В Ярославле открылась выставка уникальных кукол

В Ярославском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике открылась выставка «Такие разные куклы».

Предложили поиграть — это, конечно, сказано громко. Большинством представленных экспонатов не играют: их бережно берут руками, обазательно в перчатках, сдувают с них пылинки, держат под стеклом — одним словом, ими любуются.

Все кукольные редкости приехали из костромского музея уникальных кукол и игрушек. Дата рождения многих из них — конец XIX — начало XX века. Причем розовощекие фарфоровые милашки в платьях с кружевами и оборками сохранились идеально вместе со всем своим гардеробом.

— Такие куклы и в то время были очень дорогими, ими играли нечасто, поэтому многие из них хорошо сохранились — рассказывает основательница костромского музея кукол и игрушек Надежда Шейко.- Ведь у многих натуральные волосы, и они в прекрасном состоянии. Самое удивительное, что и одежда часто полностью сохранена — и верхняя, и нижняя, то есть все антикварное. Потому что в семьях такие куклы берегли. Пример такого отношения — семья нашего последнего царя Николая II. У них куклы известных европейских фабрикантов тоже, конечно, были — и подаренные, и приобретенные. Но княжны могли поиграть ими только в качестве поощрения за что-то, и далеко не весь день, а лишь несколько часов. В остальное время куклы украшали интерьер.

По словам организаторов выставки, несмотря на свое название «фарфоровые», эти куклы делались из папье-маше, дерева или композитной массы. Фарфоровыми были только головы. Эта технология применялась во всей Европе.

В Смоленске выбрали лучшую масленичную куклу

— То, что называется «кукольностью», больше всего характерно именно для этих игрушек: идеально матовая, ровная «кожа» розовато-персикового цвета, круглое пухлощекое лицо, непропорционально большие, широко распахнутые глаза, маленький, чаще всего приоткрытый ротик, тело с детскими пропорциями и такими деталями, как ямочки на ладошках и ступнях, — рассказывают организаторы. — Этот стереотип кукольной внешности был столь общепринят, что использовался для создания совершенно различных образов. Например, если пену кружевных оборок, воланов и рюшей, в которых утопала кукла-девочка, меняли на матросский костюмчик, то получалась кукла-мальчик. А если фигурку наряжали в модное женское платье, то кукла превращалась в даму.

По словам Надежды Шейко, игрушечная коллекция началась с кукол-сувениров, которые привозились из республик бывшего СССР. Но когда в руки попала настоящая немецкая антикварная кукла, тогда азарт коллекционера проявился во всей своей неуемности. Она начала ездитьпо музеям, по антикварным базарам, аукционам, магазинам. Сейчас в коллекции больше двух тысяч экземпляров: куклы антикварные, винтажные (старые игровые), так называемые характерные: с высунутым языком, смеющиеся, гримасничающие — одним словом, хулиганистые. Кукольная мебель (есть даже кукольный школьный класс сталинского периода с лозунгом на игрушечной стене «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство»), игрушки для мальчиков, плюшевые медведи, елочные игрушки, Деды Морозы… В общем, все, что составляло и больше века назад, и сейчас волшебный мир детства.

Впрочем, антикварные куклы подчас гораздо интереснее взрослым, чем детям. Например, немалое количество посетителей выставки поломало голову над названием экспоната «Кукла с флиртующими глазами», пока Надежда Шейко не объяснила:

— Есть куклы, у которых глаза закрываются, веко двигается сверху вниз, это так называемые спящие глаза, очень распространенный вариант. А мне интересно было найти кукол с флиртующими глазами — если куклу немного качнуть, такие глаза начинают озорно «бегать» из стороны в сторону. На выставке есть две такие куклы.

К сожалению, увидеть, как же эти редкие экземпляры стреляют глазами, на выставке нельзя — они неподвижно и гордо стоят за стеклом и ни с кем не «флиртуют».

Источник: