В Пермском музе современного искусства PERMM открылась выставка «Первая коллекция. Причины и связи».

Большинство из представленных на выставке работ пермяки уже видели: здесь есть часть экспонатов Ольги и Александра Флоренских с выставки «Русское бедное», бисерные ордена «Свиты президента» Дмитрия Цветкова, супрематические сыр с колбаской «Синих носов», много Бродского. Восставлена полностью инсталляция  Ильи Кабакова и Бориса Гройса «Игра в теннис».

Есть, однако, и новые проекты. Это не выставлявшиеся в Перми образцы современного искусства — к примеру, «Остановка» Олега Кулика с табличкой «Маршрут: Россия» или «Занавеска» из березовых полешек Татьяны Антошиной.

— Не все работы, представленные на выставке, находятся в нашей коллекции, — рассказывает Михаил Сурков, замдиректора музея PERMM. —  Например, «Оперившийся осел» известного китайского художника Джан Хуана не принадлежит музею. Мы показывали его на выставке «Москваполис» и оставили на время у себя, намереваясь сделать китайскую выставку, но небольшой бюджет музея и отсутствие технических возможностей пока помешали это сделать.

По словам Михаила Суркова, музей своей «Первой коллекцией» демонстрирует публике, в каком направлении он намерен развиваться дальше. Для этих целей PERMM просилхудожников, выставлявшихся в рамках тематических или персональных проектов, передать часть своих работ в дар музею. Некоторые экспонаты выкупались инвесторами и тоже передавались музею. Так и собралась эта «Первая коллекция» — прообраз будущей постоянной экспозиции. Соответственно, подборку экспонатов здесь можно счесть знаковой. Судя по ней, PERMM выбрал курс на разнообразие до беспорядочности, поскольку музей Марата Гельмана интересуется всеми проявлениями современного искусства. Здесь и фотография, и графика, и инсталляции, и скульптура, и «бедное искусство», и видеоарт, и прочие забористые конфигурации, не имеющие внятного жанрового определения, но сопровождаемые содержательными подписями типа «Занавеска» или «Остановка».

Организаторы отмечают при этом, что художники и их произведения организуют «динамические пары», концептуальные круги и своеобразные художественные «кластеры». Например, «Белый проект» Петра Белого представляет сырьевой ландшафт современной России: нефтехранилища и вереницы железнодорожных вагонов с топливом на экспорт символизируют сырьевую зависимость России. А рядом — космический аппарат, сложенный из пачек сигарет «Союз-Аполлон». Вывод напрашивается сам собой: на нефтяные средства СССР вышел в космос, но сегодня и нефтяные миллиарды не позволяют угнаться за прогрессом. И российский космос — уже больше бренд, чем предмет для гордости.

— Эта выставка — такой полигон, где обкатывается концепция будущей постоянной экспозиции, — пояснил Михаил Сурков. — Скорее всего, она не будет именно такой, какой получилась эта выставка. Но нам интересно, на что может среагировать публика, узнать мнение зрителей.

Правда, заместитель директор музея PERMM тут же оговорился, что мнение зрителей никак не повлияет на то, попадет ли какая-либо из выставленных работ в коллекцию музея или не попадет. Потому как оценка зрителей интересует музей только «с точки зрения социологии». Ориентация на чистое искусство, можно предположить, — еще один из принципов музея, который скорее видит своей задачей не просветительскую работу, а только презентацию объектов под маркой «совриска».

Выставка Музея современного искусства PERMM  «Первая коллекция. Причины и связи» открыта  с сегодняшнего дня, 25 января, по 10 марта 2013 года.

Источник: