружевном чепце«, написанный неизвестным художником первой трети XIX века, является одним из примеров так называемого провинциального портрета, неотъемлемой части помещичьего быта в крепостной России. Такие портреты зачастую создавались крепостными мастерами, ввиду чего большинство художников остались забытыми.

3. На выставке выделяются парные портреты, созданные малоизвестным итальянским художником Францем Пеллегрини (1789 – ?).

Эти работы хранятся в музее с середины 1930-х годов. Это родовые портреты Ивана Ивановича и Катерины Ивановны Ханенко – дедушки и бабушки знаменитого киевского коллекционера и археолога Богдана Ивановича Ханенко.

Интересна история атрибуции этих портретов. Обе работы экспонировались на знаменитой Таврической выставке (выставка портрета, состоявшаяся в залах Таврического дворца в Петербурге в 1905 году). На работах были этикетки, относящие написание портретов к 1820-м годам.

Существуют такие науки, как фалеристика и униформология, изучающие особенности формы, наград, медалей, орденов и т.д. Эти знания позволяют делать точные датировки. Например, в портрете Ивана Ивановича Ханенко (1816) дата написания портрета и чин установлены на основании особенностей формы и наград.

На офицере представлен мундир штабс-ротмистра Изюмского гусарского полка, на мундире – медали участника войны 1812 года и полковая наградная лента с надписью «За отличие», введенные в 1814 году. Известно, что Иван Ханенко ушел в отставку (с правом ношения мундира) в 1816 году в чине штабс-ротмистра, что позволяет отнести дату написания портрета к этому периоду.

На кивере офицера изображена лента, которая в 1817 году в Изюмском полку была заменена другим знаком – в виде щита с той же надписью. К примеру, в портрете супруги Ханенко Екатерины Ивановны дата написания портрета «1821 год» была установлена во время реставрации 1980-х гг.

Проект «Скрытые сокровища» стал долгожданным ответом на запросы многих посетителей»Неужели это все, что может показать музей?», «Где же остальные шедевры?», «Почему музеи так мало показывают работ, хранящихся в запасниках?».

Выставка дает возможность посмотреть на привычную коллекцию музея в новом ракурсе. И остается неизвестным, когда можно будет заглянуть в фонды музея в следующий раз.

Иллюстрации предоставлены Киевским национальным музеем русского искусства

Источник: