Ольга Чернышева художник известный ровно настолько, насколько может быть известен у нас современный художник, не ориентированный на скандалы. То есть в основном профессиональному сообществу и кругу завсегдатаев выставок современного искусства, хотя она выставляется часто, знакома с европейскими кураторами и ценима ими, у нее хорошая профессиональная репутация. Чернышева работает с видео, фотографией, рисует, исследует«социальную геометрию».
https://holistickenko.com/jet-lag-natural-remedies/
luc besson
Давно не было в Москве ваших выставок.
На прошлой биеннале у меня была большая выставка в галерее Байбаковой.
Да, там была серия портретов охранников, теперь они висят в новой экспозиции новейших течений в Третьяковке. Прошло почти три года.
Мне кажется, недавно было это испытание. Я готовила выставку специально для определенного места, а пришлось его срочно менять. Приезжает ко мне у меня тогда в Турции большая выставка была Фолкер(галерист Фолкер Диль. «Ведомости») и говорит, что прежнего помещения не будет, но он нашел другое. И мне пришлось быстро думать, как из подвала перейти на этаж с видом на храм Христа Спасителя.
Фолкер Диль ваш галерист?
Он тогда в Москве открыл галерею и много мне помогал, участвовал в изготовлении работ, даже что-то у Байбаковой отремонтировал. Теперь я работаю с его галереей в Берлине и с нью-йоркской Foxy Production.
А в Москве?
Тут все путано сложилось, Сначала я со Стеллой(Стелла Кесаева, основательница Stella Art Foundation. «Ведомости») работала, потом она превратила галерею в фонд, потом с Фолкером, теперь пробую сотрудничать с Поповым. Идеальной галереи нет, но она нужна.
Сами не справляетесь?
Есть слабые места, сайт стоит, много рутины, групповых выставок, я на них не езжу, но надо работы отправить, биографию. У меня нет ни мастерской, ни ассистентов, живу через пень-колоду.
Почему так?
Я не пребываю все время в статусе художника. Я в состояние художника то заныриваю, то из него выныриваю. Есть художники очень правильные, у которых все становится важным, все маленькие житейские события превращаются в проекты.
Например?
Ну, Франсис Алюс мне очень нравится. Он свою ментальность бельгийца перенес в Мексику и создал свой гостевой образ в этом мире рукоделия, бедности и католической экзальтации. У Уильяма Кентриджа опыт всегда визуализируется отношения с пространством, с людьми, история страны, апартеид.
Но и у вас работы такие же житейские наблюдения превращаются в образ: женщина прихорашивается перед демонстрацией, люди на речном кораблике гуляют, охранники манекенами стоят.
Мне нравится социальная геометрия, место социального тела в пространстве, как все во все перетекает, как мягкие люди попадают в квадратные«сэндвичи». Как живое и склонное к растеканию попадает в геометрию социума. Охранники про соотношение человека и места. Они, как правило, люди, переобразованные для этой работы, у некоторых даже высшее военное образование. Когда стоит человек и ничего не делает, очень интересно, что же у него в голове.
Акакии Акакиевичи и бедные люди.
Мне еще Федотов поздний нравится, когда он слился со своими персонажами. Когда понимаешь, что и офицер это он, и пудель, и себя он написал в портрете, стоящем на столе у вдовушки. У меня был диплом серия акварелей, где он постепенно переходил из мира реального в мир своих персонажей.
И сейчас Федотов?
Сейчас я сделала работу про линии на земле и на небе. Довольно медитативное видео про рабочих, которые тянут кабель и выкладывают его петлями на черный асфальт, такой зюзей. А из моего окна видно, как все небо исчерчено проводами. Музыку нашла подходящую купила в нью-йоркском метро диск у китайского человека. Он сидел там и играл на какой-то китайской дудочке, тянул свою дуду. К этому написала маленький текст, все время его сокращаю. Не знаю, надо ли все объяснять.Вот социальная геометрия.
Наши художники жалуются, что мало востребованы на Западе?
Россия сейчас для западных кураторов не привлекательная страна, в ней ничего не происходит бодрящего, вызывающего симпатию. Россия кажется им мутной, не посылающей сигналов наружу. Мы же поставляем миру сырье, вот и художники у нас какие-то недоработанные. Они мало думают, не приучены, у них нет стратегии, желания зафиксироваться. Западные более стратегичны, ангажированны. А у нас как только ищешь для чего-то профессионалов, то они оказываются какими-то недоделанными. И ты сам такой недопрофессионал. Нет амбиций, желания. Люди заранее намечают себе уютную нишу, может, это правильно с точки зрения выживания, но неинтересно.
А у вас какие амбиции?
У меня странный опыт, я не собиралась быть современным художником. И для меня искусство просто самое интересное занятие, можно что-то придумывать, одно с другим соотносить. Я не очень люблю выставляться, не люблю работы показывать. Такая неполная профессионализация я с этим смирилась и не расстраиваюсь.
Источник: