ВЕДОМОСТИ.ПЯТНИЦА — Тени на балу — В отреставрированной усадьбе Муравьевых-Апостолов открывается Музей декабристов

Всех, кто поднимается по парадной лестнице усадьбы Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной, обязательно встретит ее нынешний владелец, потомок декабриста Кристофер Муравьев-Апостол. Точнее, не сам, а его картонная копия. Для первой выставки в открывающемся Музее декабристов театральный художник Александр Боровский придумал изящное решение: по анфиладе залов расставлены наклеенные на картон фотографии членов семьи Кристофера, одетых в костюмы XIX века, танцующих менуэт, играющих в карты, обедающих и флиртующих друг с другом. Эффект получился неожиданно сильный: постоянно испытываешь ощущение, будто оказался в московском высшем обществе позапрошлого века.

Выставка посвящена открытию усадьбы, которую на собственные средства восстановил Муравьев-Апостол, живущий в Швейцарии и работающий в финансовой компании. Он 12 лет арендовал здание за большие деньги, однако в конце января московское правительство дало ему право снимать его за символическую плату — рубль за квадратный метр в год.«Если раньше мы платили около двух миллионов рублей в год, то теперь эта плата — около 1300 рублей. Это справедливо, но, конечно, все равно не сравнится с теми миллионами евро, которые вложены в восстановление за все это время», — говорит директор музея Татьяна Макеева.

Показывая мне музей, она настаивает на точном соблюдении терминологии: это не реконструкция, а реставрация, причем не в лужковском, а в общепринятом смысле. Штукатурка и краска максимально приближены по составу к материалам, использовавшимся при строительстве дома. Двери, сохранившиеся несмотря на то, что к началу 1990-х здесь стала протекать крыша и обрушился потолок, просто выкрашены белой краской. В двух местах стены специально не стали ремонтировать, и здесь можно видеть массивные бревна, из которых сложена усадьба, пережившая пожар 1812 года и прочие катаклизмы, а также остатки старой дранки, штукатурки и обоев.«Под потолком — сохранившиеся рельефы, мы только отмыли их от масляной краски. Вообще все, что можно было спасти, мы спасли», — говорит Макеева.

Помимо фигур на выставке есть картины Владимира Боровиковского, Джорджа Доу, Федора Рокотова и других художников, предоставленные частными коллекционерами. Но старинные портреты воспринимаются как деталь интерьера зала, где кружатся беззаботные участники домашнего бала. Впрочем, созданное ими игривое настроение полностью уходит, когда открываются двери в последний зал с единственным экспонатом — письмом арестованного Сергея Муравьева-Апостола, написанным в январе 1826 года. В нем он просит прощения у своего отца Ивана Матвеевича за причиненное горе и завещает позаботиться о двух усыновленных им сиротах. За окном усадьбы слышится шум проезжающих по Старой Басманной машин, и содержание письма неожиданно перекликается с последними новостями из расположенного неподалеку Следственного комитета.

По словам Татьяны Макеевой, экспозиция будет постоянно меняться.«По сути Музей декабристов — это выставочное пространство, куда люди должны ходить регулярно. Мы не хотим, чтобы они приходили один раз — и всё. Здесь будут серьезные и интересные выставки, интересные всем, включая детей», — обещает она.

Источник: