Вечерняя Москва — Сергей Кузнецов: Город, где хочется жить и работать

В конце года настало время подвести итоги и услышать из первых уст, что уже успел сделать и что только планирует главный зодчий столицы.

— Сергей Олегович, когда вы заняли свою должность, какие первоочередные задачи ставили перед собой?

— Я всегда старался мыслить маленькими временными категориями, поэтому в первую очередь мне необходимо было определить структуру будущей работы, понять, что происходило в то время с командой. Я не собирался рубить с плеча и менять все революционными методами. Мой принцип всегда заключался в обратном, в том, чтобы плавно вносить изменения, и делать это точечно.

— И все-таки какие объекты обращали на себя ваше внимание в первую очередь?

— В Москве есть крупные территории, которые находятся в упадке. Необходимо заниматься ими — это раз. Развитие промзон — это два. Большой и очень интересный проект «Зарядье» (на фото внизу выставка проектов развития этой территории) — это три. Развитие территории ЗИЛа, Нагатина…

Если говорить более общо, то нам крайне важно наладить диалог архитектурного сообщества. Важно, чтобы в вопросах архитектуры власть и жители Москвы приходили к конструктивному согласию, а не к взаимному недовольству.

— Что вам сказал Сергей Собянин перед тем, как вы согласились занять эту должность?

— Конечно, напутствовал. Произвел на меня впечатление человека, который страстно желает сделать Москву лучше. Это человек, преданный своему делу. Напутствие же было в том, что есть интересные задачи, ими надо заниматься и меня в этом поддержат.

— Какое бы место вы отвели московской архитектуре, если сравнивать ее с другими крупными мегаполисами мира?

— Я бы так не ставил вопрос. Все, что сегодня строится, —все современно. Что-то лучше, что-то хуже, но, так или иначе, все это имеет современный облик. Конечно, если брать лучшие образцы — а это Германия, Голландия, Великобритания, США, Юго-Восточная Азия — то решения, которые есть там, безусловно, сильнее, интереснее.

Само собой, удачные проекты есть и в Москве, и в России. Однако их очень невысокий процент. Одним словом, здесь не нужно стесняться учиться у иностранных коллег. Мы в этом смысле пока уступаем.

Сильно?

— Если вы возьмете справочник, скажем, с тысячью лучшихархитектурных объектов последних лет, то увидите, что объектами из России там заполнены два-три листочка. Для сравнения, объем «немецких» страниц обычно толщиной в два пальца. К сожалению, такова действительность.

— Чего в таком случае не хватает Москве?

— Во-первых, нужно создать почву, на которой росли бы плоды. Почва, в свою очередь, — это конкурентная среда. Другими словами, развитие лучших московских площадок должны проектировать архитекторы, участвующие в открытых, честных конкурсах. Допуском к таким конкурсам должны стать портфолио. То есть это априори должны быть люди, которые способны решать серьезные задачи.

Потом творческие конкурсы. Они должны быть обязательно платными, потому что «за просто так» ни одна серьезная команда работать не согласится. Это во-первых. Вовторых, нужно привлекать иностранных специалистов. Поймите правильно, я не за то, чтобы отдать им в руки все. Так поступить было бы неправильно. Однако решить полностью большую задачу самим довольно сложно. Практичнее направить архитекторов в нужное русло и максимально помочь им.

— В целом как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию с архитектурой в Москве?

— Честно, местами я бы назвал ее запущенной. Есть проекты, которые стоит признать откровенно неудачными, есть и те, которые просто глаз не радуют. Любопытно, что иногда смотришь, как ведутся работы на объекте, и ловишь себя на мысли, непонятно — то ли строят, то ли ломают. Тому есть объективные причины. При системе, когда при получении заказа на интересные площадки, по сути, никакого отбора не было, получать достойные результаты довольно сложно. Однако, на мой взгляд, все эти вещи можно быстро решить.

— Какой вы представляете себе Москву, скажем, через десять лет?

— Я считал бы успехом такой результат, при котором в Москве появились бы места, где люди хотели бы жить, работать да и просто гулять. Чтобы об этих местах знали иностранцы. Чтобы такие территории несли московский дух. Подобных мест в столице пока мало. Не говоря уже о площадках, которые необходимо доводить до ума. Кроме того, Москва должна стать городом с понятными правилами игры — необходимо знать, что есть определенный подход к работе с архитектурными площадками. Должно быть единое понимание с точки зрения транспортных, экологических решений, даже фасадных. Должен быть определенный знак качества.

— К слову о любимых местах, в которые хочется вновь и вновь возвращаться. У вас есть такое место в Москве?

— Знаете, назвать какой-то один адрес не могу. Хорошие, интересные места в нашей столице есть, но их, к сожалению, мало. Район центра города — на Петровке, Неглинке, Патриарших прудах — это места с хорошей атмосферой. Московские проспекты — образец вечной классики, впечатление от которой со временем только усиливается. В Москве есть на что посмотреть, и есть материал, с которым можно делать город, где хочется жить и работать.

Столичные власти определились с использованием территории бывшей гостиницы «Россия» в Зарядье, судьбу которой решал лично Владимир Путин в январе этого года. Рядом с Кремлем решено разбить парк с катком, филармонией и выставочными площадями. Инвестор, который займется реализацией проекта, может быть выбран в начале следующего года.

Согласнопредпроектным разработкам Москомархитектуры, в подземной части этой территории могут быть построены паркинг на 500 машин и общественная зона, а на земле — парк и концертный зал для филармонической музыки примерно на 1500 мест, уточнил в беседе заместитель мэра столицы по градостроительной политике Марат Хуснуллин.

Других капитальных строений не будет, поскольку город стремится максимально снизить нагрузку на эту территорию.

В общественной зоне предусмотрены каток и выставочные площади с торговыми точками для туристов. Напомним, что в феврале-марте 2012 года был проведен конкурс на лучшую концепцию развития территории Зарядья.

75 лет исполнилось в декабре 2012 года самому большому дворцу культуры в столице — Культурному центру ЗИЛ. Этот памятник конструктивизма, созданный братьями Весниными, напоминает по форме самолет.

Источник: