Выставка номинантов «Инновации»: что хотят сказать художники?

Выставка номинантов конкурса «Инновация» в этом году открывается сразу на двух площадках. С разницей в два часа выставки откроются во вторник в Государственном центре современного искусства и в ЦУМе. Уже известные списки номинантов комментирует культурный обозреватель «Вестей ФМ» Григорий Заславский .

«Инновация» — это государственная премия в области современного искусства, поэтому ей свойственна некоторая особая степенность и даже неторопливость. Заявки были отобраны уже в начале января, в десятых числах февраля был объявлен список номинантов и вот теперь — месяц с лишним спустя — открываются сразу две выставки номинантов. Главные премии — взрослые и молодежные, «Произведение визуального искусства» и «Новая генерация» — выставят в ЦУМе, все остальное можно увидеть на Зоологической, в Государственном центре современного искусства. Кто-то, пройдясь по строчкам с именами номинантов и названиями проектов, скажет, возможно, и с некоторым разочарованием: остроты недостает.

Остроты недостает. Наверное. После того, как несколько лет «Инновация» обожглась на молоке, то есть когда в списке номинантов появилась арт-группа «Война» с их петербургским проектом на мосту, — в общем, ненаказуемо, если сегодня отборщики дуют на воду. Но острота есть, если присмотреться повнимательнее, просто эта самая острота несколько спряталась внутрь списка.

Да, в проекте «Что этим хотел сказать художник?» Юрия Альберта и Екатерины Дёготь, проект, который в день вернисажа весь состоял из белых стен, которые постепенно заполнялись концептуальными заметками художника, — в нем политическую остроту, наверное, можно найти только при большом желании, имея богатую фантазию. Но, например, «Реконструкция» — проект Елены Селиной и Александры Обуховой, посвященный галерейному движению 90-х годов, собственно, первым шагам галерейной жизни в Москве, а значит и в России, вообще — рождению нового свободного актуального искусства, который вылезал из привычных сквотов, делал ручкой квартирным и прочим андеграундным выставкам, — этот проект сегодня звучал очень даже злободневно. Еще бы! Кто бы мог подумать, что через 20 лет галереи снова будут возвращаться в квартиры, а самые известные галеристы, чьи еще темноволосые, а не седые шевелюры угадываются на размытых фотографиях и видео 90-х годов, что они будут сами своими руками закрывать собственные галереи и менять формат.

Цензуры нет, и официально, да, в общем, и неофициально, ее тоже нет, а заниматься актуальным искусством сегодня как-то все бессмысленней, на смену старшим — Марату Гельману, Елене Селиной и Айдан Салаховой новое поколение галеристов прийти не спешит. Потому не случайно, думается, «Инновация» как бы поскребывает по сусекам, ищет новое интересное в регионах, и региональные проекты как будто должны убедить, что современное искусство живо, не сгинуло совсем, вот и Томск представлен, вот и Владикавказ, причем те же, кто делал во Владикавказе форум «Аланика», сейчас отправились и представляют Россию в Арт-Дубае на знаменитой ярмарке современного искусства.

Но большая часть имен, которые «Инновация» представляет в разделе региональных проектов, давно уже известны в Москве. И группа ЗИП из Краснодара, и Таус Махачева, которая в данном случае «отвечает» за родную Махачкалу.

Ну и две внеконкурсные номинации — Владиславу Мамышеву-Монро и Шалве Бреусу говорят о желании, с одной стороны, исправить ошибки второй главной премии в России в области современного искусства — премии Кандинского, которая Мамышева-Монро в этом году обошла, а у художника, который трагически погиб год назад, другой возможности поучаствовать в конкурсе, увы, уже не будет. Ну, а вторая премия — основателю премии Кандинского Шалве Бреусу слишком очевидно говорит о естественном желании держаться вместе. Иначе современному искусству не выжить.

Источник: