Якутская графика в Красноярске

В залах Российской академии художеств (пр. им. газеты «Красноярский рабочий», 197) открылась выставка якутской графики. Здесь собраны листы, созданные за последние шестьдесят лет — это произведения Афанасия Мунхалова и его учеников. Мы сделали гид по выставке, выбрав самые интересные работы.

Афанасий Мунхалов родился в 1935 году, в годы войны семью насильно переселили в Заполярье, художник потерял всех родных и был определен в детский дом. Первое художественное образование получил в Якутском художественном училище, окончил графический факультет Московского Государственного художественного института имени В.И. Сурикова. Его первые широко известные работы датируются шестидесятыми годами — в это время интенсивно развиваются станковые формы, графическая школа в силу возникновения, в том числе, «сурового стиля». Художники этого времени пытаются интерпретировать социальную жизнь, соотнося свое видение с национальными традициями. Листы отражают старания Мунхалова запечатлеть индивидуальность и наследие народа саха, художник одним из первых изображает быт, традиции и «почву», историю Якутии. Графика становится очевидным продолжением технических приемов древней обработки дерева, бересты, кости — на основе этого разрабатываются новые способы работы с материалом. На выставке представлены две работы из серии «Колхозные будни», сюжет которых связан с культурой Якутии: там люди собираются вместе после рабочего дня, для чаепития, рисунок очень красочный, четкие контуры, декоративные цвета.

В 1965 году появляется наиболее значимая серия работ художника «Мой север», где символично трактуется культура якутов. На выставке можно увидеть работу «О, Солнце!», сделанную в достаточно крупном формате. В основе работы образ солнца, к которому обращены герои: солнце обозначает светлое начало, а вместе с тянущимся к нему ребенком — торжество мира. На первом плане изображены олени, которые в якутской культуре могут означать посредников между миром богов и людей. Бесконечно белое простирающееся вдаль снежное поле вбирает в себя людей: на листе можно разглядеть что-то конкретное, но гораздо важнее здесь тяга к условному, к упрощению, так же, как и солнце, образы людей здесь — вечные.

Такой же прием используется в листе «Счастье», на первом плане — женщина, играющая с ребенком (почти якутская Мадонна с младенцем), она сидит в основании дерева, которое своей вершиной уходит далеко за пределы работы и разделяет животных по принципу черное/белое. Здесь — то самое ощущение «почвы», выраженное в образе материнства; человек и пространство живут отдельно — разные, казалось бы, по природе явления, вступают в диалог. Вертикаль, разделяющая работу пополам — дерево, в якутской мифологии — образ счастья, изобилия, небесной благодати, рождения. Дерево находится в трех мирах: верхнем, где обитают боги, нижнем, откуда тянутсятемные силы и в том, где живут люди, как бы связывая божественный мир с миром людей, и через женщину дает силу всему живому. Изображение сделано черно-белыми контрастами, образ получается очень эмоциональным и легким — свет расходится от центра кругами, через штриховку в стороны.

Ближе к 70-м годам Мунхалов создает графическую серию «Гражданская война в Якутии», в основе которой — образ батрака, ставшего солдатом. На них можно увидеть конную атаку, почитание памяти павших, походные привалы ­— в целом серия посвящена героическому пафосу войны. Чуть позже появляется цикл «Думы о времени», где утверждаются высокий смысл жизни и жертвы во имя ее процветания. Сюда же встраивается лист, который можно увидеть на выставке — «Памяти не вернувшихся». Максимально отстраненный, даже лиричный образ: одинокий белый конь, оставшийся на просторах Якутии, ритуальные столбы по краям — и не вернувшийся, но несущий свое знамя дальше человек в верхней части листа. На выставке можно увидеть еще несколько работ, посвященных войне, решенных с преобладанием черного, из которого словно проступают лица, фигуры. Память же как символ — светлая, почти эпичная, торжественная.

В Красноярск привезли четыре листа из этой серии, во всех случаях в основу композиции Мунхалов ставит круг (солнце), который выражает идею единства человека и природы, бесконечности и совершенства. В «Девочках» детские тела и стихия воды словно опоясываются светящимся кругом, погружая весь мир в свет, солнце, так что даже не понятно, бьют ли лучи внутрь — или же из него, наружу. Графика этого времени стремится к изображению обыденной жизни, простоты, естественности.В этих работах Мунхалов отходит от изображения труда, революции, быта — вместо этого листы наполнены поэтичностью, непререкаемой эстетикой.

Несколько работ на выставке принадлежат позднему периоду (художник умер в 2014 году). Наиболее значимая серия, созданная в 2003-2005 годах — «Чурапчинские переселенцы», где Мунхалов выразил собственные переживания и лишения детства. Серия задумана как повествование о несломленном духе народа, о побеждающем добре, несмотря на бедствия и войну. В пейзажи художник вводит национальные образы: якутскую лошадь, коновязь, деревья, вечное небо, солнце. На листе «У родного очага», созданного немного позже — те же образы бескрайнего простора, неизменной лошади, верность дому. Солнце расходится кругами, и тепло ощущается во всем — это уже не пустынная поверхность, а ощутимая связь с местом.

Афанасий Мунхалов стал одним из организаторов высшего художественного образования в Якутии, которое началось с создания филиала Красноярского художественного института в Якутске (в 1994 году). В 2000 году на базе филиала был открыт факультет изобразительных искусств Арктического института искусств и культуры, Мунхалов стал деканом и ведущим профессором кафедры графики. Сегодня многие графики считают его своим учителем — на выставке фактически половина работ принадлежит последователям. «Ученики» образуют группу художников синтетических — они работают в разных жанрах, живописи, графики, книжной иллюстрации, дизайне; можно встретить различные художественные приемы и стилистические системы. Кроме уже «заслуженных» учеников, на выставке есть листы совсем молодого поколения, — все они так или иначе продолжают заложенное мастером, исследуют технику и отражают самобытность якутской культуры.

В графике Марии Рахлеевой много лирического — она обращается к вечным категориям бытия (юность, старость), родной край получает устойчивый образ. Это реалистическое направление якутской графики, фигуративные произведения, в данном случае — традиционный портрет в интерьере.

На выставке только одна работа Туйаары Шапошниковой — в ней демонстрируется интерес к цвету, во многом неожиданный, словно наполненный изнутри энергией. Красочность, декоративность внутреннего сияния эстампа создают ностальгическую атмосферу, делают вполне конкретное абстрактным.

Графика Старостина очень выразительна, в данном случае — многодетальна; в сюжете ощущается притчевость, поиск чего-то изначального, герои зависли в бесконечном пространстве и времени.

* Графика, разумеется, вся под стеклом, поэтому ее нужно смотреть вживую — вход на выставку свободный, со вторника по воскресенье с 10.00 до 18.00.

Источник: