В Москве показали, как наглядные пособия становятся искусством

Выставка Беренис Эббот «Фотография и наука» в Мультимедиа Арт Музее открывает неизвестную страницу фотоавангарда, когда художники шли рука об руку с учеными в поисках новых тем и образов. Серию снимков, созданную в конце 1950-х годов знаменитой американкой для Массачусетского института, ждала удивительная судьба: из служебных иллюстрацийдля учебников они превратились в художественные шедевры.

Ловкость камеры и никакого обмана. Именно так можно прокомментировать дуги из зависших белых шариков, спирали огненных волн, расходящиеся от электродов, и потрясающие узоры намагниченной пыли. Все это Беренис Эббот снимала со страстью ученого-фанатика, попутно изобретая приборы для собственной лаборатории. На выставке показываются два таких изобретения: синяя куртка с множеством карманов длявсех возможных приспособлений и подобие штатива для фиксирования камеры во время опытов. Запатентуй госпожа Эббот этот предмет – век не знала бы нужды, ради которой соглашалась на журнальную поденщину.

Заказ от Технологического института по иллюстрированию школьных учебников физики тоже можно было бы считать чистой воды халтурой, если бы не два принципиальных момента. Во-первых, искренняя вера Беренис Эббот в научный потенциал фотографии. Она пророчески предчувствовала, что в скором времени снимки станут главным мерилом прогресса: толькотак публика и сможет оценить достижения ученых – от лунных пейзажей до разгона квантовых частиц. Во-вторых, эту работу Эббот восприняла как художественный вызов. Как возможность создания новой абстракции, которая, с одной стороны, связана со всеми «измами» начала ХХ века (в том числе и дадаизмом ее наставника Манн Рэя), а с другой – с математикой и геометрией послевоенного мира без идеологий и культов.

Самым парадоксальным, но одновременно и самым знаковым снимком выступает композиция «Что такое радуга» (на фото). Комментарий к ней повествует следующее: проходя через преломление в пластиковой сфере, луч проецирует на экран спектральные цвета. Все бы замечательно, но только фото принципиально черно-белое, а радуга – это тени и мерцания на черной поверхности. То же самое с гирляндами из шаров: эти застывшие в черноте бусы не что иное как демонстрация свободного падения и силы земного тяготения. Степень условности, доведенная до артистического жеста. Факт, который держится на воображении. Наука хороша, потому что она красива. Собственно, в этом и заключалась революция Эббот: с помощью камеры она привнесла поэзию в область, по определению лишенную слов. Примерно также создавались голландские натюрморты XVII века: вещи, изъятые из обыденности (типа кубков или винограда) и превращенные в метафоры.

Удивительно, что самоценность снимков Беренис Эббот заказчики почувствовали немедленно. Мало того, что ее фотокартинами были проиллюстрированы все учебники для школ (интересный факт: этот самый американский учебник был даже переведен на русский и распространялся ограниченным тиражом в СССР среди учителей). Сразу после окончания двухлетнего труда в 1960 году была устроена эдакая передвижническая выставка для пропаганды точных наук. Называлась она «Образ физики» с явным ударением на первом слове. По заверению устроителей, немало подростков были вдохновлены увиденным и вместо юридических и экономических факультетов выбирали физико-математические. Как говорится, сила искусства.

Источник: