В Москве покажут «Наскальные изображения каньона Лошадиная Подкова»

 Известный исследователь доисторического искусства, кандидат исторических наук Арсен Фараджев открыл в Дарвиновском музее свою персональную фотовыставку. Выставка посвящена наскальным изображениям каньона Лошадиная Подкова (штат Юта, США) — любопытным образцам первобытного творчества, сохранившимся донаших дней. Открытие выставки приурочено к 100-летнему юбилею первой публикации о первобытном творчестве (в испанской пещере Альтамира) на русском языке.

С 1995 года А. Фараджев является представителем России в Международной Федерации организаций по изучению наскального искусства. На вопрос о том, с чего началось увлечение петроглифами, Арсен Анатольевич отвечает просто: «Поскольку я глубоко люблю искусство, мне очень интересно, как оно началось. Этот вопрос позволяет понять, что, собственно, в нас человеческого, потому что способность создавать изображение и воспринимать его и есть то немногое, что нас отличает от других млекопитающих».

Наскальные изображения каньона Лошадиная Подкова (Horseshoe Canyon), первоначально известного под названием Барьерный Каньон (Barrier Canyon) — это важнейший и самый знаменитый памятник первобытного изобразительного творчества в штате Юта (США).

Место, где река Колорадо огибает красную гигантскую скалу в причудливом 180-градусном изгибе — одно из самых живописных во всем Гранд Каньоне. Каньон Лошадиная Подкова образован устойчивым к эрозии песчаником мезозойской эры и является составной частью обширного плато Колорадо. Его недра скрывают богатейшую галерею наскальных рисунков, точный возраст которых до сих пор не установлен.

В 1970-х годах, с лёгкой руки археолога Полли Сшаафсма, в тогда ещё Барьерном Каньоне часть крупных наскальных рисунков, напоминавших силуэты людей, была названа «стиль Барьерного Каньона». Благодаря этим наскальным пиктограммам первобытного творчества ещё более 330 других памятников в других каньонах плато Колорадо с похожими рисунками также получили название «стиль Барьерного Каньона».

По мнению американских исследователей, наскальные рисунки в стиле Барьерного Каньона, датируемые возрастом 8700-7000 тыс. лет, были созданы палеоиндейцами, принадлежавшими к так называемой общности Западной Архаичной культуры. Позже скопления наскальных изображений в стиле Барьерного Каньона дополнили рисунки палеоиндейцев — носителей культуры Анасази, а ещё позже, уже в исторический период, изображения в стиле Фремонт.

Стилизованные человеческие силуэты величиной до двух метров вписаны в спрессованные в течение миллионов лет сложные скальные поверхности песчаников. Общим для скоплений изображений каньона Лошадиная Подкова является отсутствие культурного слоя перед ними и единый стилистический канон, обеспечивающий их удивительную внутреннюю мощь. При зрительном изучении пиктограмм почувствовать удаётся намного больше, чем увидеть. Выставку дополняют музыкальные произведения современных индейцев Навахо, проживающих в районе плато Колорадо в настоящее время, и фрагмент фильма Би-Би-Си о создании и назначении наскальных изображений аборигенами Австралии.

Источник: