Всемирно известный фотограф Рольф Гобитс рассказал о жизни в Приморье и искусстве фотографии | РИА Дейта.RU

11 августа 2014, 15:13, Дейта. Мастер фотографии, к чьим работам прикасается рука самой Королевы Англии, рассказал о том, что важно понимать начинающему фотографу, почему теряется истинный смысл фотоискусства, по какой причине он не смог бы жить в России и в чем преимущество межнациональных браков. Об этом и многом другом читайте в нашем интервью с Рольфом Гобитсом.

— Здравствуйте Рольф. Очень приятно видеть Вас, всемирно известного фотографа, у нас в Приморском крае. Вы, кажется, недавно вернулись из Европы?

Да, я на неделю уезжал в Европу.

— Деловая поездка или летний отпуск?

Нет. Вы не поверите, я ездил поздравлять свою маму с 101-м днем рождения.

— Как часто Вас можно встретить во Владивостоке? Вы преподаете в университете, правильно?

Да, я преподаю в ДВФУ, в Школе Искусства, Культуры и Спорта, и я собираюсь остаться здесь до ноября. То есть в общей сложности, ноябрь будет 16 месяцем моего преподавания здесь. Но первый раз я приехал во Владивосток 10 лет назад, когда еще не было университета, не было мостов. Приехал, так как моя жена отсюда родом, и мы вместе навещали ее семью.

— Вы помните первые впечатления о городе?

Это была моя вторая поездка в Россию. Первым городом, который я посетил, был Санкт-Петербург. Там преобладают европейские, нежели русские черты. Также этот город имеет очень долгую, богатую историю. Владивосток еще молодой город, ему всего 154 года. Красивую старинную архитектуру 50-60-х годов XIX века можно увидеть только в центре города. Меня, как человека, который всю жизнь прожил в мегаполисе, сложно было удивить. Вообще это было давно, уже плохо помню свои ощущения. Я сразу ощутил рельеф города: вверх – вниз, вверх – вниз. И помню ужасную жару, я приехал сюда в июле.

— Планируете ли вы продолжить свою преподавательскую деятельность здесь?

На данный момент обсуждается вопрос о моем приезде сюда в феврале. Мы на ранней стадии обсуждения.

— В какой форме Вы ведете свои занятия?

Я даю мастер-классы. Это смесь подачи лекционного материала и практических занятий. Моим студентам интересно слушать об искусстве фотосъемки. Во время практической части, если например, я даю ученикам задание сделать портрет, я показываю им работы знаменитых фотографов, и мы обсуждаем их на протяжении 2 — 3 часов. Потом они идут домой, размышляют, набираются идей, затем приходят ко мне в студию, и мы практикуемся здесь. К слову, совсем недавно наш университет приобрел для фотостудии высококлассное европейское оборудование, которое позволяет расширить диапазон средств и возможностей практических занятий.

— Нравятся ли Вам русские студенты?

Они очень инициативные, энергичные. Видно, что им это интересно, однако большинство моих студентов сами преподаватели графического дизайна. Предполагалось, что я буду обучать еще и иностранных студентов. Однако университету всего год, и все равно основная составляющая — это русские студенты.

— Заметили ли Вы кого-нибудь, кто действительно живет фотографией?

Да, есть такие студенты моего курса, которые настроены очень решительно (улыбается). Но у преподавателей есть другая работа. У студентов есть много других предметов, которые им надо изучать: в университете в рамках специальности молодым людям приходится одновременно проходить 10 — 12 разных предметов. Поэтому они не посвящают столько времени фотографии, сколько это требуется в действительности. В Европе, к примеру, если вы обучаетесь графическому дизайну или фотографии, это все, что вы изучаете.

— Расскажите, пожалуйста, свои впечатления об университете и кампусе.

Насколько я знаю, это первый такой кампус в России. По моему мнению, все, кто впервые попадают сюда, говорят, что это замечательное место. Тем более с июля кампус открыли для всех жителей города. Люди приезжают сюда гулять, устраивают пикники, но при этом, что очень важно, не сорят на территории. Здесь очень чисто! В прошлом году два месяца у меня были апартаменты с балконом, откуда открывался прекрасный вид на море. И если сильно не всматриваться в детали, то можно подумать, что ты на юге Франции: голубое небо, океан, только что построенные красивые здания. Очень впечатляет. Я сделал несколько фотографий, отправил своим друзьям, чтобы они имели представление о том, что собою представляет Владивосток.

— Я слышала, Вы собираетесь осуществить проект совместно со своими студентами и отправиться в путешествие по Приморскому краю?

Да. Приморская Государственная Картинная Галерея в рамках проекта «Музейные диалоги: 10 шедевров из коллекции» пригласила меня и моих студентов совершить поездку по городам Приморского края (Уссурийск, Находка, Арсеньев, Спасск — Дальний, Артем, Дальнегорск и Кавалерово). Каждый участник сам выберет город для посещения, в котором он будет два дня фотографировать природу, архитектуру и жителей. В каждом из семи заявленных населенных пунктов выставка будет длиться две недели. Точкой отсчета станет город Дальнегорск, куда первые два участника уже отправились. Я действительно рад, что этот проект реализуется, и в будущем у нас будет материал для выставки фотографий Приморья. Более того, я планирую создать настольную книгу на четырех языках: русский, английский, французский, немецкий, — которая будет содержать в себе фотоиллюстрации местной архитектуры, людей, дикой природы, которая поражает своей красотой. В Европе нет книги, через снимки описывающей жизнь на Дальнем Востоке, а ведь если спросить людей на западе о том, что они знают о России, то ответ будет: Красная площадь, Кремль и Транссибирская магистраль. Кстати, во время проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году Россия ожидает принять у себя около полумиллиона туристов. И людям не придется тратить много времени на оформлении визы. Это отличный момент, когда впервые приехавшие сюда смогут сесть на поезд и отправиться исследовать российскиеземли, увидеть как прекрасна Россия и как многим здесь можно гордиться.

— Уже несколько лет среди молодежи фотография является модным явлением, они покупают дорогие фотоаппараты, однако шедевров не получается. Вы замечали такое? Что Вы думаете по этому поводу?

Да, это забавно. И я скажу больше, молодежь перестала покупать дорогие камеры и пошла дальше. Они используют свои смартфоны. Поэтому стиль фотографии очень изменился за последние годы. Даже у профессиональных фотографов. Рекламные агентства чаще стали копировать стиль фотографий, которые делает молодежь на свои телефоны. По моему мнению, это уже не настоящая фотография и не великое искусство. В таких снимках нет ничего особенного. Это необдуманные фотографии, люди делают их спонтанно. Фотографы больше не выстраивают кадр, не говорят, как встать, куда повернуть голову, направить взгляд, положить руку и так далее. Они делают, как получится.

— Как мастер фотографии, не могли бы дать совет начинающим? Как бы вы объяснили им, что такое фотография?

На земле 6 миллиардов людей и все могут купить камеру и фотографировать. И каждый будет считать себя великим фотографом, потому как он не может считать иначе. Так в обычной жизни человек, испекший пирог, называет себя шеф-поваром. Подобно этому некоторые думают, что, чтобы стать фотографом, просто нужна камера. Однако чтобы стать музыкантом, нужно выучить ноты, чтобы стать художником, нужно изучить технику, и в сфере профессиональной фотографии не все так просто. Главная проблема начинающих фотографов, да и вообще людей в целом, то, что они смотрят, но не ВИДЯТ. Моя камера всегда со мной и я, когда ловлю момент, говорю: «Подождите, не шевелитесь!». Другие не понимают, в чем дело, и что так привлекло мое внимание, но я-то вижу — глаз уже натренирован. Очень сложно отличаться от других: у нас у всех две руки, два глаза, и мы делаем одно и то же. Но мышление у всех людей разное, мы воспринимаем все по-разному. Мозг формирует, создает картинку, саму идею, камера эту картинку делает. Очень много также зависит от угла падения свет. Вы можете провести такой эксперимент: поставьте камеру и сделайте с одного ракурса три фотографии. Утром, днем и вечером. И вы увидите, насколько разной может быть одна и так же вещь при разном освещении. Свет очень важен. Нужно смотреть, что делает свет.

— Рольф, а что Вы думаете по поводу сэлфи ( англ. – selfie)?

Я не принимаю участия в этом, это ужасно глупо. И когда я вижу, как Обама и Кэмерон делают selfie на прощании с телом Нельсон Манделы, я про себя думаю: «Боже, это ужасно!». К тому же, они никогда не получаются хорошо, эти selfie. Видимо, людям хочется почувствовать себя частью чего-то целого, какого-то движения. Но это не относится ко мне, я отказываюсь принимать участие в том, что люди просто слепо повторяют друг за другом. Нужно понимать, что это очередной тренд. Через некоторое время кто-нибудь принесет другую идею в массы.

Читайте также: Selfie или фотооавтопортрет – бич XXI века

— А что Вы предпочитаете фотографировать: людей, животных, природу?

У меня нет четкого разделения. Вокруг все интересно, все зависит от того, как вы это видите. Многие говорят, что фотографировать детей и животных плохо, потому что их невозможно контролировать. Ты можешь заставить их улыбаться, грустить, показать любую эмоцию, я имею в виду детей, но через пять минут они уже будет смотреть в другую сторону. Это не плохо! Когда фотографируешь человека, своими непроизвольными и естественными действиями он может привнести в твою работу что-то новое. Все может быть интересным, даже мелочи. У меня есть фотографии насекомых, которые смогут заставить вас ахнуть. Все в мире прекрасно, главное уметь увидеть это.

— Среди ваших клиентов очень много именитых, например, Королевская почтовая служба Великобритании, Вы гордитесь этим?

Относительно «именитых» клиентов у меня своя точка зрения. И отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что гордости не испытываю. Человек платит вам много денег за вашу работу, потому что он доверяет вам. Но в то же время он платит Вам деньги, подразумевая, что Вы должны сделать работу в точности, как он от Вас этого требует. Это не всегда хорошо. Возьмем в пример Винсента Ван Гога: при жизни он так и не добился признания. Более того, не смог продать ни одной своей картины. Но продолжал делать то, что ему нравится, вкладывая всю душу в свои полотна. Когда Вам платят деньги, Вы делаете то, что ожидает клиент, хотя и используете при этом свой собственный стиль. Это очень сложно комбинировать, а игнорировать пожелания заказчика Вы не можете. Вам приходится делать то, что он хочет. Но я бы никогда не стал знаменитым, если бы делал то, что от меня хотят другие люди. Да, я был таким, лет до 30, но сейчас нет. Сейчас ко мне приходит человек и просит сделать фотографии, как он хочет. Я говорю: «Я считаю, что лучше сделать по-другому. Тот способ, о котором вы говорите, не сработает». И чаще всего бывает так, что меня слушают, и клиент действительно остается доволен.

— В детстве Вы собирались стать знаменитым фотографом или просто хорошим фотографом?

Нет, не знаменитым. Слава — это то, чем наделяют тебя другие люди. Ты создаешь что-то, и людям это нравится, тебе предлагают работу. Ты не можешь говорить, что собираешься стать знаменитым фотографом. Ведь это не тебе решать, это решать другим. Единственное, что дает тебе слава, это то, что к тебе прислушиваются. И все. Но если ты не делаешь ничего особенного и ничего из себя сам не представляешь, люди перестанут придавать значение тебе и тому, что ты делаешь или не делаешь.

— Спасибо, за такой интересный ответ. Скажите, а Вы хотели бы и смогли остаться жить во Владивостоке?

Это сложно для меня. Я провел всю свою жизнь в Лондоне, а это центр киноиндустрии, музыкальной индустрии, центр искусства. В плане профессионального развития я бы предпочел остаться в Лондоне. Ведь если мне потребуется необходимое оборудование, чтобы доставить его сюда, потребуется много времени. Расстояние огромное, и это будет и дорого, и долго. Но дело не только в этом. Я элементарно не смог бы жить здесь по той причине, что всю свою жизнь прожил в Европе. Мне уже поздно так кардинально менять место жительства. В Европе ты захотел — поехал в Париж или Милан на выходные, я привык к этому. В этом плане мы счастливые люди. Меньше чем за день ты можешь попасть в совершенно другую страну, окунуться в другую культуру. В России ты можешь ехать пять-шесть дней на поезде и оставаться в России. Кстати, то же самое касается и Соединенных Штатов. Там бы я тоже не хотел жить.

— Вы, наверно, много путешествовали по миру?

Да, я много где был. Австралия, Новая Зеландия, Африка, Южная Америка, Северная Америка…Побывал почти на всех материках, разве что в Антарктиде не был.

— А в Китай ездили?

Нет, там я не был. Я часто путешествую по работе, но проблема работы в Китае в том, что твои фотографии потом могут использовать везде. Они не уважают авторское право. В Европе это недопустимо. Например, ты сделал фотографии для журнала, тебе заплатили деньги в том числе и за то, что могут эксплуатировать снимки год. Только этот журнал и никакой другой. Год закончился. Если они планируют и дальше использовать фотографии, они обязаны заплатить тебе еще раз. В Китае нет таких ограничений. Ты отдаешь фотографии, а заказчик может использовать их везде и сколько угодно. Они могут изменять их и отсылать другим людям, перепродавать, поэтому работать в таком ключе не очень бы хотелось.

— Рольф, скажите, влияет ли Ваше эмоциональное состояние на Ваши работы? Ведь известно, многие шедевры мира искусства были созданы человеком во время определённого состояния души.

Я фотографировал писателей, художников, музыкантов и все они признаются, что людистановятся наиболее творческими натурами, когда подвержены депрессии. Я фотографировал очень знаменитую писательницу, сейчас её уже нет в живых. И она сказала мне, что если бы она была счастлива, то не написала бы н…

Источник: