Возрождение хора им. Конечно, А. Впрочем, . Значит Свешникова

Концерт Государственного академического русского хора им. А.В. Свешникова, посвященный 120-летию его создателя – «Музыкальное приношение памяти А.В. Свешникова», состоялся 13 сентября 2010 года в Концертном зале им. Чайковского.

Хор возрождён его нынешним художественным руководителем и главным дирижером, народным артистом России профессором Борисом Тевлиным. Возрождён из руин, в которых коллектив пребывал долгие последние годы. И не только возрожден до уровня, на котором он находился при А.В. Свешникове, но и превзошел его. Правда, для этого пришлось заменить половину состава хора и очевидно приложить огромные усилия, но они оправдались. Кроме дирижёра это, разумеется, и заслуга хормейстеров, – заслуженного артиста России Евгения Волкова, Владимира Кротова и Александра Соловьева. Именно благодаря их общим усилиям сегодня Госхор им. Свешникова звучит великолепно во всех регистрах и динамических диапазонах.

Программа началась со сдержанного, без каких-либо внешних эстрадных эффектов и вполне церковного исполнения двух литургических сочинений – священника Александра Косолапова «Утверди, Боже…» и Добре Христова «Хвалите имя Господне…», в которых очень красиво прозвучали соло баритона Юрия Лаптева. Продолжилось выступление редко исполняемыми, но интересными сочинениями Модеста Мусоргского: Хором из музыки к трагедии Софокла «Царь Эдип», 1860 (первая редакция), «Поражение Сеннахериба» на стихи Дж. Байрона для хора и фортепиано (1867, вторая редакция) и «Иисус Навин» на текст из Библии для хора, солистов и фортепиано (1877). Очень хорошо, что в мемориальном концерте нашлось место для малоизвестной музыки. Эти сочинения лишний раз продемонстрировали самобытность и глубину творчества Мусоргского; особо впечатлила кантата «Иисус Навин» на библейский текст. Хорошо показали себя в ней Лариса Костюк (меццо-сопрано) и Михаил Давыдов (бас-баритон) – оба солисты театра «Геликон», а сам Тевлин продемонстрировал красочные возможности хора. Партию фортепиано исполнила Екатерина Мечетина.

С чувством стиля и вкуса прозвучали фрагменты из «Литургии Иоанна Златоуста» Сергея Рахманинова, соч. № 31: «Благослови, душе моя, Господа», «Слава Отцу и Сыну», «Единородный Сыне», «Господи, спаси благочестивыя», «Святый Боже», «Милость мира», «Тебе поем». Солистка – Людмила Ерюткина. По своему стилю эта музыка конечно более концертного плана, чем литургического. Но сдержанность интерпретации несколько сгладила это противоречие. Особо удачно прозвучал заключительный номер «Тебе поем!» При этом следует учесть, что ранее это сочинение не входило в репертуар свешниковского хора и эти фрагменты выучены за короткое время к рецензируемому концерту.

Вершиной первого отделения стало исполнение восьми хоров из цикла С. Танеева «Двенадцать хоров на стихи Якова Полонского», Соч. 27: «На могиле», «Вечер», «Развалину башни, жилище орла…», «Посмотри, какая мгла…», «На корабле», «Молитва», «Из вечности музыка вдруг раздалась!…», «Прометей». В их исполнении проявились лучшие качества хора во всех динамических диапазонах: от пиано до форте. Особо следует отметить, что и на форте хор сохранил благородство звука и вкус. Здесь, впрочем, как и во всей программе, хор показал огромное количество оттенков своей звуковой палитры – от полнозвучного, но мягкого форте до легчайшего пиано. Причем для каждого сочинения Б. Тевлин и руководимый им хор нашли свои колористические оттенки.

Второе отделение было отдано главным образом русским народным песням в хоровых обработках: «Вниз по матушке, по Волге», В тёмном лесе (Обр. А. Свешникова), «Легенда о двенадцати разбойниках». Слова А. Некрасова, «Степь да степь кругом» (Обр. Ю. Васильева), «Как на Волге валы бьют» (Обр. В. Агафонникова), «Как меня, младу-младешеньку» (Обр. Д. Шостаковича), «Пойду ль, выйду ль я» (Обр. Г. Свиридова). Все эти обработки хорошо известны и стали уже хрестоматийными, но прозвучали они в концерте очень свежо и незапето. В исполнении этих русских народных песен еще раз следует отметить обилие колористических оттенков звучания хора – еще раз прекрасную певческую форму продемонстрировал Ю. Лаптев, солировавший в «Легенде…» и «Степь да степь кругом». Было даже жалко, что в «Степи…» сократили текст; «Легенду…» пришлось даже бисировать, несмотря на затянувшийся по времени концерт.

Завершился концерт хором «Славься!» Михаила Глинки. Жаль, что слушатели в очередной раз услышали не оригинальный текст из оперы «Жизнь за царя», а препарированный в великодержавном сталинском духе текст к «Ивану Сусанину» – в таком мемориальном концерте уместнее исполнять «Славься» в том варианте, в котором хор его исполнял под управлением А.В. Свешникова.

20 сентября начинается цикл из трех концертов Хора им. А.В. Свешникова в Патриарших палатах Московского Кремля.

В Шотландском Глазго вчера поздно вечером завершился международный конкурс пианистов, который завершился полной победой российских музыкантов.Три главных премии завоевали представители русской пианистической школы, воспитанники Московской консерватории.

В 21-м столетии Шотландский Глазго с его роскошными музеями, картинными галереями, концертными залами, театрами и парками является признанным центром искусства, музыки и культуры. Известный за богатое викторианское архитектурное наследие, Глазго особенно гордится своим самым знаменитым инновационным архитектором Чарльзом Ренни Макинтошем, одним из самых известных горожан.

Благодаря великолепным, захватывающим дух пейзажам горной местности, за последние столетия Глазго вдохновлял многих крупных композиторов, в том числе Мендельсона. Объявленный в 1990-м году европейским «Городом культуры», а в 1999-м – «Архитектуры и дизайна», Глазго получил нынче честь называться «Городом Музыки» – одним их трех в мире. Живой, острый и яркий, Глазго справедливо празднует это звание, подтверждая его богатой музыкальной жизнью.

Глазго уделяет огромное значение музыкальному образованию – это родной дом Королевской шотландской Академии музыки и драмы. Через мастер-классы и школьные программы дети знакомятся с классической музыкой на самых ранних этапах обучения. Поощрить стремления молодых пианистов призван Шотландский Международный конкурс пианистов – Scottish International Piano Competitions (SIPS), который проводится с 1986 года и входит во Всемирную федерацию музыкальных конкурсов – World Federation of International Music Competitions, WFIMC.

В этом году соревнование продолжалось 12 дней, и кроме конкурсной, включало программу мастер-классов членов жюри. Были семинары и лекции по самым интересным аспектам фортепианной музыки – их дали Дэвид Оуэн Норрис, профессор Университета Саутгемптона, приглашенный лектор Королевского музыкального колледжа и другие специалисты.

За победу в конкурсе боролись пианисты из разных стран, но все главные призы получили русские пианисты. Первую именную премию «Alexander Stone Memorial Trophy» в размере 10.000 фунтов стерлингов и золотую медаль Frederic Lamond получила московская пианистка Оксана Шевченко, исполнившая в финале 2-й Концерт Прокофьева. Вторая премия в размере 7,500 фунтов стерлингов, серебряная медаль Lawrence Glover и приз за лучшее камерное произведение досталась московской пианистке Надежде Писаревой. Третью именную премию «Douglas McKerrell Memorial Prize» в сумме ?5.000 получил Павел Колесников, исполнивший в финале Четвёртый Концерт Бетховена соль мажор, Op. 58.

Подобного события, когда победа по всем главным номинациям в крупном музыкальном конкурсе доставалась российским музыкантам, не случалось давно. Хотелось бы считать, что это событие не единичное и исключительное, а символическое начало возвращения былой международной славы и престижа русской пианистической школы, давшей миру самые известные имена.