Всё выше, всё человечнее

— таким видят художники соцреализма уходящее в историю искусство советской державы 

В подмосковном Щёлкове открылась выставка народного художника СССР Петра Павловича Оссовского «Вековые образы России». И хоть ждали её в нескольких городах центральной России, мастер живописи предпочёл именно Щёлково, не самый крупный районный центр Московской области. Наверное, не последнюю роль здесь сыграло то, что руководителем Щёлковской художественной галереи трудится Александр Иванович Беглов, председатель Союза художников Подмосковья, радушный хозяин, вокруг которого давно уже формируется благоприятная творческая среда. В Щёлковской галерее постоянно проводятся презентации интересных выставок, концерты, лекции. Да и слушатель здесь подобрался очень благодарный – патриотичный, близкий по духу художникам-реалистам.

Представляя свои произведения щелковцам, Пётр Павлович рассказал, что его творчество тесно связано с Псковским краем. «Благодаря Пскову и его людям ко мне пришло особенное понимание русских традиций и культуры», – говоритхудожник. По проекту П.П. Оссовского на Псковщине, в Изборске, воссоздана Изборская палата с ее неповторимыми росписями, представленными на выставке в Щёлкове. Художник считает Изборск колыбелью русской государственности. На исторические темы Пётр Павлович готов говорить часами. Такая одержимость помогает ему в творчестве, и в свои 88 лет он обладает удивительной энергетикой. На выставке также были представлены его новые работы и репродукции самых известных картин, таких, как «Золотой Кремлевский холм».

И это лишь небольшая часть из многогранного творчества Петра Павловича Оссовского, академика живописи, причисляющего себя к поколению русских шестидесятников. Но не тех либералов-шестидесятников, которые явились ударной силой «демократов», разрушивших СССР. Пётр Павлович Оссовский и приехавшие с ним на презентацию выставки его товарищи-художники отождествляют себя с поколением фронтовиков. Некоторые из них воевали, другие учились живописи в годы Великой Отечественной войны, и Родина сделала всё, чтобы сберечь и развить открывшиеся таланты, предоставить им лучших учителей, сохранить огонь их творчества.

Прошли десятки лет, а эти люди и сегодня полны планов и идей, отстаивая своё творческое кредо, свою правду в искусстве! С этим они приехали в Щёлковскую художественную галерею.

И действо, как была названа презентация выставки в рекламном буклете, состоялось! Из мира Древней Руси, прямо от полотен Петра Оссовского собравшиеся в галерее любители живописи и начинающие художники перенеслись в солнечную Италию. Именно здесь, в Риме, в кафе «Греко», Пётр Оссовский встречался со своими товарищами в 1972 году. Эта встреча запечатлена в знаменитой картине «В кафе «Греко» народного художника СССР Виктора Ивановича Иванова, также присутствовавшего на встрече в Щёлкове. Картина «В кафе «Греко» стала знаковой для толкования творчества русских шестидесятников. На ней изображены пятеро художников: Г. Коржев-Чувелев, П. Оссовский, Е. Зверьков, Д.Жилинский и сам автор. Минута, остановленная кистью, оказалась действительно торжественной: в итальянском кафе «Греко» бывали многие великие люди, стены его помнят Гоголя и художника Александра Иванова. И вот сидят здесь московские русские шестидесятники, и души их как будто соприкасаются с душами предшественников. «А руки их образуют магический круг, в котором – русская живопись» – так написано в одной из статей об этой удивительной картине.

Такими и предстали перед щелковцами со своими размышлениями и воспоминаниями когда-то встретившиеся в кафе «Греко» Пётр Оссовский, Виктор Иванов, Дмитрий Жилинский. И символический сюжет картины «В кафе «Греко», словно перешагнув четыре десятилетия, нашел свое продолжение в уютной, полной искреннего интереса и восхищения атмосфере Щёлковской художественной галереи. Рассказывая о поездке в Италию, Пётр Павлович Оссовский подчеркнул: «Та встреча в Риме была словно клятва нашим великим предшественникам, нас переполняло ощущение сопричастности к великим русским идеалам. Кто-то раньше, как Гелий Коржев, кто-то позже, но мы осознали огромную ответственность».

Я тоже с детства хорошо помню «Гимнастов СССР» Дмитрия Жилинского, выразительные «суровые» полотна Гелия Коржева «Поднимающий знамя», «Солдат пишет Гомера». Эти репродукции, опубликованные в ежегодно издававшихся календарях «В мире прекрасного», были знакомы миллионам советских людей. Художники эти были очень разные: у Жилинского в портретах современников, в картине с мамой «Ожидание» – удивительная любовь и гармония и поразительно точная передача настроения той эпохи. Гелий Коржев писал советского человека – порядочного, искреннего, самоотверженного, каким был сам. В последние годы творчества Гелий Михайлович словно предвидел предательское крушение идеалов. Болью за русский народ пронизаны его картины «Иван, поднимайся», «Адам Андреевич и Ева Петровна» и многие другие.

А вот Ефрем Иванович Зверьков, прошедший войну, Сталинградскую битву – художник иного плана, пейзажист, бесконечно влюбленный в природу России. «В его отношении к России не было никакой претензии к Родине, никакого желания ее «перестраивать». Он любил ее такой, какая она есть. И все в ней было гармонично!» – так рассказал о творчестве Е.Зверькова Виктор Иванович Иванов. Вспомнив о своих добрых товарищах, Гелии Коржеве и Ефреме Зверькове, полгода назад ушедших из жизни, Виктор Иванович предложил почтить их память минутой молчания.

«Конечно, русские шестидесятники заканчивают свой земной путь, заканчивает свой путь искусство русского, советского реализма. Оно уходит в историю, – подвел итог В.И.Иванов. – Только сейчас, когда завершается это великое и уникальное в нашем искусстве явление, всё яснее просматривается его неповторимость, оно будет всё выше и выше, всё человечнее… И я утверждаю, что нам повезло. Повезло нашему поколению как никакому другому в отечественном искусстве. Мы писали что и как хотели. Но главное – мы были нужны, наше творчество было востребовано, оно было популярно…»

Поколение русских шестидесятников в отечественной живописи, действительно, явление уникальное. К ним относят себя и народные художники Николай Николаевич Соломин, Валентин Михайлович Сидоров, много лет, вплоть до 2009 года возглавлявший Союз художников России и многое сделавший, чтобы русская реалистическая школа живописи жила и развивалась. Но сегодня, к сожалению, продолжать вековую традицию бесконечно сложно. Реализм требует отточенного мастерства, больших усилий и знаний со стороны художника. В советские времена талантливых ребят отбирали по всей стране, из самых глухих мест. Юным художникам давали прекрасное образование, их учили мастерству самые известные мастера. «Кто-то там, наверху, думал о будущем русского искусства, – говорит Николай Соломин, рассказывая об атмосфере, царившей в лучших художественных вузах страны. Тогда мы ездили с этюдником по всей стране, рисовали всё что хотели, работали очень много».

Сегодня молодые художники выживают как могут. С большой горечью мастера советской живописи говорили о нынешней системе образования и воспитания молодежи. Услышат ли их чиновники от культуры? Услышат ли они завещание лучших представителей отечественной культуры, которое выразил Виктор Иванов: «Смысл моего творчества – не в отстаивании той личной свободы, которую сейчас объявили приоритетной над всем и вся, а в том, чтобы выразить духовно-нравственные устремления народа. А без этого искусство – ничто, пустое место»?

  Вы можете следить за комментариями к этой публикации через RSS

Источник: