Воронежский курьер

Организаторами архитектурного форума «Зодчество Черноземья-2010» была заявлена больная для Воронежа тема — сохранение культурного наследия в исторических городах. К сожалению, на выставке корреспондент «ВК» не заметил какого-то обилия проектов по реконструкции и сохранению местных памятников архитектуры. Зато появилась возможность вместе с ведущими тамбовскими зодчими оценить историческую значимость и привлекательность печально известной «Усадьбы Быстржинских», в стенах которой бывал Лев Толстой. Два ее дома — №№ 9 и 11 на улице Платонова — гости из соседнего региона, несмотря на сильный дождь, с любопытством изучали около часа.

Уже на входе в Драмтеатр имени Алексея Кольцова красовались масштабные стенды с несколькими концепциями развития историко-культурной зоны «Петровский остров», вариантом комплексной реконструкции улицы Кирова, интересные архитектурные решения, которые студенты Воронежского государственного архитектурно-строительного университета подготовили для нескольких райцентров области. Но это были уже проекты новых сооружений, которые призваны обращать внимание на славную историю Воронежа, или зданий, не касающихся так называемого исторического ядра нашего города. «Здесь представлено очень мало проектов, которые решают вопросы сохранения культурного наследия, — сказала начальник областной инспекции охраны историко-культурного наследия Татьяна Старцева. — Я удивляюсь, когда нестарые архитекторы называют себя проектной фирмой и номинируют на конкурс идеи сооружений, которых не может быть в принципе в определенных исторических местах, даже если сильно начнут просить заказчики». Вместе с Татьяной Сергеевной мы остановились у работы ООО УК «Жилпроект» — фрагментарной реконструкции объекта культурного наследия «Усадьбы Быстржинских» с целью приспособления для современного использования застройки на улице Платонова, 9 и 11.

Проект, вроде бы получивший одобрение на градостроительном совете Воронежа, представляет собой сохранение фасада и, как говорят, объема памятника — дома, где бывал Лев Толстой. Над зданием нависают сразу три прямоугольные башни в 9 — 17 этажей. Причем самая высокая, как у нас водится, оканчивается пикой. Характеристики проекта говорят сами за себя: площадь отведенного участка — 0,37 га, площадь застройки — 2,1 тыс. кв. м, количество квартир — 86, общая площадь здания — 24 тыс. кв. м, в том числе автопарковка. В общем, строительные инновации бьют ключом… прямо на историческую ценность.

Также памятников архитектуры на выставке касались проекты реконструкции Каменного моста (проект, уже представленный на страницах «ВК»), реконструкции «генеральского» дома на улице Таранченко, зданий и целых улиц в Борисоглебске, Боброве, Павловске, Богучаре и Новохоперске, старого Воронежского драмтеатра и ряд других работ. В том числе уже воплощенных в жизнь творческой мастерской «Альянс» (реконструкция особняков на улицах Никитинской, Куколкина и Платонова, городского Дворца бракосочетаний).

Как объяснила концепцию главного стенда нашей области Татьяна Старцева, сохранение исторического облика городов не должно превращаться в их консервацию, оно должно переходить в развитие. Правда, тут же она призналась, что проект железнодорожного вокзала Воронеж-I вызвал «глубочайшее недоумение» у членов жюри. Дело в том, что его здание вместе с улицей Мира, к сожалению, до сих пор не являются памятником истории, хотя уже прошло 40 лет с момента их создания. Иными словами, по обращению любой общественной группы государство может принять архитектурный ансамбль под охрану. Есть несколько проектов, превращающих классический вокзал и улицу в какой-то наноцентр, больше подходящий для некоего аэровокзала будущего. Члены жюри даже подумали от себя направить спецобращение, чтобы еще не тронутое здание вокзала и примыкающую к нему улицу Мира признали единым объектом культурного наследия.

«Посмотрите на отношение студентов к теме форума, — советовала Старцева. — Они прониклись идеей сохранения архитектурного наследия. Не знаю, воплотятся ли их замечательные проекты в жизнь или нет, но главное, что они так думают. К сожалению, Воронеж будущего наши маститые мастерские видят очень многоэтажным и объемным, слишком пестрым. Но я считаю, что нам четко надо отделить историческое ядро города, где должны быть строжайшие регламенты и запрет для неумеренных амбиций, и всю остальную территорию. Оставьте крохотную, трехпроцентную часть старого города в первоначальном виде. В принципе, сейчас законы достаточно строгие, но беда в том, что создатели грандиозного хаоса, который мы с вами увидели, сами стараются жить в уютной человеческой среде, а небоскребы строят не для себя. Они знают, что перед законом все равны, но думают, что они равнее и немного могут потоптать закон».

Среди студенческих работ корреспонденту «ВК» попался на глаза проект всей улицы Платонова, на которой по красной линии сохраняются невысокие исторические постройки. Но на заднем фоне все-таки возвышаются многоэтажки. Стало быть, перспективные воронежские архитекторы понимают, что властям не удастся сдержать аппетиты строителей в историческом центре на уровне малоэтажек. Поначалу я немного расстроился, не найдя на выставке проектов реконструкции памятников, которые бы привлекли внимание инвесторов или меценатов. Налицо был дефицит желания крупных проектных институтов и творческих мастерских Воронежа к общению с историей.

Хочется отметить, что последний раз о «Толстовском доме» «ВК» написал после того, как на территории объекта культурного наследия в ночь на 2 ноября сгорели бесхозные сараи. Тогда из ОАО «Домостроительный комбинат», компании, которая вместе со своей дочерней структурой и владеет усадьбой, пришел небольшой комментарий. В нем, в частности, говорилось, что во исполнение плана реставрации комбинат заключил договор с ООО УК «Жилпроект» на выполнение изыскательских работ для проведения комплексного инженерно-технического обследования несущих конструкций здания для разработки проекта его реставрации. Но работы, жаловался ДСК, не выполнялись вроде бы из-за письма областного управления культуры. Хотя оно всего-то и потребовало от комбината получения необходимого разрешения от государственного органа охраны объектов культурного наследия. Как бы там ни было, но по завершении разработки проекта «реставрации и приспособления памятника» комбинат обещает согласовать его со всеми заинтересованными организациями.

Самое время напомнить, что «Толстовский дом» расположен не просто в историческом, а в исторически-планировочном центре города. В конце XVIII — начале XIX веков участок на Большой Девицкой (сейчас улица Платонова) застраивался капитальными одно- и двухэтажными жилыми домами в стиле классицизма. Сохранившийся комплекс памятников культуры — дома №№ 1, 3, За, 5, 9, 11, 14 и 16 на улице Платонова и № 41 на улице Орджоникидзе — представляет собой эклектичный, но масштабный ансамбль, где в оформление зданий внесены элементы неоклассицизма.

Начиная с 1893 года и до мунипализации усадьбы в 20-х архивы фиксируют в качестве ее владельцев и жильцов дворян Быстржинских. Станислав Антонович был известным юристом, в 1887-м его назначают товарищем председателя Воронежского окружного суда. За службу он удостоен орденов Святых Станислава, Анны, Владимира и других наград. Его жена, Екатерина Николаевна, посвятила себя благотворительности. После их смерти владение домом переходит к их сыну Константину Станиславовичу и его жене. Уже они, не имея недостатка в средствах, осуществили реконструкцию приусадебных построек. До наших дней дошел один из флигелей — левый, теперь —дом № 9. Он оформлен с тяготением к элементам ренессанса и пока соединен арочными воротами с главным домом № 11.

В 1987 году решением Воронежского облисполкома дома №№ 9 и 11 были оформлены как памятники архитектуры. И одних заслуг супругов Быстржинских достаточно для признания дома не только памятником архитектуры, но и истории. Однако в 1894 году в Воронежском окружном суде вступает в должность новый председатель Иван Денисенко. Его ближайший подчиненный Станислав Быстржинский предоставляет ему квартиру в своем доме. И Иван Васильевич с женой Еленой Сергеевной, племянницей Льва Толстого, переселяется на Большую Девицкую. В том же году писатель по пути из города Ржевска заезжает в Воронежскую губернию к родственнице. Пока точно не установлено, в каком доме гостил тогда Лев Николаевич—одиннадцатом или девятом, потому что как раз в то время Быстржинские делали ремонт и занимались достройкой усадьбы. В любом случае с именем Толстого стоит связывать не один дом, а всю усадьбу.

В четверг к стенам памятника мы подъехали вместе с тремя гостями форума из Тамбовской области. «Я думаю, Воронеж не такой большой город, чтобы терять подобные здания, — первым делом отметил Александр Лунькин, заслуженный архитектор РСФСР. — Когда есть возможность, такие объекты надо оставлять в первоначальном виде. Сохранять один фасад — полумера». Его поддержал Игорь Новопавловский, главный архитектор Тамбовской области, почетный архитектор России: «Сейчас в Москве борются за такие здания, почему бы вам не брать пример со столицы? Мне кажется, Лев Николаевич с охранной доски как-то с укоризной смотрит на горожан. А какой декор на объекте…».

В том же русле высказался и Александр Куликов, заслуженный архитектор РСФСР, профессор Тамбовского государственного технического университета: «Беда наших денежных мешков в том, что они не замечают теплый классицизм. Даже на наличники посмотришь — они такие приятные, прорисованные. Пусть говорят, что здание несовременно. Но дом даже визуально производит крепкое впечатление. Ждать нельзя, против памятника действует и время. Я не знаю, как не видят патриоты города такой красоты? Они здесь бывают или нет? Ваш губернатор человек интеллигентный и понимающий, нужно ему сообщить».