В Третьяковской галерее открылась выставка «Александр Головин. Фантазии Серебряного века»

«Мы хотели выявить характерные черты творчества Головина», — сказала директор Государственной Третьяковской галереи

МОСКВА, 27 марта. /Корр. ИТАР-ТАСС Анна Нехаева/. Выставка «Александр Головин. Фантазии Серебряного века» открылась в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) на Крымском Валу. Смотр, приуроченный к 150-летию со дня рождения живописца, иллюстрирует все грани таланта русского мастера.

«Мы хотели выявить характерные черты творчества Головина, — сказала директор ГТГ Ирина Лебедева. — Интересно, что Головин учился вместе с Левитаном, Коровиным, Врубелем, сотрудничал с Поленовым. И выставками работ этих мастеров мы показываем разные эпохи нашего искусства».

«К монографическим выставкам мы всегда готовимся с особой тщательностью, и этот проект не стал исключением, — сказала в интервью корр. ИТАР-ТАСС заместитель директора ГТГ Татьяна Карпова. — На смотре впервые во всем многообразии представлено художественное наследие живописца, графика, театрального оформителя, мастера декоративного искусства. Головин — третья важная фигура российского модерна, мастер синтетического дарования».

Как отметила замдиректора ГТГ, в живописи мастер работал в смешанной технике, старался добиться эффекта матовой живописи, тонкослойной, которая казалась невесомой, как роса на паутине, которую подсвечивает солнечный свет.

«Для Головина было важно достичь ощущения невесомости, хрупкости и изящества, что проявлялось как в композициях и колорите его работ, так и технике, — продолжила Карпова. — Но оказалось, что с точки зрения сохранности эти эксперименты Головина не оправдали себя. Поэтому выставке предшествовала большая реставрационная работа». Третьяковской галерее удалось собрать в экспозиции около 300 артефактов. Только Бахрушинский музей предоставил ГТГ более 100 работ, а сценические костюмы привезены из в Санкт- Петербурге.

Впервые в Москве демонстрируются долгое время считавшиеся утраченными костюмы к спектаклю «Маскарад» М.Ю. Лермонтова в постановке Всеволода Мейерхольда (1917) из собрания Александринского театра. «Эскизы и костюмы к «Маскараду» очень интересны, в сценографии спектакля через ритмическое строение цветового и светового решения было передано ощущение надвигающейся катастрофы», — рассказала Карпова.

В этой же части смотра показаны эскизы декораций и костюмов, работы к спектаклям «Кармен» Жоржа Бизе (1908), «Дон-Жуан» Жана-Батиста Мольера (1910), «Орфей и Эвридика» Кристофа Глюка (1911), «Сольвейг» на музыку Грига (1922) и другим.

Отдельная часть смотра посвящена портретам. Показаны серия портретов Федора Шаляпина, цикл портретов «Испанки», в которых фрагменты декораций становятся фонами и частью образной характеристики моделей.

Особое внимание обращает на себя раздел, посвященный декоративно-прикладному искусству. Среди уникальных экспонатов смотра — эскизы Головина к майоликовым панно для фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве. Именно Головин был автором большинства панно, помимо центральной «Принцессы Грезы».

Знаковой работой выставки стала «Умбрийская долина», в центре которой — розы, один из ключевых мотивов в искусстве и поэзии эпохи символизма и стиля модерн.

Всего в смотре участвуют 23 музея и частные коллекции из России и СНГ. К выставке подготовлен фундаментальный каталоги организована культурно-образовательная программа, включающая лекции, авторские экскурсии, встречи со специалистами. По четвергам экспозицию можно будет посетить до 22:00 мск.

Выставка будет открыта до 24 августа.

Источник: