Выставка, посвященная символам советской Москвы, открылась в столице

Новая выставка «Ясность цели», открывшаяся на днях в Музее Москвы, посвящена архитектурным памятникам середины прошлого века, знаковым символам советской Москвы. Автор фотопроекта — Михаил Розанов, преподаватель архитектуры в Британской школе дизайна, чьи работы есть и в Третьяковке, и в Русском музее в Санкт-Петербурге, напомнил о по-настоящему культовых советских сооружениях и их уникальных архитектурных деталях. В объективе автора — министерство иностранных дел, Военная академия имени Фрунзе и, конечно, ВДНХ как образ «страны победившего социализма».

Мода на советское в России становится все более очевидной

Устроители выставки считают, что она удивительно созвучна нескольким современным факторам: все чаще идут разговоры о великой Российской империи, и не только о ее прошлом, но и будущем, также сегодня переосмысливается целый пласт советской истории, многое сегодня видится иначе, чем еще 10-20 лет назад. ВДНХ не только вернуло старое советское название, но и переживает масштабную реконструкцию, призванную вернуть знаковому объекту былое величие. Именно такие монументальные здания, как МИД, Военная академия, ВДНХ и другие, по мнению организаторов выставки, и делали «сказку былью», но архитектурная «ясность целей» культовых советских воплощений так и осталась в мире иллюзий, прекрасная, но так и не осуществленная утопия создания рая на земле в Стране Советов.

— Эта экспозиция — история об идеале, о недостижимости счастья, — рассказал мне на открытии выставки «Ясность цели» ее автор Михаил Розанов. — Советская архитектура с ее мощной энергетикой красива, впечатляюща, но сегодня мы понимаем, что все это советское величие так и осталось очень красивой сказкой, а эти архитектурные шедевры — просто декорации будущего и несбывшегося счастья. В середине прошлого века из Москвы пытались создать идеальный город — настолько в нем все правильно, честно, строго. Это город, в котором должны жить идеальные и очень счастливые люди.

— На выставке много молодежи, вы и сами молоды, не говорили ли вам, что несовременно снимать советскую архитектуру, когда столько интересного для объектива в нынешнем мире? — спрашиваю Михаила Розанова.

— Нет, поверьте, все советское, в том числе и архитектурные шедевры, которые простоят века и будут радовать еще десятки поколений, — это сегодня очень современно.

Тему мы продолжили в разговоре с директором Музея Москвы Алиной Сапрыкиной.

— Людям очень интересно советское время: в этом зале у нас — фотографии культовых старых советских зданий, сделанных молодым фотохудожником-романтиком, а в соседнем — выставка «Советское детство», — рассказала директор Музея Москвы. — Эти две выставки перекликаются и создают единое стилистическое пространство. На выставку «Ясность целей» придут взрослые люди, которые смогут почувствовать атмосферу советского величия, в которой жили миллионы советских людей, а на выставку «Советское детство», где показан простой и добрый мир ребенка 60-80-х, люди могут прийти со своими детьми и внуками. Многие наши современники родом из СССР и им приятно вспомнить и о стране, в которой они родились и росли, как о ее величии, так и радостях счастливого советского детства.

Советские бренды могут признать общественным достоянием

Но не только архитектурные воплощения советской Москвы представлены на выставке «Ясность целей»: музей открыл свои фонды и впервые выставил — в подкрепление идеи об идеальном городе для идеальных людей — удивительно оптимистичные скульптуры советских спортсменов.

Вот сильная мускулистая спортсменка с ядром (1959 год, каслинское литье) — весь ее облик, пластика показывает четко: это — победительница. Эта женщина может все, и не только коня на скаку остановить, и в горящую избу войти. Она ни в чем не уступит мужчине, и для нее оскорбительны любые намеки на то, что сила женщины — в ее слабости. Сила женщины — в ее силе. Так видится эта скульптура.

Мощь и сила человека даже в скульптуре «Городошники» 1959 года, хотя вроде изображена типичная бытовая сценка советского досуга (игра в городки — кегли сбить палкой — была в середине прошлого века одним из любимых парковых развлечений мужчин, ныне совсем забытая, хотя и замененная отчасти модным боулингом).

А уж как строго и рельефно очерчены мощные мускулы советских спортсменов, например, в скульптуре «Физкультурник», созданной неизвестным автором в 30-х годах прошлого века.

Идеальные, сильные и смелые люди для идеального советского величественного города — логично и убедительно выстроенная картина вселенского счастья в Стране Советов.

И конечно, бесспорным символом силы и красоты молодой женщины, идеальной советской женщины, считается знаменитая девушка с веслом. Многие сегодня относятся к ней с иронией (героиней скольких карикатур она стала!), и параметры у девушки явно не 90 х 60 х 90, и поза слишком пафосная, и поступь тяжела, но у многих она вызывает и восторг, и светлую ностальгию.

Также выставку «Ясность цели» Музей Москвы украсил подарочными вазами из своих запасников. Все вазы приурочены к большим датам.

Предметы, без которых советская квартира была неправильной

— В советское время к юбилеям, знаменательным событиям принято было вручать вазы — с видами столицы, советской символикой, и обязательно — с дарственными надписями, — рассказала мне директор Музея Москвы Алина Сапрыкина.

Эту вазу с портретами Ленина и Сталина из рубинового хрусталя, специально изготовленную на заводе в Гусь-Хрустальном, трудящиеся Владимирской области преподнесли Москве в честь ее 800-летия в 1947 году. К этой же дате от трудящихся Ленинграда столица получила в дар роскошную золоченую фарфоровую вазу, сделанную вручную мастерами Ленинградского государственного фарфорового завода имени Ломоносова. Идеальному городу и его идеальным людям — идеальные подарки. Красивые символы счастливой сказки, оставшейся утопией, или реальные напоминания о великой советской стране, канувшей в прошлое?

Выставка «Ясность цели» будет работать до 1 марта. Адрес: Москва, Зубовский бульвар, 2, Провиантские склады.

Источник: