ВЕДОМОСТИ — Интервью — Константин Чайкин, часовщик

Понятно, что торговля отнимает меньше времени, чем производство. И тут мне мой партнер помог, сказал:«Ладно, сиди точи». Чертежи я делал в примитивном графическом редакторе CorelDraw, а затем вытачивал детали на станках, совершенно для этого не предназначенных. Много времени уходило на подгонку и регулировку, поскольку точность изготовления деталей была не на должном уровне, а от этого страдала точность хода часов. Потом финишная отделка — до уровня, который мне казался хорошим тогда(естественно, это несопоставимо с тем, какие требования я предъявляю сейчас). Весь проект занял около девяти месяцев.

Результат меня так вдохновил, что я написал Алексею Кутковому, у которого тогда был журнал Tourbillon, и Вячеславу Медведеву в журнал«Часовой бизнес», и в 2004 году там вышла статья. У меня появилось несколько небольших заказчиков: кому-то надо было надстройку к часам сделать, кому-то корпус.

— Но известность к вам пришла после того, как вы сделали часы с указателем православной Пасхи.

— Эта идея пришла ко мне случайно в 2005 году. Я начал изучать эту тему и в том же году подал заявку на изобретение. С того момента пошла еще и изобретательская деятельность. Результат той работы стоит в моем кабинете — это первый вариант, там простая кинематика, но очень сложные вычисления. Один из моих клиентов решил сделать подарок патриарху и заказал мне часы с Пасхой, но в более сложном варианте: там были вечный календарь, карта звездного неба — всего около 750 деталей. Это работа 2007 года.

С этими часами я отправился в AHCI. Первое мое письмо в академию осталось без ответа, но после второго меня пригласили на Baselworld. Сначала они не поверили, что в России можно такое сделать, и на генеральном собрании академии было принято решение, что ко мне в Петербург приедет инспекция — убедиться, действительно ли это я делаю часы. Ко мне приехал Петер Уибмер, который тогда был президентом AHCI, я ему показал, что и как я делаю, и осенью 2008 года на Венской часовой выставке я был принят в кандидаты AHCI. В 2009 году я привез в Базель две модели наручных часов: V01 c десятидневным запасом хода и Mystery на 1300 камнях. В 2010 году меня приняли в действительные члены AHCI.

— Почему вслед за настольными часами вы начали делать и наручные?

— В 2004 году Медведев написал, что наручные часы, к сожалению, Чайкин делать не будет, так как нет соответствующего оборудования. Но мне хотелось попробовать себя в этом, и первый серьезный станок у меня появился в том же 2004 году.

— Откуда?

— Когда развалилась сервисная организация«Ленремчас», ее оборудование начали распродавать, и я купил себе один станок Bergeon за 50 тысяч рублей — большую для меня по тем временам сумму. Но одновременно и маленькую, потому что новый такой станок, если заказывать его из Швейцарии, обошелся бы в 18 тысяч франков. Такой станок позволяет изготовить любую часовую деталь с нормальным уровнем точности.

— И дальше был выбор: оставаться кабинотье(то есть делать своими руками пару часов в год) или строить большую компанию?

— Кабинотье — это проще всего: сидеть, точить, тем более что необходимое оборудование было полностью мною освоено. Можно было бы остаться на самообеспечении, но я смог бы делать двое, а то и меньше часов в год — зависело от их сложности. Но в то время уже был бизнес по реставрации часов, а реставрация, в отличие от ремонта, это не просто замена неисправной детали на новую — сначала мастеру нужно эту деталь либо восстановить, либо изготовить, потому что купить ее уженельзя. Мы реставрировали по 10-15 часов в месяц. Такой объем невозможно обслужить одному — соответственно, у нас начали появляться люди, которые умеют изготавливать детали — для карманных часов, для настольных, для наручных. Реставрация — это также изготовление циферблатов, корпусов, фрезерных деталей, то есть комплекс работ по реставрации часов и по их изготовлению — по сути, смежный. Этот центр до сих пор существует, бизнес достаточно уверенный.

— Почему решились на переезд в Москву?

— Логистические вопросы вместе с «Никой» решать гораздо проще. Во-вторых, у Москвы неоспоримые преимущества в том, что касается продаж и маркетинга. Хотя, естественно, есть и свои минусы — например, уровень арендной и заработной платы. Москва и Петербург за рубежом воспринимаются по-разному, Петербург — более«культурный», но с точки зрения организации компании выбор мне сейчас представляется оправданным.

В компании Konstantin Chaykin сейчас работают 60 человек, трое из них приехали из Питера. Двое по-прежнемув Петербурге — это старые конструкторы, с которыми я работаю с 2007 года, люди слишком высокой квалификации, чтобы с ними можно было просто так расстаться. Они работают дистанционно. Остальных людей набирали в Москве. Начальника производства, москвича, нашли еще до переезда, привезли его в Петербург, и он из Петербурга нанимал людей в Москве, они приезжали и перенимали наш опыт. Полгода проработали в Петербурге, и в 2011 году всей командой переехали в Москву.

— И как складываются отношения с новыми инвесторами?

— У нас дружеские отношения — они не вмешиваются жестко в вопросы управления. Потому что я вижу, что объем опыта и знаний, который есть у меня, — именно в области дорогих часов — заставляет партнеров из «Ники» регулярно ко мне обращаться по вопросам, не относящимся к компании Konstantin Chaykin. У марки Konstantin Chaykin план на 2014 год — 250 часов, причем выпускаются одновременно более 15 моделей. Поддерживать такое разнообразие, конечно, сложная задача. А объемы, которые есть у «Ники»(в прошлом году выпущено 250 тысяч часов), позволяют задуматься и о создании собственных механизмов для«Ники». Но начнем мы с создания надстроек для уже существующих механизмов — есть интересные идеи, которые можно реализовать с хорошим соотношением цена/качество. Мне это интересно даже не с финансовой точки зрения, а потому, что вещи, которые я придумал, идут в массы, становятся более доступными.

Вот у нас в офисе висят 54 патента, и еще большое количество патентов находится в стадии оформления. Часть из них передана«Нике» — например, какие-то решения по корпусам часов. Или же решения, которые для компании Konstantin Chaykin слишком декоративные. Например, мы недавно запатентовали«пульсирующее сердце»: на циферблате размещено окошко, под ним — секундный диск с красной и белой полосой; диск вращается, и создается иллюзия, что сердце«бьется» — каждую секунду оно меняет свой цвет с красного на розовый и обратно. Решение недорогое, но очень эффектное.

— В корпоративном мире модно формулировать«миссию компании» — в первую очередь это касается больших корпораций. Но я чувствую, что у вас она тоже есть.

— Konstantin Chaykin превратился из кабинотье в компанию, которая может представлять на мировом часовом рынке Россию — в люксовой нише. По нам также будут оценивать всю Россию, а не только по матрешкам и медведям. Медные трубы мы уже прошли, и потому еще более важная часть — наш пример для других россиян: даже в существующей политической и экономической обстановкев России есть компания, которая со своей высокотехнологичной продукцией успешна на конкурентном мировом рынке. Необязательно уезжать из страны. Думаю, в ближайшие годы мы будем этот флаг нести. Сейчас уже есть не просто надежда, но и вера, что мы сможем это сделать — я имею в виду объединенные ресурсы: и «Нику», и свои силы.

— Как возникла идея написать книгу про«Часовое дело в России. Мастера и хранители»?

— Идея пришла в ходе реставрации астрономических часов Льва Нечаева. Ярославский мастер делал эти часы с 1837 по 1851 год(попутно проектируя и изготавливая отсутствовавшие в России инструменты и станки, необходимые для изготовления деталей для столь сложных часов), мне на их реставрацию понадобилось два года. Плюс от работы с архивом Ивана Кулибина. Один из проектов, который мне очень хочется реализовать, но пока не доходят руки, — это планетарные часы, про которые одни историки говорят, что Иван Петрович успел их сделать, а другие утверждают, что нет. Если они существовали, для того времени это были бы суперсложные карманные часы; если нет — мне было бы очень интересно этот проект закончить. В книге есть эскиз этих часов — мое видение того, как они могли бы выглядеть.

Есть и еще несколько идей. Например, сейчас почти не выпускаются на русском языке новые книги по ремонту и реставрации часов, и не выпускались книги по изготовлению часов не в промышленных масштабах. По религиозной теме в часах книг тоже нет. Второе издание книги по истории часового дела в России также неизбежно — добавилось очень многоматериала. И обязательно хочется рассказать про советский период, потому что это был уникальный пример, когда фактически в чистом поле в 1930-е годы в стране была создана часовая промышленность.

Источник: