Ваяние и поглощение

В Еврейском музее и центре толерантности в рамках 6-й Московской биеннале современного искусства показывают небольшую ретроспективу поп-звезды современной скульптуры — британского скульптора индийско-еврейского происхождения, Аниша Капура. Здесь можно увидеть его четыре хорошо известные работы: 20-тонную инсталляцию из воска, 10-метровое кривое зеркало и два объемных полотна с пространственно-цветовыми иллюзиями. Рассказывает МАРИНА АНЦИПЕРОВА.

Аниш Капур говорит, что мир полон знакомых нам объектов и что ему интересно делать — так это создавать объекты, которые будут вызывать у зрителя удивление, заставлять себя спрашивать, что это, почему оно находится здесь. Для этого он использует простой рецепт: повышает интенсивность привычных параметров скульптуры — цвета, размера, формы, делая их поглощающими: что огромный размер, что цвет повышенной яркости, кажется, окружают зрителя со всех сторон (сам художник сравнивает это ощущение с душем), практически насильно заставляя вступить с собой в диалог.

Работать Аниш Капур начал в 1980-е, во время реакции на минимализм и концептуализм, и стал одним из лидеров группы молодых британских скульпторов, которые экспериментировали с формами и техниками. В минималистские монохромные, до анонимности лаконичные объекты он в своих ранних работах приносит победу цвета и текстуры, покрывая геометрические конструкции цветным пигментом. В более поздних проектах он сохраняет фабричную чистоту формы, но оборачивает ее так, что работы, будучи по-минималистски чистыми, начинают представлять собой полную противоположность — с богатством цвета, гипертрофированностью масштаба, тревожными фактурами. Его принято считать скульптором, тяготеющим к театральности: каждая выставка Капура — это шоу, практически блокбастер, рассчитанный на производство впечатлений, такой аттракцион от современного искусства, граничащий с провокацией, которую художник иногда поддерживает и в своих комментариях, смешивая идеи буддизма и психоанализа, рассуждая о сексе и смерти, пустоте и непустоте.

На выставке в Еврейском музее представлены всего четыре программные (1993, 2003, 2006 и 2007 годов) работы Аниша Капура, которые, как в учебнике, иллюстрируют его главные темы и интересы: роль цвета, размера, иллюзии, пустоты в объекте. Каждая из них показывает с разных сторон интерес художника к скульптуре как телу: тело как плоть и внутренняя родина, тело как пространство, одновременно пустое и заполненное, а также пространство, которое способно искажать тело. Заглавная скульптура — «Моя алая родина» — представляет собой 20-тонную гору воска, покрашенного в цвет кровоточащего мяса. Здесь есть еще две работы с цветовыми иллюзиями («Мое тело, твое тело» и «Убежище») и стальная кривая, напоминающая кривое зеркало («S-образное»). По залу работы расставлены своеобразно, так что две крайние практически полностью теряются. Стальное зеркало разбивает зал на несвязные объемы — хотя теоретически могло бы быть поставлено так, чтобы, например, собирать объекты или же подчеркивать их, не перебивая внимания. Из-за этого общая драматургия экспозиции теряет плавность своего хода. Каждая отдельная скульптура представляет собой самостоятельный аттракцион, особенно объект «S-образное», который сам скульптор шутливо называет объектом для селфи, однако вместе они не хотят собираться в единую ретроспективу с понятным выбором объектов и их размещением, от чего эффектность общего шоу порядком страдает. Четырех старых работ мало, чтобы понять, чем Аниш Капур живет сейчас,— конечно, огромного «Левиафана» Еврейский музей вместить просто физически не мог бы, но могли бы прозвучать и другие материалы (хотя бы резина, земля и бетон, с которыми любит работать художник) или же — в случае фокуса на его раннее творчество — можно было бы привезти более зрелищные работы с негативным пространством («Сосуд» или «Выворачивая мир наизнанку»). В результате расчет на беспроигрышный успех ретроспективы, который могла бы принести звездность персонажа, оборачивается только вопросами к микровыставке.

Источник: