Выставка Караваджо в Москве войдет в историю, считает Ирина Антонова

МОСКВА, 25 ноя — РИА Новости. Самая масштабная зарубежная выставка произведений итальянского художника Микеланджело да Караваджо, привезенных в ГМИИ им. Пушкина из итальянских собраний, войдет в историю российской выставочной деятельности, заявила на пресс-конференции в пятницу директор музея Ирина Антонова.

«Такую выставку невозможно сделать. Практически. Как, например, выставки Рафаэля или Леонардо да Винчи. Тем не менее, она состоялась», — отметила она.

По словам Антоновой, возглавляемый ею музей известен тем, что делает интересные проекты. Из их числа — выставка Сальвадора Дали, которую за 11 недель работы увидели 270 тысяч зрителей.

«В их череде есть те, которые можно отнести к событиям особого рода, как выставка Караваджо — совершенно уникальный проект», — отметила директор музея, которая не сомневается, что показ Караваджо войдет в историю выставочной деятельности в России, также, как и другие выставки ГМИИ — «Пикассо» 1956 года и «Москва — Париж» 1981 года.

В экспозиции представлено 11 картин — на первый взгляд, это не так много, но стоит отметить, что на выставке Караваджо, которая с огромным успехом прошла в Риме в прошлом году было показано 24 его полотна. Произведений художника-реформатора, бунтаря и до наших дней дошло не так уж много, находятся они преимущественно в итальянских собраниях, и музейщики расстаются с ними крайне неохотно, поскольку редко где есть больше одной картины Караваджо, а ради даже одного его произведения в музей приезжают тысячи посетителей.

Как рассказала РИА Новости куратор экспозиции Виктория Маркова, организация выставки была связана с решением большого количества проблем — в частности, надо было не просто добиться получения картин высокого уровня, но еще и обеспечить их сохранность и транспортировку.

«Получить такое количество произведений на выставку, которая проводится за пределами Италии — большой труд. Это самая масштабная и репрезентативная выставка Караваджо за пределами Италии и одно из грандиозных событий в культурной жизни не только Москвы, да и не только России, потому что выставка Караваджо привлекает себе огромное внимание мировой общественности», — сказала куратор, подчеркнув, что все представленные в экспозиции произведения — знаменитые шедевры мирового уровня.

Это, в частности, полотно «Положение во гроб» из Музеев Ватикана. Эта картина когда-то считалась самой прославленной в творчестве мастера, она была написана для церкви, как и большинство его крупных полотен на религиозные сюжеты, но ее украл Наполеон, который хотел этой картиной украсить свой музей в Париже. Проект по созданию музея так и не был реализован, поэтому по договору 1815 года картина вернулась в Италию и попала в Ватикан, — рассказала Маркова.

Также она отметила небольшое полотно «Юноша с корзиной фруктов» из Галереи Боргезе — ранее произведение Караваджо на светский сюжет, а также его последнюю картину «Мученичество Святой Урсулы» из неапольской банковской коллекции.

Посол Италии в России Антонио Дзанарди Ланди, один из первых осмотревший экспозицию, отметил то, что каждая картина на ней, согласно своему статусу шедевра, представлена по-особенному, но внятно и ясно.

Экспозиция занимает погруженные в полумрак три зала, а подсвеченные полотна на фоне затемненных стен брусничного цвета смотрятся подлинными драгоценностями. Каждая картина сопровождается подробным описанием истории создания и бытования, а также изображенных на ней героев.