Возвращаясь к осетинскому «Отражению» в Европе

Недавно в центре Брюсселя, а затем во французских Арденнах были проведены значимые культурные мероприятия, заслуженно привлекшие интерес и многочисленные отклики как российских, осетинских так и зарубежных СМИ, специалистов и конечно зрителя, интересующегося современным искусством.

Круглый стол творческой интеллигенции Осетии, России и стран Европы «Мосты сотрудничества», художественные выставки серии «Отражение» в Брюсселе и Монтменди (Франция), а также премьерный показ документального фильма «Офлонский роман» послужили важной вехой в деле сотрудничества Осетии и России со странами Западной Европы в области культуры и искусства.

— Идея проведения подобной совместной выставки возникла больше года назад и обсуждалась в том или ином формате, и в конечном итоге смогла претвориться в жизнь усилиями организаторов.

Это Международная ассоциация осетинских обществ «Возрождение», французская галерея «IR-ART» и Российский Центр науки и культуры в Бельгии. Огромная работа была проделана председателем бельгийской организации «Возрождение» Радионом Пухаевым.

Мероприятие было приурочено к нескольким датам, ко Дню Независимости Республики Южная Осетия, Дню Независимости Российской Федерации и ко Дню города Владикавказ, которые отмечаются 29 мая, 12 июня и 11 июня соответственно.

На Круглом столе обсудили перспективы более тесного сотрудничестве Осетии со странами Европы в области культуры и искусства, укрепления контактов осетинских общин Европы со своей исторической родиной, разработки и реализации новых совместных проектов. Были также обсуждены возможности подготовки к проведению «Дней осетинской культуры в Европе».

Участников выставки в Брюсселе было трое. Игорь Тогузаев (Бельгия), обладатель премии национальной художественной Академии Бельгии — лучший художник Бельгии 2010 года, Александра Полянина (Бельгия), и соответственно было представлено мое творчество.

Открыл выставку Советник посла РФ в Бельгии, директор российского центра науки и культуры в Брюсселе Валерий Борисович Рунов. По его словам, за время его работы в центре, начиная с семидесятых годов, это одна из лучших экспозиций. Тем более приятно было это услышать, зная, как тщательно подходит центр к качеству выставляемых работ.

После официальной части открытие продолжилось в духе лучших осетинских традиций, заглавным тостом и тремя пирогами. Гостей было человек 50-60, как представителей осетинской диаспоры, так и приглашенных иностранцев.

Было приятно отметить интерес к нашим работам, тем более учитывая их национальный характер. Сказать, что бельгийцы не принимают реалистический подход в искусстве не совсем правильно, лучшее свидетельство тому, что в 2010 году звание лучшего художника Бельгии было присуждено Игорю Тогузаеву за представленные им на конкурс три работы, выполненные в лучших традициях академической школы.

Лично мне было особенно приятно познакомиться на вернисаже с искусствоведом Ивом Ван ден Бошем, который сразу отметил, что моему творчеству присуще фламандское мировоззрение.

Привлекали многочисленных зрителей и работы Александры Поляниной, в картинах которой присутствует экспрессия и сложный колорит. Некоторые из них были написаны интересным авторским методом, в танце по полотну с выдавленной краской.

Следующая выставка состоялась уже во Франции. Через два дня мы открыли вторую выставку во французских Арденнах, городе-крепости Монтмеди, которая находится на границе трех государств, Франции, Бельгии и Люксембурга и стоит на стыке туристических маршрутов.

Экспозиция проходила в одном из старинных казематов, большом помещении с полукруглым потолком и специально для этой цели подготовленной организаторами.

Здесь уже надо отдать должное стараниям Игоря Тогузаева, создавшего все условия для проведения наших мероприятий.

Помимо меня, Игоря и Александры здесь свое творчество представили также известный кинорежиссер Вадим Цаликов серией графических листов, посвященных бесланским событиям и его жена Фатима Аликова фотовыставкой на тему «Беслан. До и после».

Выставка собрала много людей, в основном французов, членов осетинской диаспоры и представителей русскоязычного зарубежья Франции, активно обсуждавших представленную экспозицию.

Здесь же состоялся и показ документального фильма Вадима Цаликова «Офлонский роман». Фильм, посвященный семье художников Игоря и Александры, повествует о творчестве и повседневных реалиях, в которых есть место и ностальгии.

Было интересно наблюдать за реакцией зала, люди оживленно реагировали на происходящее на экране, а по окончании сеанса дружно аплодировал автору.

К сожалению, об Осетии в Европе знают мало, особенно молодое поколение. Поэтому тем более важно проводить мероприятия такого рода, для обмена культурным опытом.

Вообще такое общение очень расширяет кругозор, что важно для деятельности художника. И еще хотелось бы особо отметить большой вклад в дело популяризации Осетии за рубежом Радиона Пухаева, который задействует в этом сложном деле разные сферы от политики до культурного обмена.

Так как обе выставки заканчивались приблизительно в одно время, у меня была возможность пообщаться с местным населением и поездить по соседним городам.

Запомнился визит к Иву Ван ден Бошу с супругой, где хозяин собственноручно приготовил несколько блюд фламандской кухни. Состоялись визиты в исторические замки, где за ужином проходило общение с представителями русскоязычного населения Франции, потомками первой волны эмиграции из России, которые стараются сохранить язык, переданный им от родителей, а так же с французами, некоторые из которых изучают русский язык.

Про каждый наш визит можно рассказывать отдельно… Вообще в Европе все дышит историей. Старинные замки, города, соборы. Простой перечень городов, конечно, не сможет выразить все впечатления, но из списка хотелось бы выделить Париж, Брюссель и сказочный Брюгге! В Антверпен и Амстердам я с удовольствием снова вернулся, так как был уже там в прошлом году.