Василий Поленов и Абрамцево

Эта скульптура – портрет художника Василия Поленова.

Вполне себе похож – можно сопоставить с фотографиями. Тут интересно имя ваятеля — это владелец абрамцевского имения Савва Мамонтов. Который и правда увлекался скульптурой – как видим, не без успеха.

Однако почему в фондах Абрамцевского музея – не только этот бюст, но и несколько сотен произведений самого Поленова? Они сохранились не только в собственном имении художника, где создан мемориальный музей, но и в Абрамцеве. Потому что Василий Поленов многократно бывал здесь в гостях в Саввы Мамонтова.

Нельзя сказать, чтобы Поленов пользовался мамонтовским покровительством, как многие тогдашние молодые художники. С Саввой Мамонтовым они были почти ровесники. Познакомились в Италии, где Поленов жил как пенсионер Академии художеств. Подружились на почве интереса к театру и к искусству вообще – и приятельствовали с тех пор всю жизнь.

Театр – первое, на чем они сошлись еще во время итальянского вояжа. Василий Поленов не только увлеченно создавал эскизы к любительским домашним – а позже и более серьезным – мамонтовским постановкам, но и сам играл на сцене (и различные мемуаристы утверждают, что его игра впечатляла). Разумеется, театральные материалы составляют немалую часть абрамцевской коллекции.

Конечно, присутствует множество местныхпейзажей – Поленов, по свидетельствам родных и знакомых, специально готовил, наклеивая на картон, небольшие куски холста, чтобы писать на пленэре с натуры. Считал, что только так можно поймать момент освещения. Интересно работал при этом с красками чисто технически, о чем можно прочесть в мемуарах его дочери.

Но Абрамцево многим обязано Василию Поленову не только и в художественном, но и в архитектурном плане.

Нет, в этом первом наброске, конечно, еще не узнать знаменитой абрамцевской церкви. Но мысль обратиться к архитектуре русскогоСевера пошла именно от Поленова.

Впрочем, планов всегда было громадье. Елизавета Григорьевна Мамонтова пишет родственнице: « Савва с Базилем целые дни бродили по Абрамцеву и составляли всевозможные  проекты, кажется, ничего в покое не оставили. Сделали несколько проектов перестроить дом, выстроить дачу, вдвое шире реку сделать, построить собственноручно поэтическую часовню, перенести мастерскую. Кажется, довольно для трех дней. (…) Все застремились в природу. А так как дух предприимчивости всегда более всего мучает Савву и Вас.Дм., то они вчерапосвятили почти полдня на осушку нижнего пруда. Увлеченные ими и все абрамцевское население приняли горячее участие в этом важном деле. Мальчики суетились ужасно. Но, к несчастью, результат, кажется, выйдет плачевный – болото .»

Пруд, как могут убедиться посетители Абрамцева, благополучно вернули на свое место. А вот многие задуманные постройки действительно в Абрамцеве появились.  Включая церковь: хотя главным автором окончательного архитектурного проекта стал Виктор Васнецов, интерьеры – это в основном Поленов.  

И вот как раз наоткрывшейся выставке, сегодня, можно видеть вблизи детали иконостаса, которые обычно зритель рассматривает с некоторого расстояния. Дело в том, что церковь в Абрамцеве сейчас на реставрации, и элементы декора временно переехали на выставку.

Прежде всего, именно Поленов создавал эскизы знаменитого резного иконостаса. И деревянный киот репинского «Спаса» — это тоже Поленов. И эскизы сохранились.

Сам Поленов написал «Благовещение» для царских врат – тут несомненно отражение впечатлений от его поездок на Восток. 

Среди других написанных Поленовым икон – Кирилл и Мефодий, летописец Нестор. Ну, и резьба – неизменно по его эскизам.

А вот совсем вроде бы неожиданные вещи. Но эти тарелки (в Абрамцеве была и керамическая мастерская) тоже расписаны Василием Поленовым.

Еще эксперимент: икона над входом в церковь – майоликовая.

А вот этот карандашный портрет — Наталья Якунчикова. Которая приходилась, к слову, двоюродной сестрой Елизавете Мамонтовой, жене Саввы.

Барышня принимала активное участие во всех абрамцевских делах. Резала по дереву, вышивала, а главное – участвовала в театральных постановках, где нередко играла дуэтом с Василием Поленовым. В результате дело кончилось свадьбой – первым венчанием в свежевыстроенной церкви. Именно в Абрамцеве, в также свежевыстроенном гостевом доме, пара провела свой медовый месяц. В этом строении, так и именуемом с тех пор «Поленовской дачей», и открылась выставка.

К выставке, кстати, издан очень толковый каталог.

Вот еще несколько свежих абрамцевских фотографий – не забудьте прогуляться и по территории усадьбы.

О расписании: по субботам в летний период работу экспозиций продлили до 20 часов, а гулять в парке можно до 21 часа (в прочие дни, соответственно, 18 и 20 часов).

Как добраться: об этом я уже подробно рассказывала здесь: http://www.echo.msk.ru/blog/moscowtravel/1143144-echo/ .

Об Абрамцеве и Мамонтовых читать также:

Источник: