В столице открылся музей истории евреев в России

Первый в стране музей истории евреев в России создавался в короткие сроки. Решение приняли 14 месяцев назад, после открытия небольшой выставки в Библиотеке иностранной литературы. За год собрали 4 тысячи экспонатов. В постоянную экспозицию вошла лишь четвертая часть. Покупали у частных лиц и на крупных аукционах.

Создание такой уникальной коллекции за феноменально небольшой срок еще раз говорит о сплоченности народа, который на протяжении мировой истории был гонимым.

Благотворительность – важная часть еврейской культуры. Во все времена евреи собирали деньги для невест–бесприданниц, мальчиков, которых надо было обучать грамоте — список огромный. В нынешнем музее тоже масса даров, некоторые раритеты передают музею прямо на вернисаже.

Новый музей посвящен истории евреев, которые жили на территории России. До революции 1917 года — в черте оседлости, перемещаться за пределы которой было нельзя. Туда входили Кишинев, Минская губерния, Литва, Польша. Наверное, самое интересное – бытовая культура. Во время свадебного обряда молодые стоят под вышитым покрывалом-хупой. Один из экспонатов – башмак, милая традиция с еврейским юмором. Если еврейка оставалась вдовой и бездетной, ее должен был взять в жены брат мужа. Если же он отказывался, то вдова била его башмаком, позорила.

Но это скорее картинка из местечка. Ассимилировавшиеся евреи жили иначе. Видим бумагу, в которой богатая дама Шошанна Персиц приглашает гостей на праздник. «Документ на иврите напечатан в Москве по поводу первой стрижки ее сына», — рассказывает Леонид Лифлянд, директор «Музея истории евреев в России».

Погром — страшное слово, которое без перевода вошло в разные языки мира. Начало погромов и спровоцировало первую волну эмиграции из России в 1880-х годах. Следующие волны были уже позже — в 1929 году, например, многие уехали в Палестину. В то же время эта эпоха — расцвет еврейского театра в СССР. Это были театры, где играли на языке идиш, а не на иврите. Иврит длительное время считался мертвым, затем был возрожден. В 1919 году в Советском Союзе иврит официально запретили, как религиозный язык.

«Иврит ассоциировался с эмиграцией. А идиш — язык бедных масс. Так оно и было», — объясняет Юрий Каннер, президент Российского еврейского конгресса.

Экспозиция рассказывает не о вечных перемещениях евреев, скорее, о взаимных проникновениях культур. Скажем, закон запрещал еврейскому художнику изображать людей, и мастера сосредотачивались на орнаментах и шрифтах. Когда с середины XIX века евреи стали ассимилироваться, начали появляться выдающиеся живописцы. Большой вклад евреев в искусство отечественного театра, кино и живописи переоценить трудно.

«В стране была сосредоточена основная масса, половина всех евреев мира», — говорит Сергей Устинов, учредитель музея.

Они были с русскими и на полях сражений Великой Отечественной, и в Ленинградскую блокаду — везде. Два с половиной миллиона евреев унесла война — многие погибли страшной смертью в гетто. Создание Биробиджана, дело врачей, борьба с «безродными космополитами» — обо всем этом рассказывают экспонаты нового музея.

Он будет работать по будням и бесплатно! Единственное условие: на экскурсии придется заранее записываться.

В Москве открылся музей истории евреев в России. В экспозиции — тысяча редких предметов и документов, ранее недоступных исследователям. Музей можно посетить бесплатно, предварительно записавшись на экскурсию.