Вольфенбютель и Кассель

Волфенбютель оказался симпатичным скучным городком. Наш коллега Никола жаловался, что там чуть ли не самое большое количество наркоманов на тыщу населения во всей немецкой стране.

Но, надо сказать, что немецким наркоманам живется живописно. Красивые резные домики, которые почему-то выступают над улицей с каждым этажом все больше. Красные черепицы крыш, вырезанные на косяках буквы столетий. Мы шли этими улочками к насыпанному песочному пляжу в центре городка. Вдоволь напрыгался, играя в волейбол, в итоге подвернул себе ногу.

Замок, в котором располагается Бундесакадемия искусств, тоже оказался с историей. В нем Лессинг написал мою любимую пьесу «Эмилия Галотти».

В среду ездили в Кассель, смотрели выставку «dOCUMENTA 13» — одна из самых известных выставок в современном искусстве.

Очень интересный был рассказ директора Берндта Лейфельда (генерального менеджера) «дОКУМЕНТЫ». Похожий на Анатолия Смелянского, он тоже раньше занимался театром, но вот уже 20 лет руководит делом, в котором, как признается, ничего не понимает. Судь по всему, менеджер он очень хороший, потому что к 9 миллионам бюджета, которое на выставку выделяют раз в пять лет правительство город, земля и федеральное правительство, он находит почти еще два раза по столько у спонсоров.

В свое время (в 1955 году) в Касселе, разоренном войной, провели выставку, в которой собрали то искусство, которое было запрещено во время нацизма. Уже изначально это была выставка, в которой не столько имело значение качество художника, сколько его нахождение в самом выставочном пространстве контексте, т.е. важно было, как стоит, расставлено искусство. Арнольд Боде зовут человека, который ее придумал и осуществил. Говорят в письмах у него нашли идею об «олимпиаде искусства». По началу действительно между выставками Документы проходило 4 года. Со временем сформировалась так же нынешняя периодичность выставок — раз в 5 лет, три из которых она готовится предварительно выбранным куратором. Принципиально то, что куратор один. Это позволяет быть выставке более авторской, концептуальной, в отличие от многочисленных биенале, которые делаются фактически за год.

В 50-60-х эта работа продолжилась, хотя уже тогда в ней участвовали важнейшие немецкие художники и теоретики вроде Йозефа Бойса. С 70-х годов выставку возглавил Харальд Зееманн. С тех пор она стала еще больше «кураторской» выставкой, в которой центральным вопросом становилось, что есть современное искусство. Интересно нам рассказывал экскурсовод… В своей время современным искусством признавалось то, что выставляется на очередной Документе, т.е. проходило определенный отбор кураторами и экспертами. Сегодня искусство или нет вообще не является критерием, в Документе выставляется все, что «интересно», вызывает отклик.

Нынешняя «Документа», как ясно из номера, тринадцатая. В ней приняло участие более 150 художников. Куратор Каролин Кристоф-Бакардьев ранее делала крупные выставки в Сиднее и Турине, и вообще имеет вес. Поработала она хорошо 🙂 100 дней каждодневных мероприятий, фильмов, спектаклей, перфомансов. Большая издательская работа, огромное количество напечатанных текстов, из знакомых участником выставки был, например, Борис Гройс.

Темой было как раз политическое искусство. Показательно что… Возле главного здания выставки — Фридрецианума стоит лагерь «Окупай», который протестует против выставки. Миллионы тратятся не туда, куда надо. Поставили издевательскую табличку: «Лагерь «Окупай». Произведение современного неконвенционального художника. Палатки, люди». Куратор настояла, чтобы их не трогали. Директор жаловался на то, что власти упрекают его в том, что он провел в лагерь электричество.

За день, который мы там провели, все, конечно, не обойдешь. На днях напишу еще один пост, где опишу, а может покажу даже запомнившиеся экспонаты.

Источник: