Сегодня продолжим разговор про усадьбу в Вязёмах – часть Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С.Пушкина. О его постоянной экспозиции речь шла в прошлый раз . А сейчас поговорим о выставке.
В голицынском дворце в Вязёмах по традиции проходят и временные выставки на этот раз экспозиция называется «Магия старинного рукоделия». В ее подготовке участвовали также Бородинский военно-исторический музей-заповедник, Звенигородский историко-архитектурный музей, Московский университет дизайна и частные коллекционеры.
Вообще-то рукоделие для начала XIX века – это практически все, из чего состоял быт любого дома: все тогда делалось вручную. Но в данном случае особое место, конечно, занимает вышивка.
Чья детская рука вышила этого чудесного льва – история не сохранила. Но в целом на этой вышивке – словно сам голицынский дворец в Вяземах с его двумя флигелями.
Ладно, оставим эту мою гипотезу, которую сами музейщики, возможно, оспорят. Но нет сомнения в том, что вышивка – будь то нитью или бисером – украшала стены домов начала XIX века практически наравне с живописью.
Одежда того времени тоже украшалась вручную. Причем неважно, будь это дамское платье или военный мундир – ручная вышивка там присутствовала неизменно.
Но бисерное шитье для начала XIX столетия – отдельная статья. Что им только ни украшалось: записные книжки, кошельки, сумочки и шкатулки, пресс-папье и карандаши, стаканы и чубуки трубок.
Между прочим, вполне возможными были и шитые оклады икон.
А теперь самое интересное – приспособления, которые для всего этого рукоделия применялись.
Нетрудно угадать, что это специальный столик для рукоделия. Вот и еще похожее устройство в вязёмской экспозиции.
Вот так могли выглядеть катушки для ниток. В данном случае – перламутр.
Вообще во всем — ножницах, игольниках, крючках и спицах — был важен и эстетический аспект.
А есть тут и совсем непонятные штучки. Вот, например, вполне ясная бальная книжечка – carnet de bal – из тонких листочков слоновой кости.
А вот еще одна – в ней видно отделение для карандашика и какая-то непонятная серая полоска.
А это, оказывается, наждачная бумага – чтобы при необходимости заточить карандаш. 🙂
Или вотеще – масса каких-то непонятных сегодня устройств. Так вот, справа – это приспособления для поддержания шлейфа дамского платья (через колечки они цепочкой крепились к поясу).
И таких тонкостей в экспозиции еще очень много – не всегда сразу и разберешься.
Выставка, как нам обещают, будет открыта в музее в Вяземах все лето. Ну, а как доехать – я уже рассказывала в прошлый раз .
Источник: