Юбки, шпаги, два ствола…

Дуэли всегда считались прерогативой мужчин. Однако история свидетельствует, что представительницы прекрасного пола тоже были не прочь выяснить отношения при помощи оружия. И вот что интересно: женские поединки зачастую были куда более жестокими и кровавыми, нежели мужские.

Первые достоверные сведения о женских дуэлях относится к XVI в. Начало традиции положили темпераментные итальянки. В 1571 г. в миланский женский монастырь Святой Бенедикты прибыли две знатные сеньориты и попросили предоставить им комнату для совместного молебна. Однако, запершись в ней, темпераментные южанки молиться не стали, а выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Когда перепуганные шумом монахини ворвались в келью, их взорам предстала ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых уже была мертва, а вторая билась в агонии.

Расцвет моды на дамские дуэли пришелся на середину XVII в. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Одинаковые платья, общий любовник, косо брошенный взгляд… Женщины словно сошли с ума.

Жестокость этих поединков поражала. Кончики шпаг часто смазывались раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль, дуэлянтки бились не до первой крови, а до смертельного конца. Восемь из десяти дуэлей между женщинами заканчивались смертью. Из десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход. (Для сравнения: дуэлянты-мужчины погибали в два раза реже.) В ходе поединка к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки, ведь женские дуэли, по сути, не имели правил.

Одной из самых известных женских дуэлей считается поединок между двумя представительницами французского высшего света –маркизой де Нель и графиней де Полиньяк, которые скрестили шпаги в Булонском лесу осенью 1624 г. Причиной ссоры стала ревность. Дамы оспаривали право на благосклонность одного кавалера – Армана дю Плесси, герцога Ришелье, знаменитого кардинала из «трех мушкетеров». Дуэль закончилась победой графини, которая ранила сувою соперницу в ухо. Поединок этот не был каким-то особенным, но благодаря запискам Ришелье, упомянувшего данный случай, он остался в истории. Сам же министр короля и по совместительству виновник раздора впоследствии добился запрещения поединков под страхом смерти.

Неподдельный интерес вызывает личность другой задиристой особы, скандально прославившаяся во времена ЛюдовикаXIV. Оперная певица мадам Мопен слыла непревзойденной дуэлянткой и предпочитала сражать представителей сильного пола не только красотой, но и клинком шпаги. С помощью хитроумных приемов она ловко обезоруживала даже опытных мужчин-фехтовальщиков. Шпагой мадам Мопен владела мастерски. Недаром она постигала эту науку под руководством своего любовника, прославленного парижского фехтовальщика Серана.

Известен случай, когда на балу певица поссорилась с одной великосветской дамой, позволившей себе пренебрежительно отозваться не только о наряде, но и о таланте Мопен. В результате певица вызвала на дуэль сопровождавших знатную особу и пытавшихся за нее заступиться кавалеров. Ловко орудуя клинком, Мопен заколола или ранила одного за другим всех противников.

Немного поостыв, Мопен поняла, что за содеянное ей грозит виселица. Она кинулась в зал, где продолжался бал, и упала на колени перед королем, моля о прощении. Людовик был настолько удивлен смелостью женщины, что приказал выдать актрисе охранную грамоту. Но впредь навсегда запретил Мопен пускать в ход шпагу, заметив, что ей вполне достаточно женских чар.

Исход женских баталий часто предопределяло эмоциональное состояние участниц. Показательна в этом смысле дуэль, произошедшая в 1873 г. в Лондоне. Тогда некая Роза Кросби заколола насмерть соперницу, которая имела несчастье увести у нее мужа. Кросби сражалась впервые, а ее противница очень неплохо владела шпагой. Но победительницу окрылял праведный гнев, перед которым не устояло мастерство.

В конце XIX века в Англии состоялась еще одна женская дуэль. В разговоре гостья сказала хозяйке дома: «А ведь когда-то вы были очень красивой женщиной». Визави пришла в негодование от того, что обидчица использовала имеющуюся в английском языке особую форму давно прошедшего времени – Past Perfect. И – вызвала ту на поединок. Бой произошел в Гайд-парке. Обидчица получила ощутимый укол в локтевой сгиб. По словам хроникера, «обе дамы удалились с поля боя с большим достоинством».

Шли годы, но женские бои не утихали. Уже в первой половине ХХ века произошла дуэль на самом высоком уровне – между женщинами-президентами. С одной стороны – почетный президент Венской музыкальной выставки, принцесса Полина Меттерних, с другой – президент женского комитета этой выставки. Повод – разногласия по… вопросам устройства выставки. Одной из секунданток была принцесса Шварценберг. В качестве врача выступила некая баронесса, имеющая ученую степень доктора медицины. Принцесса Меттерних была ранена в нос, но отплатила противнице уколом в руку.

Наши женщины тоже знали толк в дуэлях. Еще в Древней Руси были узаконены судебные поединки, в том числе женские. Согласно Псковской судебной грамоте 1397 года, женщины на поединок вместо себя могли ставить мужей, братьев, отцов или наймитов, но лишь в том случае, если противником был мужчина. Женщина с женщиной должны были биться лично, что они и делали, усердно орудуя дрекольем, рогатинами, ослопами (окованными железом дубинами), а то и просто врукопашную. Так что можно без особого преувеличения сказать, что популярные ныне «женские бои в грязи» — это лишь жалкий отголосок древней кровавой традиции. Ведь тогда бились настоящим оружием и «до результата».

Решительную борьбу с поединками повел Петр I. Впрочем, далеко не из-за моральных соображений – он просто не хотел, чтобы какие-то споры решались в обход государства. Но великому реформатору лишь на время удалось урезонить буйство слабого пола.

С восшествием на престол императрицы Екатерины II Россию захлестнула волна женских дуэлей. Возможно, не последнюю роль в этом сыграл юношеский опыт самой императрицы. В 1744 году немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская, будущая Екатерина Великая, получила вызов на дуэль от своей троюродной сестры принцессы Анны Людвиги Анхальт. История умалчивает, что не поделили 15-летние девочки , но, запершись в спальне, они принялись на шпагах доказывать свою правоту. К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства. В противном случае неизвестно, по какому пути пошла бы Россия.

Русские придворные дамы дрались с упоением. За один только 1765 г. произошло 20дуэлей, на восьми из которых секунданткой была сама царица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была последовательной противницей смертельных исходов. Лозунгом императрицы были слова: «До первой крови!», а по сему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.

В 1770 году случилась не очень приятная история с княгиней Екатериной Дашковой. Произошло это в Лондоне, в доме графини Пушкиной, жены российского посла. В ходе получасовой беседы между Дашковой и гостьей графини герцогиней Фоксон, одной из образованнейших женщин Англии, завязался горячий спор, который накалялся все больше и больше. После взаимного обмена оскорблениями и пощечинами соперницы потребовали шпаги. Недолгий поединок завершился ранением Дашковой в плечо.

После эпохи Екатерины II женская дуэль в России претерпела сильные изменения. ВXIX в. основной ареной вооруженных поединков стали дамские салоны. Особенно в этом преуспели петербургские светские дамы. Так, в салоне госпожи Востроуховой только в 1823 г. состоялось семнадцать(!) дуэлей. В отличие от француженок, русские прелестницы редко доводили поединки до смертоубийства. И в плане зрелищности проигрывали. Дело в том, что в те годы во Франции вошли в моду дуэли, на которых женщины дрались в полуобнаженном виде, а в последствии и вовсе нагие. Некоторые считали, что вид еще не изуродованного тела соперницы добавляет пикантности сражению и усиливает азарт.

Иногда дуэльная болезнь в России передавалась по наследству. В 1829 году длительный конфликт между двумя помещицами Орловской губернии Ольгой Заваровой и Екатериной Полесовой вылился в крупную ссору, а затем — и в дуэль. Вооруженные саблями своих мужей, они встретились в березовой роще. Схватка длилась недолго. Первая из помещиц скончалась на месте, вторая – днем позже.

Продолжение этой истории случилось через пять лет. Именно на этом же месте шпаги скрестили две девушки – дочери соперниц. Секундантками были все те же гувернантки. Итогом поединка стала смерть Анны Полесовой, а ее соперница Александра Заварова впоследствии занесла эту историю в свой дневник.

О том, что ревность русских женщин не знает предела, красноречиво свидетельствует следующий эпизод. На дуэли была застрелена молодая актриса Мариинского театра Анастасия Малевская. Нелепую смерть она приняла от руки не менее юной особы, которая была проездом в Петербурге и имени которой даже никто не запомнил. Причиной поединка был возлюбленный Малевской , с которым имела несчастье оказаться рядом незнакомка. Секундная вспышка ревности, словесная перепалка — и в тот же вечер девушки целятся друг в друга из пистолетов.

Дуэли из-за мужчин между женщинами были особо жестокими, просто ранения не удовлетворяли ни одну из соперниц. Только смерть могла расчистить дорогу к сердцу избранника.

Многие считают, что женские поединки остались достоянием истории и ничего подобного сегодня произойти не может. Мораль новейшего времени, безусловно, существенно отличается от устоев минувших эпох. Да и суровый нрав наследниц воинственных амазонок изрядно смягчился. Но кто предугадает насколько далеко может завести банальная ссора двух подруг? Кто сказал, что не к барьеру?