«Великая Венеция» в Риме: четыре века весьма венецианского искусства

В Риме в музее при церкви Санта-Мария-делла-Паче работает выставка «Великая Венеция», представляющая четыре столетия венецианского искусства. Здесь можно увидеть более 80 произведений XV — XVIII веков — работы Пизанелло (Pisanello), Тинторетто (Tintoretto), Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto), Каналетто (Canaletto), Тициана (Titian), Якопо Беллини (Jacopo Bellini) и других мастеров.

Все произведения на выставке были предоставлены Академией Каррары — галереей и академией искусств города Бергамо. Здание Академии с 2008 на капитальном ремонте, который планируют завершить к 2013.

Произведения XV века помещены в рамы, обтянутые вельветом. Среди работ можно увидеть «Мадонну с младенцем» Якопо Беллини и портреты, написанные по заказу богатых сеньоров — например, правителя Мантуи Франческо Гонзага (Francesco Gonzaga).

В экспозиции представлен «Портрет Лионелло д’Эсте» 1441 года кисти Пизанелло — один из ключевых портретов эпохи Ренессанса. Пизанелло впервые запечатлел модель в профиль, позаимствовав эту идею с античных монет.

Произведения XVI столетия, по словам куратора выставки Джованни Вилла (Giovanni Villa), уже более натуралистичные. В эту эпоху развивался жанр пейзажа. К тому же на венецианских живописцев оказывали влияние фламандцы: художники стали больше внимания уделять деталям, писали экспрессивно. Представлен шедевр Тициана «Орфей и Евридика», написанный в его искусной манере, с полихроматическими модуляциями.

«Техническая и стилистическая революция, произошедшая в Венеции между 1505 и 1510, предопределила развитие живописи на ближайшие 400 лет, вплоть до импрессионизма, — полагает куратор Вилла. — Если раньше фигуры обводились четкими линиями, то с этого момента каждая линия, каждый мазок стал прозрачным, угасающим».

На втором этаже представлены произведения 1550 — 1750-х. Их краски более темные, насыщенные. Фигуры на картинах Джанбаттисты Тьеполо (Giambattista Tiepolo) уже не столь геометричны, как на портретах в предыдущем разделе выставки. Художник пишет героев в развевающихся одеждах, драпировки передают движение, делают изображенных естественнее.

На выставке представлен красочный пейзаж Большого канала Венеции кисти Каналетто. Мастер подчеркивает уникальные цвета города-лагуны, выписывая голубые воды, бежевые дворцы и красные одежды гондольеров.

Некоторые из представленных работ были недавно отреставрированы. Рядом с ними на дисплеях демонстрируют видео и фотографии процесса восстановления полотна.

Место проведения выставки интересно для посещения само по себе. Музей является частью монументального монастырского комплекса Санта-Мария-делла-Паче. На его территории расположена церковь с фресками Рафаэля «Сивиллы». А крытая аркада, в которой проходит выставка, была спроектирована Донато Браманте (Donato Bramante) — автором базилики Святого Петра в Ватикане.