Возвращение Григория…

Экспозиция, представившая 25 работ украинского скульптора Григория (Грегора) Крука, — это очередной важный и необходимый художественный «кам бэк» к украинскому коллективному сознанию, который заставляет его (это наше сознание) «ожить» и зашевелиться. Скульптурное собрание «Женские образы в творчестве Григория Крука», рядом с поразительной современной деревянной скульптурой, стало частью Большого скульптурного салона, который открылся в Украинском доме уже в четвертый раз.

Напомним, что Большой скульптурный салон представляет признанных миром гениев, а также палитру современной украинской скульптуры. В рамках Салона украинцы уже имели возможность своими глазами увидеть пластику Родена, Дали, Александры Экстер и многих других мастеров. На этот раз центральных гостей в Украинском доме двое: Грегор Крук и Деметр Чипарус. Оба мастера по-своему ценны для украинской публики.

Скульптура Деметра Чипаруса отображает моду на стиль ар-деко, который воплощает дух европейских 1920-х. Эта мода появилась среди коллекционеров в 1970-х годах прошлого столетия, и до сих пор цена работ ар-деко на мировых аукционах только растет. В частности, как пишет пресса, скульптура «Шива» (которая есть среди экспонатов в Украинском доме) была продана на парижском «Сотбис» в декабре 2006 года за рекордные полмиллиона долларов. Тогда как двадцатью пятью годами ранее работа перешла к своему предыдущему владельцу за цену в десять раз ниже. Автор «Шивы» и многих других скульптурных работ, выставленных в отдельном зале в рамках Большого скульптурного салона, Деметр Чипарус родился в Румынии, но большую часть жизни прожил в западноевропейской художественной столице — Париже. Он известен, прежде всего, благодаря работам в так называемой хрисоэлефантинной технике. Сочетание бронзы или золота со слоновой костью стало идеальным для воссоздания образов восточного подобия, на что Чипаруса вдохновили дягелевские «Русские сезоны», которые в 1910-х годах окунули Европу в ностальгию по Востоку. Интересно пишет о работах этого мастера исследователь его творчества Альберто Шайо: «Париж 1920-х: в безрассудные времена между двумя мировыми войнами, авангардная музыка, танцы и искусство отходили от академических шаблонов. Тогдашние условия жизни, бившие ключом энергии, отображены в жизнерадостных скульптурах Димитрия Чипаруса».

Собрание «Женские образы в творчестве Григора Крука» — одного из самых известных в мире украинских скульпторов, — это, как говорят, совсем другая история. Не только потому, что Крук представляет иной стиль и образность.

Во-вторых, представленные работы — это часть коллекции Украинской Библиотеки и Архива имени Тараса Шевченко в Лондоне. Само существование этой Библиотеки для многих украинцев может стать неожиданностью. По словам ее директора Людмилы Пекарской, коллекция лондонской Библиотеки включает в себя непосредственно библиотечный, архивный, а также художественный фонды.

К последнему принадлежат, в частности, картины, иконы, скульптура, филателия. Среди архивных документов есть уникальные материалы. Например, переписка известного этнографа, исследователя украинского народного искусства, археолога и «музейщика» Даниила Щербакивского с его братом Вадимом, который жил на Западе и работал сначала в Пражском университете, затем в Мюнхене и Лондоне.

Относительно коллекции работ Григория Крука, то она насчитывает около четырех десятков скульптур, которые были приобретены еще при жизни мастера в 1985 году. В своей статье для журнала «ART Ukraine» Людмила Пекарская детально описывает жизненный и творческий путь Григория Крука. Его творческий почерк пани Людмила изображает как результат сочетания «традиций знаменитых европейских школ», «глубокой народной основы» и «академического профессионализма». Георгий Крук родился в 1911 году в селе Братишев на Ивано-Франковщине. После учебы во Львове попадает к Краковскую академию искусств, а дальше — благодаря ходатайству профессора Богдана Лепкого, выезжает в Берлин, позже — живет в Мюнхене… Пани Людмила вспоминает об уникальных эпизодах из биографии Крука. Например, о том, что скульптор был знаком с дочкой Павла Скоропадского Елизаветой. Она даже уговорила отца заказать у Крука свой скульптурный портрет, после изготовления которого, юноша был приглашен в дом Скоропадских на прием. Всего на протяжении жизни, которая оборвалась в 1988 году в Мюнхене, мастер создал более 300 скульптур и тысячи рисунков.

— Он жил Украиной. Это был его стимул и вдохновение. То, что он принес своими работами в мировое искусство, содержит в себе именно украинский дух, — отмечает Людмила ПЕКАРСКАЯ в комментарии «Дню». — Возвращение, хоть и временное, Крука в Украину имеет огромное значение. Это один из сыновей Украины — талантливый и выдающийся благодаря своим произведениям. Он никогда не скрывал свое украинское происхождение и свою украинскую идентичность. Он, безусловно, принадлежит к золотым именам Украины.

— Григорий Крук имел мечту: чтобы его скульптуры однажды были выставлены в свободной Украине. Сегодня эта мечта осуществилась, но, к сожалению, он до этого дня не дожил, — говорит Федор КУРЛЯК, Генеральный секретарь Союза украинцев в Великобритании.

Через две недели работы Григория Крука из Киева поедут во Львов — ближе к его родной Ивано-Франковщине. Кстати, во Львове, по словам директора Львовской галереи искусств Бориса Возницкого, хранятся четыре небольшие работы Крука. Впрочем, составить представление о творчестве скульптора, благодаря им вряд ли удастся.

В следующем году со дня рождения Григория Крука пройдет столетие. Украинский дом обещает по этому случаю еще большую выставку его работ, а украинская Библиотека в Лондоне даже размышляет над тем, чтобы одну из скульптур передать в Украину. Но, прежде всего, не физическое возвращение работ скульптора имеет значение для Украины. Он должен вернуться, в первую очередь, на уровне коллективного украинского сознания. Ведь сегодня о его творчестве знают единицы. И пока украинство в своем сознании не сложит пазл, который будет включать всех покинутых на произвол судьбы, забытых, изгнанных, игнорированных, до тех пор Украинская государственность не воссоздастся в полной мере. «Кам бэк» Григория Крука — это лишь культурный или художественный акт, это шаг на пути к воссозданию идентичности.

Не будет полным «украинский пазл» и без успеха современных украинских скульпторов на отечественном и мировом уровнях. Именно поэтому ежегодно Большой скульптурный салон представляет работы наших современников, которые имеют все более активный спрос среди отечественных собирателей искусства. На этот раз в Украинском доме свои творения представило 40 мастеров.

Центральная часть выставочного пространства отдана современной деревянной скульптуре Украины — работам Николая Степанова, Николая Кривенко, Николая Малышко, Александра и Тамары Бабак, Александра Ридного. Нужно сказать, что центральная позиция деревянной пластики полностью оправдана. То ли поражающие философско-аутентичные образы-портреты Николая Степанова, то ли этнический авангард Николая Малышко — вся эта орошенная энергией искусства живая деревянная «порода», которая в третий раз «оживает» благодаря погружению в традиции народного искусства, — производит ошеломляющий эффект.

— Скульптура из дерева дает не только визуальный эффект, — говорит Александр РИДНЫЙ. — Люди издавна использовали ее как лекарства. Ведь такая скульптура имеет энергетические свойства. В условиях сегодняшнего дня я бы назвал ее сакральной. Потому что она влияет на людей значительно мощнее, чем бронза.

Экспозиция работ Николая Степанова — самая широкая и, по-видимому, пронизывает наиболее глубоко. Скульптор ушел из жизни в 2003 году. Сегодня дело отца продолжает сын — Клим СТЕПАНОВ.

— Безусловно, в дереве есть особенная живая энергия, которую мой отец очень хорошо чувствовал, — вспоминает скульптор. — Папа очень любил дерево. И я тоже его люблю, хотя я и не такой работоспособный, как отец. А он постоянно экспериментировал, искал новые пластичные ходы, но его первооснова — народная скульптура — оставалась неизменной.

Художественный журнал «АRТ Ukraine», который издается Украинским домом, отныне будет издаваться и на английском языке — четыре раза в год. По словам Наталии Заболотной, уже 2 марта первый англоязычный выпуск полетел в Нью-Йорк на открытие известной арт-ярмарки, где будет «интегрировать» украинских художников в мировое художественное пространство.

Вторая незаурядная позитивная новость заключается в том, что новоизбранный Президент Украины Виктор Янукович направил приветствие по случаю открытия Большого скульптурного салона, таким образом «освятив» все художественные усилия Украинского дома. Что не говорите, а это весьма позитивный знак, как для начала календарной весны, что в Украине, невзирая на перманентную политическую безнадежность, зазвучала высокая художественная нота.