В Сочи завершился «Фестиваль театров кукол стран Причерноморья»

Во время «Фестиваля театров кукол стран Причерноморья», который прошел в Сочи с 13 по 19 октября, были показаны 16 спектаклей, которые посетили около 3 тысяч зрителей. Организаторы считают, что фестиваль прошел успешно, заявляя, что практически на всех постановках был аншлаг.

Как сообщал «Кавказский узел» , фестиваль прошел в рамках Года театра Культурной Олимпиады в Сочи . Он был организован творческим объединением «КультПроект» при поддержке Министерства культуры РФ.

В основном конкурсе было показано 11 спектаклей из Армении, Турции, Румынии, Украины, Молдавии, Болгарии и России. По его итогам главный приз фестиваля — «За лучший спектакль» получил Сахалинский областной театр кукол за постановку «По ту сторону Гоголя». Приз за «Лучшую работу режиссера» присудили Гавриилу Кадариу из Румынии за спектакль «Дыхание». Приз за «Лучший актерский ансамбль» достался коллективу спектакля «Сказка, упавшая с небес» Театра кукол имени Ованеса Туманяна из Еревана.

Судило конкурс международное жюри, в состав которого вошли режиссеры, художники, театральные критики из России, Эстонии, Чехии и Ирана.

Во внеконкурсной «Off-программе» были представлены российские кукольные спектакли, уже получившие высокую оценку на российских и международных фестивалях.

В рамках фестиваля была также организована образовательная программа. Так, три дня в фойе Зимнего театра работала Мастерская кукол и мультфильмов, где сочинские дети вместе с московскими художниками-мультипликаторами создавали собственные мультфильмы. За время работы мастерскую бесплатно посетило более 250 ребят.

В рамках фестиваля прошла выставка российских художников театра кукол, на которой были представлены 7 наиболее ярких представителей этой профессии из Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, Сочи.

Большой интерес у профессионалов-педагогов и представителей творческих профессий вызвали мастер-классы и лекции, которые прошли в рамках фестиваля. В частности, мастер-класс Евгения Ибрагимова был посвящен традиционному театру черкесов и включил в себя показ спектакля в виде черкесского традиционного площадного представления. В нем участвовали более 30 человек.

Программу показов авторской анимации представил Большой фестиваль мультфильмов. В его рамках состоялись показы шести сборников мультфильмов, которые бесплатно посетило более 150 сочинцев.

Организатор «Фестиваля театров кукол стран Причерноморья», программный директор творческого объединения «КультПроект» Соня Дурова надеется, что фестиваль будет иметь продолжение.

«Нам бы не хотелось, чтобы этот фестиваль был первым и последним. Идея хорошая, сочинскому зрителю, как показала практика, это интересно. Залы у нас были битком практически на всех спектаклях», — отметила Дурова.

По ее словам, во время спектаклей была создана демократичная обстановка, которая многим была непривычна. «Например, на спектакле садиться на пол для всех было удивительно, а дальше уже нормально — садились сами», — отметила организатор.

Соня Дурова отметила множество проблем у театров кукол и кукольников в России. «Благодаря нашему постсоветскому взгляду на жизнь до сих пор считается, что театр кукол — это искусство для детсадовских культпоходов, — отметила Дурова. — На самом деле, это не так — мы пытаемся это донести. Но самая большая проблема, что на отделение театра кукол в учебные заведения идут учиться те, кого не взяли «на драму», то есть по остаточному принципу».

«Театру кукол много зрителя не надо, мы работаем в камерном пространстве. У куклы другой способ существования на сцене, другое время. Свой зритель у театра кукол будет всегда», — уверена организатор фестиваля.

Сочинский театра кукол «Саквояж» участвовал в Фестивале театров кукол стран Причерноморья во внеконкурсной программе со спектаклем «Скоморох и Змей Горыныч», которые актеры театра разыграли прямо на площади перед Художественным музеем города.

В составе театра «Саквояж» — всего четыре человека, в программе театра пока — четыре спектакля по классическим литературным сюжетам. В настоящее время идет работа над новым спектаклем по книге Туве Янсон о Муми-тролле. Дважды театр подтвердил категорию «Народный».

По словам руководителя и актера театра «Саквояж» Романа Соколовского , спектакли театра востребованы, единственная проблема — недостаток информации, так как денег на рекламу у театра нет.

Он отметил большое значение «Фестиваля театров кукол стран Причерноморья» для сочинского зрителя как площадки для знакомства с различными традициями и техниками кукольных театров мира, а также для развития сочинского театра кукол.

Соколовский рассказал, что ему «фестиваль дал очень много в профессиональном плане». «К нам в театр приезжали все члены жюри, много подсказали по строению марионетки, как лучше сделать многие технические вещи», — отметил руководитель театра.

В рамках фестиваля «Саквояж», театр Виктора Антонова и Театр марионеток «Кукольный дом» из Санкт-Петербурга участвовали в благотворительных выездах с концертами в отдаленных селах большого Сочи: Головинка, Горное Лоо, Большой Кичмай и др. Спектакли бесплатно посетило более тысячи детей.

«Эти села находятся настолько далеко, что дети там «варятся в собственном соку», для них наш приезд — был настоящий восторг, такого приема мы не видели давно. Они настолько были счастливы, так принимали, так встречали нас. Это дорогого стоит», — отметил Соколовский.

Один из обладателей главного приза фестиваля Сахалинский театр кукол в этом году отметил 30-летний юбилей, получил новое здание, провел Международный фестиваль театров кукол. При этом, большинству актерского состава нет и 30 лет, а молодые актеры для работы в театре приезжают из центральной части России, Украины.

«Мы не испытываем ужаса пустых залов, — отметила директор и художественный руководитель Сахалинского театра кукол Антонина Долгополова . — Нам приятно осознавать, что на спектакли к нам приходит много молодежи 20 — 25 лет. У них есть интерес. В старом здании, когда закрывали сезон, негде было сажать людей».

Долгополова уверена, что театр кукол сегодня должен выполнять воспитательную и образовательную функцию для юного и молодого зрителя. Именно поэтому она рада, что на фестивале в Сочи был показан спектакль «По ту сторону Гоголя» о муках творчества великого русского писателя, со сценами и персонажами из его произведений.

«Я убеждена, что мы должны воспитывать зрителя, не идти у него на поводу категорически, — считает директор театра. — У нас есть спектакли на очень серьезные темы о Пикассо, Жанне Д’Арк, и на них с удовольствием ходят, хотя там нет очень смешных сцен. Люди смотрят, думаю, сопереживают».

Как подчеркнула Долгополова, важно заинтересовать молодых ребят, которые только приходят работать в театр. «Они сами видят качественный профессиональный результат, что театр выезжает, показывает свои работы, видят другие театры и постановки», — отметила директор, добавив, что «случайных людей в театре быть не может».

Спектакль «Дыхание» — обладателя приза за «Лучшую работу режиссера» Гавриила Кадариу — вызвал самую неоднозначную реакцию у зрителей на фестивале в Сочи — от резкого негатива до восхищения.

«Наш главный принцип — не может всем все нравиться, — прокомментировала такую реакцию организатор фестиваля Соня Дурова. — Спектакль из Румынии вызвал очень разноречивые оценки — середняка практически не было: либо пятерка либо единица. На самом деле это прекрасно».

«Спектакль «Дыхание» — это испытание себя, провокация публики, чтобы быть живым, добиться контакта со временем и аудиторией, — объяснил режиссер Гавриил Кадариу . — Это скорее самопровокация, чем провокация в адрес публики».

По его мнению, «этот спектакль имеет медленный ритм, потому что он взывает к индивидуальности зрителя, призван вовлечь зрителя в творческий процесс и как бы вернуть к себе». Именно поэтому, как подчеркнул режиссер, «нельзя говорить о типовой зрительской реакции, речь идет об индивидуальной реакции».

Большим значением для фестиваля стало участие в конкурсе спектакля «Карагёз — ведьмы и индийский факир» — традиционного теневого турецкого театра, который привезли кукольники из Анкары.

Театру тени насчитывается около 700 лет, под именем карагёз театр известен с 16-го века. «Традиционное искусство карагёз передается только от мастера. Это должен быть мужчина, чтобы озвучивать мужские голоса. И наши молодые актеры — выпускники драматического театра, куклам учатся у нас», — рассказал художественный руководитель театра «Темпо» из Анкары Халюк Юдже .

Всего в репертуаре театра «Темпо» около 40 спектаклей, поставленных в разной технике, четыре из которых — карагёз. В течение сезона в театре играется как минимум 8 новых спектаклей.

«Карагёз — это всегда театр, который, как Петрушка, высмеивает какие-то пороки общества, — отметила директор театра «Темпо» Марина Юджи . — Сейчас в наших спектаклях много сатиры в основном политического характера. И это абсолютное новаторство. Но при нынешней государственной политике в Турции это начинает становиться опасным».

Как сообщал  «Кавказский узел» ,  Культурная олимпиада  стартовала в Сочи 2010 году. Согласно требованиям Международного олимпийского комитета, она начинается за четыре года до начала Олимпийских и Паралимпийских игр.

В программу Культурной олимпиады в этом году были включены  VII открытый джазовый фестиваль «Black Sea»  и  фестиваль авторской песни «Лето – это маленькая жизнь» , ежегодный  XII Международный органный фестиваль ,  акция «Кино в твоем дворе» ,  специальный проект международного фестиваля-школы «Территория» «Полнолуние» .

С 14 по 16 октября  в рамках Культурной олимпиады в Сочи пройдет «Марафон регионов России» . Смотр соберет на главной площади города более двух тысяч артистов из всех регионов страны, его участники будут выступать с номерами, наиболее ярко отражающими особенность и самобытность каждого региона.

Примечание редакции : см. также новости » В Сочи открывается фестиваль Олега Митяева «, » Завершился фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи «, » В Сочи открывается международный джазовый фестиваль «.